Самоанализ урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Тема: "Слова-синонимы"

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_sinonimy_samoanaliz.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-в  классе

Урок подготовлен  и проведён учителем начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»  

Кохович Надеждой Константиновной

Самоанализ урока русского языка.

Тема урока: «Слова – синонимы»

Раздел: «Как устроен наш язык»

УМК «Начальная школа ХХI века»

Учебник «Русский язык», автор Иванов Станислав Викторович

 (г.Москва, издательство Вентана-Граф», 2016 год)

1 урок по теме «Слова - синонимы» (1- ый  урок раздела «Как устроен наш язык») из 6 (6 уроков раздела «Как устроен наш язык»)

Форма урока: традиционный

Тип урока: урок  изучения  нового  материала

Цель урока: познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов – синонимов

Задачи урока:

I. Предметные.

1. Познакомить со словами – синонимами

2. Наблюдать за сходством и различием слов – синонимов.

 II. Метапредметные.

  1. Коммуникативные УУД:
  • формировать умение работать в паре;
  1. Познавательные: 
  • применять  учебные умения (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления языковых закономерностей;
  • формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  1. Регулятивные:
  • формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
  • формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;

III. Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к обучению;

продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся.

Характеристика класса

В классе 27 человек. Из них 14 девочек и 13 мальчиков.

Уровень развития внимания

- объём внимания: низкий уровень- 4 человека, средний уровень – 15 человек, выше среднего – 8 человек

- концентрация внимания: слабая – 3 человека, хорошая – 15 чел., высокая –9.

Уровень развития памяти:

- зрительная (ведущая для класса)

низкий уровень – 5 чел. , средний – 15 чел., высокий – 7 чел.

- слуховая

низкий уровень – 14 чел., средний –10 чел., высокий –3 чел.

Уровень развития мышления:

низкий – 6 чел., средний – 17 чел, высокий – 4 чел.

         Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления обучающихся  с  основами лингвистических знаний.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют обучающемуся сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия.

Такое структурирование курса позволяет  сделать обучающегося субъектом обучения, когда на каждом уроке обучающийся  четко осознает, что и с какой целью он выполняет.

Во 2-ом классе отводится 6 часов на изучение темы  «Слова -синонимы» (из них   все 6 уроков раздела «Как устроен наш язык»)

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Коммуникативная технология.
  • Проблемно-поисковая технология.
  • Рефлексивная технология.
  • Технология   учебного  сотрудничества

Рассмотрим реализацию задач урока на различных его этапах.

1 этап. Организация начала урока (психологический настрой учащихся)

 Создание  положительного психологического настроя в начале урока способствует положительной мотивации к обучению, эмоциональному комфорту, благоприятной атмосфере для работы в паре (личностные УУД - формирование положительной мотивации к обучению, коммуникативные УУД - формирование  умения сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации).

2  этап   Сообщение  темы урока и его задач

При нахождении номера урока в учебнике, согласно авторским рекомендациям,  обучающиеся показали, что умеют вести поиск и выбирать наиболее подходящий способ решения вопроса (познавательные УУД). Учащиеся смогли  актуализировать знания по изучаемому блоку, рубрикам на странице учебника, построить логическую цепь размышлений, установить причинно - следственные связи (познавательные УУД). Ставить задачи на уроке необходимо для того, чтобы каждый ученик понимал, какие выводы он должен сделать в течение урока (личностные УУД).

3 этап Знакомство с новым материалом.

а) Наблюдение за значением слов – синонимов через текст учебника.

Цель: формировать умение  применять слова – синонимы в устной и письменной  речи.

На этом этапе урока решались задачи по формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.

Для работы по теме урока я предложила учащимся выполнение   следующих упражнений.

1. При работе с материалами  рубрики «Давай  подумаем» я выбрала технологию сотрудничества – работу в парах потому, что общение в паре провоцирует  стремление к анализу ситуации и принятию решения, непассивному участию в процессе познавания, формированию умения преодолевать трудности (регулятивные УУД), высказывать и доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД). Пары были мною сформированы по принципу «сильный ученик – помощник  слабому», чтобы для более слабого обучающегося  создать «ситуацию успеха», а сильный учащийся практикуется в наставничестве (личностные УУД). Пары в нашем классе не постоянные. Иногда детям трудно общаться в паре, но они учатся конструктивному диалогу, развиваются навыки сотрудничества со сверстниками (коммуникативные УУД). Ребёнок понимает значимость своего  мнения, учится его отстаивать (личностные УУД). В процессе выполнения работы моя роль – наблюдать за работой пар, за умением детей рассуждать, доказывать, оказать помощь (коммуникативные УУД). А помощь надо оказывать, т.к. в классе есть ребята, которым пока ещё трудно даётся искусство общения , в силу личностных особенностей.

Задание упражнения построено на основе анализа и сравнения  двух  текстов по  теме «Как дети строили горку». Учащиеся находили  сходство и различие  на  примере  пары  предложений. Делали  выводы  о  словах, близких  по  значению, работали  с толковым словарём, в процессе  исследовательской деятельности вывели  слова-определения  к схеме-опоре  (познавательные, регулятивные УУД).  

2.  При выполнении задания из рубрики «Разгадываем  тайны  языка» учащиеся  познакомились с определением слов – синонимов,  анализировали  данное определение, построили логическую цепь рассуждений,  выстроили  алгоритм, что способствует развитию познавательных, регулятивных действий. Работа была построена в двух формах: фронтально с комментированием и в парах.

б) Наблюдение за значением слов – синонимов с опорой на рисунки.

Вопросы типа: «Что заметили? Что нового? Кто знает, как выполнять?» - побуждают ребят к самостоятельной поисковой деятельности, позволяют найти закономерности и сделать обобщения (регулятивные УУД), опираясь на полученные знания.

При проверке задания была использована интерактивная доска, что способствует созданию зрительного образа изучаемого материала, помогает контролировать и проверять свою работу (познавательные, регулятивные УУД). Использование современных информационных технологий  повышает учебную мотивацию, развивает интерес к предмету (личностные  УУД).

Результативность этого этапа:

Справились с работой-24 чел./89%

Допустили ошибки и исправили на уроке-3 чел./11%

4 этап. Физкультминутка.

5 этап. Самостоятельная работа. Применение  полученных знаний.

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать  слова, близкие по значению.

При выполнении самостоятельной работы предлагаю учащимся упражнение  по наблюдению за значением слов – синонимов  при  сочетании с другими словами, использование  их  в  предложении.  Учащиеся  высказывают  свои  предположения, сверяют  их  с    авторским  заданием,  доказывают  с  помощью  схемы-опоры  на  доске.   При  выполнении  задания  каждый ребёнок  должен  показать понимание учебной задачи урока (личностные УУД); умение использовать  слова-синонимы  в  устной  и  письменной  речи, владение действием синтеза, как составлением целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие элементы, например, изменяя  окончания  существительных ( познавательные УУД); умение  проверить свою работу  с заданным  образцом  с целью обнаружения ошибок, внести  необходимые дополнения и коррективы,  адекватно оценить свою работу (регулятивные УУД).

Создание проблемной ситуации на уроке учит  детей вести поиск и выделять необходимую информацию, строить логическую цепочку размышлений, выбирать основание  и критерии для сравнения, классификации объектов (познавательные УУД) 

Результативность этого этапа:

Справились с работой-23чел./85%.

Допустили ошибки и исправили на уроке-4 чел./15%.

6 этап. Актуализация  учебной  задачи  урока.

Цель: формировать  умение принимать и удерживать учебную задачу.

Для актуализации учебной задачи урока мной была предложена проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации на уроке учит  детей вести поиск и выделять необходимую информацию, работа с учащимися велась в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока» Пыталась спровоцировать учащихся на выполнение  задания из другого блока. Таким образом, проверила, насколько умеют удерживать тему и цели на протяжении  всего  урока (познавательные, регулятивные, личностные УУД)

Общие выводы по уроку:  

Всего на уроке проанализировано 20 слов-синонимов

  • устно - 10 слов
  • письменно – 12 слов
  • полностью самостоятельно – 12 слов

Допустили ошибки в самостоятельной работе - 2чел./7%.

Причины ошибок-низкая концентрация внимания, рассеянность.

 Домашнее задание предложено мною ребятам на выбор с целью отработки материала этого урока, что позволяет осознать важность своих знаний (личностные УУД). 

 На этапе подведения итогов были заданы вопросы по выявлению рефлексии результативности учащихся на уроке.

Считаю, что поставленные перед уроком задачи были решены.  Урок получился интересным, живым, познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация, самоанализ урока русского языка, 2 класс

Аттестация, самоанализ урока русского языка, 2 класс Тема. Вспомним и узнаем новое. (Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова»)...

Самоанализ урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.Тип урока: Изучение нового материала.Форма проведения: урок-исследование....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"...

Самоанализ урока русского языка во 2 классе УМК "Школа-2100"

Самоанализ урока русского языка во 2 классе УМК "Школа-2100" по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме» с использованием сингапурской структуры обученияТип  урока: ре...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе.

Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой....

Самоанализ урока русского языка

Самоанализ урока русского языка. Перспективная начальная школа....