Тема: Роль имени прилагательного в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадеева Туяна Гомбоевна

Открытый урок русского языка в 3 классе.

Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Вид урока: «Художественная мастерская»

Тип урока: закрепление знаний.

Цель: формировать знания о роли имён прилагательных в речи, добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными

  • изобразительно-выразительные возможности прилагательного;
  • уметь использовать эпитет при выполнении заданий творческого характера;
  • определять значение прилагательных;
  • правильно использовать имена прилагательные в речи.

Задачи:

1. Закрепление знаний о морфологических особенностях имён прилагательных

2. Развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой и изо;

3. Воспитание любви к природе через содержание урока, коммуникативных и познавательных компетенций

Оборудование: дом. задание , иллюстр.  материал к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе.

Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Вид урока: «Художественная мастерская»

Тип урока: закрепление знаний.

Цель: формировать знания о роли имён прилагательных в речи, добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными

  • изобразительно-выразительные возможности прилагательного;
  • уметь использовать эпитет при выполнении заданий творческого характера;
  • определять значение прилагательных;
  • правильно использовать имена прилагательные в речи.

Задачи:

1. Закрепление знаний о морфологических особенностях имён прилагательных

2. Развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой и изо;

3. Воспитание любви к природе через содержание урока, коммуникативных и познавательных компетенций

Оборудование: дом. задание , иллюстр.  материал к уроку

Ход урока.

1. Организация урока. Позитивный настрой.     (слайд 1)

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

2. Введение в тему урока.

- Наш урок мы проведём под девизом

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».   К.Г.Паустовский       

   - Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками и на некоторое время перенестись в художественную мастерскую. Людям этой профессии необходимо быть (какими?)…. чуткими, внимательными, творческими. А помогать нам во время работы будет художница:  

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?     ( Имя прилагательное)

  - Совершенно верно.

- Итак, тема урока: «Роль имён прилагательных в речи»  

   - Сегодня на уроке мы вспомним, какова роль имён прилагательных в речи, установим межпредметные связи языка с литературой и изобразительным искусством, будем учиться любить и понимать красоту природы.

Цель:

  • Углубить знания имён прилагательных в речи
  • Установить межпредметные связи языка с литературой и изобразительным искусством
  • Воспитывать любовь к природе через содержание урока

      - Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Какую картину жизни  вокруг себя вы хотели бы видеть? Счастливую, красочную, мирную, радостную…(по 1 прилагательному говорят дети.)  

  -  С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать  с помощью нашей речи.

  - Что можно описать с помощью прилагательных? (примеры детей) Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. 

   - Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской.

3. Работа по теме урока.

  - Как любой художник, вы должны знать жанры изобразительного искусства. Давайте сегодня их вспомним.

- Этот жанр изобразительного искусства, посвящен изображению неодушевленных предметов (франц. nature morte - мертвая природа)

  • Натюрморт    (слайд) выборочный

  - Что обычно изображено на натюрмортах? (утварь, плоды, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.)

Упражнение 1.

Итак, работа в парах. «Угадай предмет» 

 - Работать вы будете в парах. Каждая пара имеет набор имён прилагательных. Вы должны по данным именам прилагательным определить, о каком предмете идёт речь и в карточке написать его название.

- По данным прилагательным нужно определить существительные

  1.  Большой, пузатый, горячий, блестящий, важный - самовар
  2. Горячий, сладкий, чёрный,  ароматный, листовой  - чай
  3. Вкусные, сдобные, свежие, ванильные, мягкие - булочки
  4. Жёлтый, кислый, полезный, свежий, сочный – лимон
  5. Изящная, чайная, хрупкая, фарфоровая - чашка
  6.  Густой, тягучий, пчелиный, золотистый, цветочный - мёд
  7. Плетёная, лёгкая, круглая, крепкая, вместительная, цветочная  - корзина  
  8. Красивые, душистые, нежные, яркие – цветы

    - Прочитайте свои существительные по парам.

   - К какому жанру будет относиться картина, которую  изобразил художник  с таким набором предметов? Натюрморт

  - А теперь давайте посмотрим совпали ли ваши предположения с нашим натюрмортом.

(Открыть картину и сравнить угадали дети о чём шла речь)    (слайд)

   - Как вы определили, о каких предметах говорится в задании? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными).

   - Чтобы рассказать об удивительном и разном, нарисовать все ярко и красочно, нам нужны слова – имена прилагательные, а художнику краски.

    - Готовы определить следующий жанр?

   -  Этот жанр изобразительного искусства, посвящен изображению какой-нибудь местности.  Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

  • Пейзаж (слайд ) 

    - Художник пишет картины с помощью красок. А как писатель рисует картины жизни, явления природы, передаёт свои чувства к окружающей природе которые приобретают особую изобразительную силу? Словами

      -У этих слов есть специальные названия - изобразительно – выразительные средства языка.

     - Какое изобразительно-выразительное средство языка вы знаете? Эпитеты

Эпитет – художественное определение. Эпитеты образно характеризуют предмет, они обладают способностью «озарять его»  

- Для чего поэты и писатели в своих произведениях используют эпитеты? Эпитеты придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение.

- А теперь мы переходим к следующему упражнению.

Упражнение 2

- Каждая пара получает карточку с предложениями

1 В первой части найти эпитеты и подчеркнуть.

  - Прочитайте предложения, а затем называйте эпитеты.  

1 пара А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

2 пара Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую седые облака.

3пара И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Вся комната янтарным блеском озарена.

Веселым треском трещит затопленная печь.

4 пара Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

2 А теперь вы переходите ко второй части задания

 - Вам надо внимательно прочитать строчки из стихотворения и заменить прилагательные на эпитеты.

Тонкие сосны развесили свои  колючие лапы.

Зелёные ёлочки укрыл тихий снег.

Горят красные ягоды на неприметной  рябине.

На толстых ветках дуба лежит  покрывало из снега.

Стройные  сосны развесили свои иглистые лапы.

Изумрудные ёлочки укрыл молчаливый снег.

Горят рубиновые ягоды на застенчивой (скромной, робкой) рябине.

На могучих ветках дуба лежит снежное пушистое покрывало

- Прочитайте полученные предложения

  • Работа в группах по картинам.

   - Чтобы продолжить работу, вам необходимо объединиться в группы. Девочки, мальчики.

   - Перед вами две картины.  (слайд)

- Какой день изображен на первой картинке, на второй?  Ясный, пасмурный

- Слова какой части речи  помогут вам описать погоду, ветер, настроение?  Имена  прилагательные

   - А теперь слушайте следующее задание.

   Упражнение 3

  -  Перед вами абсолютно одинаковые тексты, попробуйте вставить подходящие  по смыслу имена прилагательные. Девочки запишут текст, описывающий первую картинку, а мальчики –  постараются описать второй пейзаж.  (Уточняем задание – можно вставить и одно слово, и два – по желанию ребенка)

НАПРИМЕР:

          Девочки

     Наступил солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Эта чудесная погода полностью соответствовала прекрасному настроению.

         Мальчики

      Наступил пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Эта плохая погода полностью соответствовала ужасному настроению.

  • Дети зачитывают свои тексты

     - Какие слова помогли изобразить один и тот же текст по разному?  Мы использовали слова с противоположными значениями: Слова – антонимы.

  - Молодцы, замечательно справились с заданием.

    - Готовы к работе со следующим жанром изобразительного искусства?

    - Этот жанр изображает человека на картине, фотографии в скульптуре.

  • Портрет (слайд)

    - Прилагательные широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

  - Работать вы будете в том же составе. Слушайте следующее задание.

Упражнение 4

 - Каждая группа  получает одного сказочного героя и одинаковый набор прилагательных. Вы должны выбрать и выписать только те прилагательные которые подходят для описания внешности, характера, привычек вашего героя.

Карлсон – рыжие волосы, голубые глаза, .пухлые ручки, , весёлый, озорной, добрый, жадный, ворчливый, обидчивый, неряшливый, в меру упитанный, хитрый.

Пьерро – печальный, неудачливый, чёрные волосы, белое лицо, худой, грустный, влюблённый

- Одна группа зачитывает описание своих героев, другая группа отгадывает героя.

Вывести героев на экран. (слайд)

  • 4. Подведение итогов урока.

-Вот и подходит к завершению наш урок.

-Ккакую роль играют имена прилагательные в речи?

 ( Прилагательные придают речи яркость, выразительность, образность. Делают речь точной.)

«Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроении».

- С задачей урока мы справились?

- Какие задания вызвали сложности?

-Что понравилось на уроке больше?

4 Анималистический жанр ( Слайд)  (Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.)

  • Подбор существительных с устойчивым выражениям – работа в паре.

  1. Домашнее задание:

Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь. Нарисуй эту планету. 
                                               ________________________

На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши.  Зато  очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика  сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и  ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.

 ( Прилагательные для сказки: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса на тему "Роль имен прилагательных в речи"

Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.Планируемые результаты:-Предметные:знать:роль имен прилагател...