Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Козлова Екатерина Романовна

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" по программе "Перспективная начальная школа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Автор: Козлова Екатерина Романовна, учитель начальных классов МБОУ Ставровской СОШ

Предмет: русский язык

УМК, тип урока: «Перспективная начальная школа» , 2 класс, урок изучения и первычного зарепления новых знаний.

Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок».

Цель: организовать совместную и самостоятельную деятельность обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: организовать участие детей в действиях интриги  по данной теме, с учётом позиции собеседника.  

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

* регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;

* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах

* познавательные (информационные) – способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

* познавательные (общеучебные) – способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов; 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 * организовать деятельность учащихся по знакомству с понятием «приставка» как часть слова, стоящая перед корнем, с помощью которой образуются новые слова;

* организовать деятельность учащихся по распознаванию родственных слов с приставками;

* познакомить со схематическим изображением приставки;

* формировать умение составлять слова с помощью приставки

Оборудование урока: учебник, тетрадь, сигнальные светофоры, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, макеты листьев.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Настраивает учащихся на благоприятную атмосферу, включает в учебную деятельность.

- Внимание, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли у тебя в порядке –

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Ребята, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня нам предстоит открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь!

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- умение выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять желание самостоятельно узнавать новое.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

2

Минутка чистописания

Организует работу по повторению пройденного материала.  Повторяет правила коллиграфии.

Ребята, посмотрите на экран и попробуйте догадаться, какие буквы мы сегодня будем писать на уроке

Слоник

Котик

Зайчик

Что общего в этих словах? (Суффикс ик) Для чего нужен этот суффикс?

Вспомните правила красивого письма.

Пропишите целую строчку.

Организует работу над пословицей, учит понимать и обьяснять смысл. Проводит зрительный диктант.

И ещё одно задание – на экране надпись «Сам не научишься – никто не научит».

Как вы понимаете эту запись? Какие тут есть сложные места. А теперь я закрываю эту запись, а вы запишите по памяти. (Затем происходит парная проверка – поменялись тетрадями, у кого без ошибок зажгите зеленый огонек)

Учащиеся производят анализ, учатся выделать часть слова, вспоминают коллиграфические навыки письма.

На втором этапе работает зрительная память. Ребята учатся проверки и оценки друг друга. Формируется орфографическая зоркость.

ЛичностныеУченик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

Познавательные Анализ обьектов с целью выделения в них общих признаков.

3

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Проверяет изученный материал. Проводит игру «Верно или неверно», помогает каждому оценить себя.

Давайте вспомним материал прошлых уроков –

1.Игра  «Верно или неверно».

Проверим с помощью сигнальных кругов,как вы освоили эту тему:

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно.

- Окончание служит для образования новых слов? – Неверно.

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Верно.

- Суффикс находится за корнем? – Верно.

- Суффикс служит для образования новых слов? – Верно.

- Корень – это главная часть слова? – Верно.

- Слово может быть без корня? – Неверно.

- У родственных слов одинаковый корень? – Верно.

2. Назовите, все изученные части слова.Что мы повторили? 

Вспомните, алгоритм разбора слов по составу? У вас на столе конверты. Откройте их и из данных слов в паре создайте алгаритм разбора слов.

Что мы проверили этим заданием?

Как вы оцените свои знания по пройденной теме?

Подводит к теме урока через проблемную ситуацию

Посмотрите на доске слова и запишите их в тетрадь: дом,  домик бездомный

- Как называются эти слова?

-Какую работу можем выполнить с этими словами.

Выделите корень в словах.

Укажите, какие еще известные вам части слов, которые вы можете выделить.

- Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

С помощью сигнальных кругов делают свой выбор. Красный – не согласен, зелёный – согласен.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Составляют алгаритм, затем сравнивают с эталоном на доске.

Отмечают себя на лесенке успеха. Рисуют зелёный кружок.

Записывают слова, выделяют знакомые морфемы, сталкиваются с проблемной ситуацией в слове бездомный.

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

4

Выявление места и причины затруднения

 

 Цель этапа:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Выявляет причину затруднения, готовит к определению темы урока

- Что же такое без-?

-Где стоит эта часть слова?

-Изменилось ли значение слова с ее помощью?

- Есть какие то предположения?

-Почему возникло затруднение?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Анализируют, делают выводы.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

-уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

- планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- быть готовым ее корректировать

5

Построение цели и задач урока

 

 Цель этапа:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Помогает сформулировать тему и цель урока.

- Какая тема нашего урока?

- Какая цель нашего урока?

-Какие задачи мы поставим на урок?

Возьмите лист успеха и оцените себя – на данном этапе урока -  где вы находитесь?

Решать поставленную задачу мы будем пробовать самостоятельно. А я немного буду вам помогать.

Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике.

Отвечают на вопросы, применяя выработанный на прошлом уроке способ действия.

Оценивают себя на листе успеха.Рисуют красный круг.

Познавательные:

- умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Регулятивные:

- вносить коррективы в действие после его завершения;

- определять степень успешности своей работы и работы других людей:

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6

Реализация построенного проекта. 

 Цель этапа:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Организует работу по учебнику

Откройте учебник на стр. 59 упр.64

- Откройте обратный словарь на букву -ь. Найдите слова на -ть.

-Сколько в списке слов, родственных слову «бежать»? (5)

-Вы можете выделить корень у этих слов? Назовите его! (-беж-)

-Зачем этим словам частички ПЕРЕД корнем? (в словаре они выделены голубым цветом)

- Понаблюдайте, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки.

-Эти частички придают словам разный смысл?

-От какого слова образовались ВСЕ эти слова с частичкой перед корнем? (бежать)

Миша предположил, раз мы эту часть приставили к корню, значит, она называется «Приставка».

Маша предложила обратиться к плакату Летучей Мыши. (У3, с.60)

- Прочитайте внимательно правило. Какие выводы можно сделать?

Называется ___________________

1.Это маленькое слово или часть слова?

2.Стоит перед корнем или после корня?

3.Изменяет формы слова или образует новые слова?

4.Обозначается

Формулируют выводы наблюдений, высказывают свои гипотезы.

Познавательные:

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения

Регулятивные:

-уметь работать по коллективно составленному плану

7

Физминутка

Проводит игру «Ручеёк» (На столах лежат карточки разного цвета. Зелёные и серые строятся один за одним – это будут берега, синий цвет – ручек. Насиних карточках  написаны разные корни, а на обратной стороне слово, в которое оно должно превратиться. На зелёных и серых приставки, суффиксы и окончания. Ручек бежит посередине и захватывает с собой необходимые части слов, чтобы получилось слово и строятся в конце класса. Когда все нашли свои части, читают,  какие получились слова)

Делятся на 3 группы

Регулятивные УУД

Умение составлять алгоритмы и работать по алгоритму

8

Первичное закрепление с комментрованием во внешней речи

Цель этапа:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Проводит практическую работу.

Назовите действие, которое я выполняю с водой:

Наливает в стакан, переливает в другой, выливает в цветы.

- Изменялось ли действие? За счет чего?

- Какие еще действия мы могли произвести с водой? (поливаю, сливаю, обливаю, заливаю).

- Запишите слова, которые образовались.

Проверка

Прочитайте, какие приставки помогли

Дополним алгоритм разбора слова с учетом новой части слова.

По очереди комментируют словосочетания

Дополняют алгоритм разбора слов

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий

Коммуникативныеуметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Личностные: самоопределение

9

Включение в систему знаний и повторение по теме

Проводит дифференцированную работу.

Выберите задание по карточкам самостоятельно. Но помните, что, чем темнее цвет карточки, тем задание труднее. Рассчитывайте на свои силы.

Проверка по эталону.

Самостоятельно выполняют задание

Выполняют проверку, сверяясь с эталоном

Регулятивные: - проговаривать последовательность действий

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10

Рефлексия учебной деятельности

на уроке

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Проверяет полученные знания, организуя работу в статичных группах

1.

-Что такое приставка?

-Как пишется приставка со словами?

-Как обозначается приставка?

- Для чего нужна приставка?

- Перечислите приставки, с которыми мы познакомились на уроке?

-Где находится приставка?

2. Возьмите лист успеха и отметьте себя на лесенке.

 

Кто хочет поделиться своими эмоциями?

Урок окончен! Всем спасибо!

У каждой группы вопрос. Пишут ответ на макетах листьев. Затем создают кластер «Дерево» на доске, высказывая своё мнение.

Оценивают свою работу, высказывают впечатления от урока.

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Прогнозируемый результат: учащиеся получат знания о новой части слова - приставке, научатся находить приставку среди других частей слова и  выделять её при помощи маркировки , образовывать новые слова с помощью приставок, овладеют навыками грамотного письма слов с приставками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....