конспект урока обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ляпина Нина Егоровна

Урок обучения грамоте по теме " Буква "с", "звуки "с, с".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_s_zvuki_s.docx613.15 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с.

Цель урока: 

Ознакомить учащихся с новой буквой .

Задачи:1. Познакомить со звуками [с], [с], буквами С, с..

           2. Учить определять место звука в слове, обозначать его буквой.

           3. Учить читать слоги и слова с этой буквой.

           4. Совершенствовать умения готовить текст для чтения.

           5. Формировать учебные навыки: умение слушать, точно отвечать на вопросы, формировать навыки самоконтроля.

           6. Воспитывать интерес к чтению.

           7. Развивать речь, фонематический слух, внимание, мышление.

Ход урока:

Мотивация.

-Встали, подравнялись, тихонько сели.

- Прочитайте пословицу на слайде: Делу- время, потехе- час.(объясните её значение)

- На уроке мы должны трудиться и получать новые знания, а на перемене отдыхать..

-На уроке обучения грамоте мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать, куда мы пойдём, отгадайте загадку:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (Лес)

- Итак, куда мы отправимся? (в лес)

- Прослушайте стихотворение о лесе и подумайте, в какое время года лес может так выглядеть?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Таким лес бывает осенью.

- А что осенью происходит с листьями на деревьях? ( они меняют цвет, облетают)

-Как называется такое природное явление? (листопад)

Актуализация знаний.

- Ночью поднялся сильный ветер, сорвал с деревьев листочки, некоторые из них я сегодня собрала во дворе нашей школы. Посмотрите какие они красивые (раздать детям  листочки с буквами)

- Рассмотрите их внимательно: листочки непростые, на них написаны буквы (на каждом маленьком листочке отдельная буква : а,о,у,ы,и,н, с.

- Разделите эти буквы на 2 группы.

- Проверим, как разделили.

-Какую букву вы затруднились определить в какую- либо группу? (с)

-Почему? (мы про неё ничего не знаем)

- Эта буква называется «эс».

- Тема нашего урока: буква «эс»

- Что же можем о ней узнать? (гласная она или согласная, какие звуки обозначает)

Открытие нового знания

- Закройте глазки и представьте, что вы гуляете по лесу (звучит музыка)

- Что это за шорох за деревьями, кто это может быть? Отгадайте загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

Произнесите слово «лось» и выделите последний звук.

- Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

- Посмотрите на слайд, какая из схем подойдёт к слову «лось»?  

- Вернёмся к нашей первой загадке:

- Где живут белки  и волки,

 Растут дубы и ёлки ? (в лесу)

- Произнесите слово «лес» выделяя последний звук.

- Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

- С какими новыми звуками познакомились на уроке?

- Эти звуки обозначаются буквой «Эс»

-Откройте учебники на с 45, посмотрите на карточку с буквой.

- На что похожа буква «с»?

- Прочитайте стихи об этой букве.

1) Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

2)К зубкам бублик поднеси

 И немного откуси,

 Но, смотри, не скушай весь!

 Что осталось? Буква С!

  https://skr.sh/i/151021/vMhSAnzV.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2015-10-2021%2013:02:45.jpg

- Найдите в настенной азбуке домик, где живёт буква «с»

- Посмотрите, как правильно написать печатную букву «с» ( учитель показывает на доске)

 - Ребята, посмотрите какие красивые листочки подарил вам осенний лес (на листочках разлиновка на клеточки, на них дети печатают буквы)

Физминутка.

- Новые звуки и букву мы узнали, будем учиться читать слияния с буквой «с».

- Поставьте пальчик под первое слияние на с. 45, читаем хором.

- Кто сможет один прочитать?

-Ребята, а кто знает, какие деревья растут в лесу?

-Прочитаем названия некоторых из них на с. 45 (осины- осина, сосны- сосна)

- Чем отличаются слова в каждом столбике? (ед. и мн. число)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 44

-Кого мы видим? (девочек)

-Где они находятся? ( в лесу)

- Зачем они пошли в лес? (собирать грибы)

-Как вы думаете, что произошло с девочками? (они заблудились)

-Как вы это поняли?

- -Каких птиц видим на картинке? (сорока, сова)

-Поделите эти слова на слоги.

-Как произносится звук (с) в этих словах, твердо или мягко?

- Какая гласная буква в слияниях нам помогут это определить? ( буква «о»- значит твёрдо)

- Прочитаем текст под картинкой.

- Как звали одну из девочек? (Нина)

- Что кричала её подружка? Когда так кричат?

- Прочитаем текст о девочках на с. 45

- Составим схему к первому предложению.

-Сколько слов?

Как обозначим первое слово? ( с дополнительной вертикальной черточкой, т. к. первое слово пишется с заглавной буквы)

-Прочитайте пословицы на с. 44( читают хорошо читающие ученики)

- Посчитайте сколько раз встретилась буква «с»? в пословицах?

Рефлексия учебной деятельности.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какие звуки обозначаются этой буквой: гласные или согласные?

-Может ли буква «Эс» обозначать мягкий звук? А твёрдый?

Посмотрите на картинки на слайде и назовите слова, в которых звук (с)- твёрдый/ мягкий (картинки:  слон, ананас, бусы, сапоги, самокат, апельсин, велосипед)

- Вернёмся к пословице: : Делу- время, потехе- час.

- Оценим свою работу на уроке.

- Лес подарил вам по белому листочку, который вы сами должны раскрасить по следующим критериям:

Было легко, всё понятно –оранжевый

Что- то непонятно, немного трудно - коричневый

Ничего непонятно, трудно-красный

 

- Украсьте дерево листочками (на слайде макет дерева, дети магнитами прикрепляют листочки )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...