Урок русского языка"Правописание глаголов с - тся, - ться" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Куликова Лариса Владимировна

Урок по теме Правописание возвратных глаголов с - тся, - ться. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx334.04 КБ
Файл prezentatsiya.pptx197.19 КБ

Предварительный просмотр:

"Правописание -тся, -ться в глаголах". 4-й класс

Цель: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах.

Задачи: познакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах; работать над обогащением словарного запаса, развивать орфографическую зоркость; внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей; создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку; положительное отношение к учёбе, к знаниям; бережное и заботливое отношение к природе.

Формируемые УУД.

  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Регулятивные: постановка учебной задачи; сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
  • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник, толковые словари,  карточки для исследовательской работы, карточки дифференцированных заданий, листы диагностики знаний, карточки-опоры –тся, –ться, презентация.

Ход урока

1. ОРГ. МОМЕНТ

- Подравнялись, успокоились, начинаем урок.

Посмотрите на гостей. Поздороваемся с ними!!!

-Здравствуйте!!!

Давайте покажем, как мы работаем на уроке.   Садитесь.

- проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке вам понадобится учебник, тетрадь, пенал. Кто готов к уроку-поставьте руку на локоток.

-Вижу, что все готовы. Молодцы!

2. Сообщение темы и целей урока

Оформим запись в тетради

Шеснадцатое апреля

Класная робота

(орфографическая ловушка -метод ошибок)

-Сейчас вы поработаете в парах. Спросите  у своего соседа: «Зачем нужен русский язык?» Задача второго за 1 минуту убедить своего  соседа по парте в необходимости изучать русский язык.

-Время вышло. Кому удалось убедить своего соседа, поднимите руку.

-Давайте послушаем одного человека с каждого ряда, как он ответил на вопрос: «Зачем изучать русский язык?»

-Кто согласен с мнением своего одноклассника, поднимите руку.

-Поднимите руку, кто готов изучать русский язык?

-Отправляемся мы снова

в мир родного языка,

мы разгадывать готовы

его тайны до звонка.

3.    РАЗМИНКА – слайды  

-   Какую часть речи мы изучаем?

- Что называется глаголом?

СИНКВЕЙН                                   ГЛАГОЛ (карточки)

4.    Актуализация  знаний

Карточки

На столе лежат карточки.  Посмотрите на них. Как вы думаете, что нужно сделать?

Поздороваться с учителем, хвалить первоклассника, хвалиться оценками, извинить друга, извиниться перед мамой, беспокоить соседа, беспокоиться об учёбе.

Нужно найти глаголы и  возвратные глаголы. Выписать их в таблицу.

Глагол

Возвратный глагол

Глагол

Возвратный глагол

Хвалить, извинить, беспокоить

Поздороваться, хвалиться, извиниться, беспокоиться.

-Обратите внимание на слайд. Прочитайте половицу.

Грамоте учиться -  всегда пригодится.

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Человеку всегда надо умственно развиваться, для этого надо постоянно учиться, изучать новое. Это поможет человеку в жизни, в учебе, на работе. Учение лишним не бывает, оно расширяет кругозор и расширяет горизонты знаний

-Есть ли в пословице глаголы?   (Да)

- Назовите их.                  (-Учиться и пригодится)

- Что есть в одном глаголе, но нет в другом?     (ь)

-Кто может объяснить, почему так?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Мягкий знак в возвратных глаголах

-Какая же цель нашего урока?                 - Узнать, где нужно писать в                                       возвратных глаголах мягкий знак, а где нет.

-Верно. Давайте составим план урока. Что мы сегодня узнаем?

Узнать правило написания мягкого знака в возвратных глаголах.

На слайде:

1. Узнать …

2. Применить …

3. Закрепить …

Второй пункт плана? И закрепить…  

Применить правило в выполнении упражнений. Закрепить полученные знания.

- Давайте попробуем сами догадаться о правиле написания мягкого знака в возвратных глаголах.

На слайде:

Пора резвит?ся, смеят?ся. веселит?ся и радоват?ся весеннему солнцу.

Дети резвят?ся, смеют?ся, веселят?ся и радуют?ся весеннему солнцу.

-Прочитайте предложения.

-На какой вопрос отвечают глаголы в первом предложении?

Записываю на доске вопрос: что делать?

-А глаголы во втором предложении на какой вопрос отвечают?

Записываю на доске вопрос: что делают?

-Чем отличаются вопросы?( В первом есть мягкий знак, а во втором нет.)

-Как вы думаете, как звучит правило?  

         (Если возвратный глагол отвечает   на вопрос, где есть мягкий знак, то в нём пишется мягкий знак, а если нет, то мягкий знак писать не нужно)

Давайте узнаем, правильно ли мы сделали вывод. Где мы можем проверить?

(учебник)

Откройте учебник на стр. 104 и найдите правило. Кто нашел, поднимите руку.

6TKWfncS.png

Кто хочет прочитать правило вслух?

-Правильно ли мы сделали вывод?

Раз мы уже узнаем правило, давайте вставим мягкий знак, где это нужно.

Кто хочет выполнить задание на доске?

-Остальные записываем предложения в тетрадь, вставляя, где нужно мягкий знак и проверка слов.

-Поднимите глаза на доску. Кто согласен с записью на доске, поднимите руку.

-Если вы выполнили верно, поставьте на поля +.

-Каким правилом вы пользовались, выполняя первое предложение?

Возвратный глагол отвечает на вопрос что делать? то пишется мягкий знак.

-Верно. А во втором предложение правило так же звучит?

Нет. Возвратные глаголы отвечают на вопрос что делают? значит, мягкий знак ставить не нужно.

оцените работу

физминутка

4.  Самостоятельное применение новых знаний

Предлагаю выполнить упр. 219.

xMJOAuna.png

Что необходимо здесь сделать?

(Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.)

-Верно. Не забудьте в скобках написать вопрос к глаголу и, где необходимо проверочное слово. Выполним упражнение. Ученики у доски.

Вернёмся к плану нашего урока. Посмотрите внимательно, все ли пункты плана мы выполнили?

На слайде:

  1. Узнать правило написания мягкого знака в возвратных глаголах.
  2. Применить правило в выполнении упражнений.
  3. Закрепить полученные знания.

- Как звучит правило, которое мы сегодня узнали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы её достигли?

По цепочке продолжите фразу:

На слайде:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

5. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- Какая проблема стояла в начале урока? (Разобраться, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?)

- Объясните.

- Как вы думаете, мы всё узнали о глаголе?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. Ещё в 4 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.

- Вспомните, каковы были задачи нашего урока?

- Выполнили мы задачи урока?

- Когда пишется в глаголах -тся, а когда -ться?

- Помогите мне это правило сформулировать в форме стихотворения, вставив пропущенные слова.

Прежде, чем глагол писать,
Не забудь……… задать.
Если мягкий знак в ………,
То в глагол его мы………. .

 

Вопрос
Вопрос
Вносим (Не вносим)

синквейн  к слову УРОК (групповая форма работы)

Урок

Первый, последний

Начался, закончился, прошёл

Прозвенел звонок с урока

Школа

2)

Урок

Важный, жизненный

Преподать, усвоить, извлечь

Пригодится в жизни

Опыт

3)

Урок

Школьный, сорокапятиминутный

Сидеть, слушать, отвечать

Получать опеделённые знания

Образование

4)

Урок

Итоговый, контрольный

Планировать, готовиться, проводить

Закреплять пройденный материал

Обучение

  1. Урок 
  2. . Интересный, последний, скучный
  3.  Учит, дисциплинирует
  4.  Это было мне уроком на всю жизнь.
  5.   Школа, учитель, детство.

ДЗ:  правило , упр.220


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обозначает название предметов Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение

Слайд 3

Обозначает действие предметов Имя прилагательное Глагол Местоимение Имя существительное

Слайд 4

Глагол Обозначает признаки предметов Местоимение Имя прилагательное Имя существительное

Слайд 5

Укажи лишнее слово Подлежащее Глагол Имя существительное Местоимение Предлог Имя прилагательное

Слайд 6

Укажи слова, состоящие: из приставки, корня, суффикса и значимого окончания : Приставка Прибежал Потянет Проверка Посадка Промёрз

Слайд 7

Укажи глаголы 2 спряжения: Следят Наступает Стоишь Долбит Слепит Молчишь

Слайд 10

Поздороваться с учителем, хвалить первоклассника, хвалиться оценками, извинить друга, извиниться перед мамой, беспокоить соседа, беспокоиться об учёбе

Слайд 11

Глагол Возвратный глагол Хвалить, извинить , беспокоить Поздороваться, хвалиться, извиниться , беспокоиться.

Слайд 12

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Слайд 13

1. Узнать … 2. Применить … 3. Закрепить …

Слайд 15

Пора резвит ? ся , смеят ? ся , веселит ? ся и радоват ? ся весеннему солнцу . Дети резвят ? ся , смеют ? ся , веселят ? ся и радуют ? ся весеннему солнцу.

Слайд 17

Узнать правило написания мягкого знака в возвратных глаголах. Применить правило в выполнении упражнений. Закрепить полученные знания.

Слайд 18

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось …

Слайд 19

синквейн

Слайд 20

Синквейн (от фр . cinq - пять ) 1 строка - 1 ключевое слово 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - 3 глагола 4 строка - короткое предложение из 4 слов 5 строка - синоним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание глаголов, оканчивающихся на -ТЬСЯ, -ТСЯ (3 класс)

Урок русского языка "Правописание глаголов, оканчивающихся на -ТЬСЯ,  -ТСЯ (3 класс)...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов"

Презентация урока по русскому языку по УМК «Начальная школа 21 века».  Урок был дан с целью повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаг...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;·        ознак...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола." (4 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: совершенствование знаний и умений писать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение выполнять морфологический разбор глагола.Задачи урока...