Основа как значимая часть слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок Русского языка

Программа: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

 Класс: 2

Вид урока: Урок решения учебной задачи с применением открытого способа.

Тема: Основа как значимая часть слова.

Цель: Создать условие для открытия новой части слова - основы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_russ.yaz_2_kl_osnova_slova.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Учитель: Петрова Т.С.

Программа: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

 Класс: 2

Вид урока: Урок решения учебной задачи с применением открытого способа.

Тема: Основа как значимая часть слова.

Цель: Создать условие для открытия новой части слова - основы.

Планируемые результаты:

Предметные: - Отработка способа выделения окончания в словах-названиях,

- формировать убежденность в необходимости выделять в слове главную часть как основа.

Метапредметные:

-умение учиться как способность:

- умение сотрудничать;

-умение работать с текстом (контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками).

Личностные: умение проводить  самооценку на основе общепринятых критериев, оценивать собственные действия.

Этап

Де учителя

Де учащихся

Результат

1

 Актуализа-ция знаний

- Открываем тетради, пишем число.

-Ребята, какую тему мы изучаем?  

-Что мы уже знаем по этой теме?

А)- Какое  окончание у слов, называющих предметы мужского рода?

- Какие бывают окончания у слов, называющих предметы женского рода?

- Какие бывают окончания у слов, называющих предметы среднего рода?

Б) –Как находим окончания у слов, называющих признак предмета?

в)-Какие бывают окончания у слов, называющих действия  1л, мн.ч, наст вр.?

-- Какие бывают окончания у слов, называющих действия  3л, ед.ч, прош. вр?

(ответы детей записываем на доске- «докажи, что это окончание»)

Итог: Посчитайте баллы, у кого 6б? 5б? 4б?

Молодцы!

-…..

-Учимся находить окончание. Окончание – это изменяемая часть слова.

 

Устные ответы учащихся

Р, п,ч

Ответы записывают в тетради и проверяют с доски (взаимопроверка)

Умение использовать способ выделения в слове окончания.

Умение слушать, задавать вопросы.

слайд

2

Постановка УЗ

(разрыв)

  • Прочитайте высказывание, в котором в названиях предметов оставлены только  окончания:

У Миши есть …и  и …и.

-Понятно ли, что именно есть у Миши?

-А что же все-таки понятно?

-Откуда это узнали?

-Тогда допишите это высказывание своими примерами (устная проверка) и выделите окончания.

  • Прочитайте высказывание:

У Миши есть рыбк… и птичк…(берем примеры детей)

-Понятно, что есть у Миши?

-А одна у него рыбка или много?

-А птичек сколько?

- А может быть у Миши одна рыбка, одна птичка?

-А если убрать эти окончания, то высказывание потеряет свой смысл? (Вам понятно, о чем говорится в высказывании)

-А почему не потеряет смысл?

-Так сколько частей в слове «рыбка», «рыбки»?

«птичка», «птички»?

-А что это за часть слова, как вы думаете? И какую же работу выполняет в слове та часть, которая остается (если отбросить окончание)?

-Мнения разделились, так о чем мы будем говорить сегодня?

нет

Понятно, что предметов много

По окончании мн.ч.,

Понятно

Много          окончание -и

Много

Может          окончание -а

Нет

Та часть, которая осталась нам об этом говорит.

2 части

Постановка УЗ

(работа части слова без окончания )

Умение слушать, задавать вопросы.

Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

3

4

Решение поставлен-ной задачи

Конкретизация учебной задачи

-Как назовем часть, которая понятна нам даже без окончания.

-Как вы думаете, какая из двух частей слова главная, основная?

-Почему эта часть главная, значит, какая у нее работа?

Итог: По основе мы узнаем значение слова. Ученые договорились  назвать часть слова  без окончания ОСНОВОЙ СЛОВА. По основе мы узнаем, ЧТО слово обозначает, называет. Это и есть работа.

Части слова выделяются так:

рыбки – рыбк -основа, и- окончание.

-Какую часть следует выделять прежде всего -  основу или окончание?

-У нас есть способ выделения окончания. Этот способ работает для выделения основы слова?

-Как ты узнал, что с слове «Весна» основа ВЕСН?

-С чего ты начал выделять части слова?

Вспомним алгоритм способа выделения окончания у слов.

Работа в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

Дается 2 слова КОНИ и ПОНИ. Выделите части слова.

-Проверяем работу в группе.  

Итог: Есть слова, которые состоят только из одной части-основы.

1)-А теперь подберите и запишите слова, которые состоят только из основы.(шоссе,….)

Вывод: Окончание найти невозможно, это несклоняемые слова.

Основа-это обязательная часть любого  слова., т.е. слово  не может быть без основы

2)-Выделите основы и окончания в словах

детское кафе, взрослый кенгуру, интересное кино.

Вывод: Вот мы разбирали слова, называющие предметы и признаки.

3)Тогда попробуйте найти слова, называющие действия  в настоящем времени и выделить в них части: основу и окончание;

- …..в прошедшем времени;

-неопределенной формы

Варианты ответов, фиксация на доске

Окончание не главная часть, а новая часть главная, основная.

Не знают. Найдите основу слова ВЕСНА»

Окончание

Работает, но нужно дополнить.

  1. Сначала выделяем окончание
  2. Выделить все слово без окончания

Алгоритм работы в группе:

-Разговариваем шепотом,

-работаем все вместе,

-обмениваемся мнениями,

-приходим к одному ответу.

Выходит один ученик из группы, пишет слово, выделяет окончание и основу .

- …. С чем ты не согласен?

-…… (диалог)

Кони - И

Пони - нет окончания

Дети пробуют и не могут доказать (по падежу, по числу не получается)

Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы.

Дети могут брать слова  с нулевым окончанием(стол)

Рисует, пишет,….

Рисовал, писал,…

Рисовать, писать,…

Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение.

Умение слушать, договариваться и работать в группе; задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

5

Итог урока.

Рефлексия

-Ответили ли мы на поставленный вопрос?

-Что мы сегодня узнали?

-Удалась ли работа в группе? Давайте послушаем наших командиров.

- Давайте оценим свою работу. Для этого выберите фразу, и закончите её

Основа слова

Хочу себя похвалить  ….

Хочу поблагодарить …

Хочу себе посоветовать…

Умение проводить  самооценку на основе критериев соблюдения норм взаимодействия.

6

Д.з.

Упр 253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"

Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....

Русский язык 4 класс. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Закрепление материала. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 4 класс. ФГОС...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...