Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Галинурова Инна Владимировна

Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих по УМК "Школа России" предмет русский язык, 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_3_kl.docx79.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № 1 от

 «29» августа   2019   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«29» августа 2019   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«30»  августа 2019    г.   №323

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 абвгде классы

 

Количество часов: 153

Программа составлена на основе

Авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и разработана в соответствии с ФГОС НОО по образовательной системе «Школа России» по русскому языку для 1-4 классов начальной школы

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Учебник для общеобразовательных организаций» по русскому языку для 3 классов (в 2 ч.) – М.: Издательство «Просвещение», 2016 г.

                   

Составители:  Галинурова И.В.

                    учитель начальных классов

МБОУ гимназии г. Советский
                   

2019 – 2020 уч. год

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по Русскому языку для 3абвгде классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
  • Примерная программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК.

        Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК  составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 3 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2019-2020 учебный год».

Рабочая программа по «Русскому языку»  

В результате освоения учебного предмета «Русский язык» при получении начального общего образования у третьеклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

                              Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомиться с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать за словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения

Содержание программы (170 часов)

Тема 1.   Язык и речь (1 час)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2.  Текст, предложение, словосочетание (14 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                  

Тема №4. Состав слова (12 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Тема №5.Правописание частей слова (22 часов).

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.  

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

  Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне .

Правописание слов с удвоенными согласными .

 

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

 Правописание суффиксов и приставок .

Правописание приставок и предлогов . *Слова с непроверяемым написанием: желать.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Тема №6.  Части речи (74 часа).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Тема №7. Повторение изученного за год (12 часов). .

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы   списывание, контрольный диктант, изложение, словарный диктант, творческая работа (проект).

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата  

план

факт

Язык и речь (1 часа)

1.

Наша речь. Виды речи.

1

1нед

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

2

Текст.

1

1нед

3

Типы текстов.

1

1нед

4

Предложение.

1

1нед

5

Виды предложений по цели высказывания.

1

2нед

6

Виды предложений по интонации.

1

2нед

7

Предложения с обращением.

2нед

8

Р.Р. Обучающее изложение.

2нед

9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

2нед

10

Главные и второстепенные члены предложения.

1

3нед

11

Простое и сложное предложения.

1

3нед

12

Знаки препинания в сложном предложении.

1

3нед

13

Союзы в сложном предложении.  

1

3нед

14

Словосочетание.

1

3нед

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Предложение».

1

4нед

Слово в языке и речи (18 часов)

1нед

16

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

1

4нед

 17

Синонимы и антонимы. Омонимы.

1

4нед

18

Слово и словосочетание.

1

4нед

19

Фразеологизмы.

1

5нед

20

Р.Р. Обучающее изложение  текста по вопросам.

1

5нед

21

Части речи.

1

5нед

22

Имя существительное.

1

5нед

23

Имя прилагательное.

1

5нед

24

Глагол.

1

6нед

25

Имя числительное.

Проверочная работа по теме « Слово в языке и речи ».

1

6нед

26

Однокоренные слова.

1

6нед

27

Гласные звуки и буквы.

1

6нед

28

Согласные звуки и буквы.

1

6нед

29

Правописание разделительного мягкого знака.

1

7нед

30

Р. Р. Обучающее изложение.

1

7нед

31

Обобщение и закрепление изученного.

1

7нед

32

Проект «Рассказ о слове».

1

7нед

33

Проверочный диктант  по теме: «Слово в языке и речи».

1

7нед

Состав слова (12 часов)

 34

Корень слова.  Как найти в слове корень?

1

8нед

35

Сложные слова.

1

8нед

36

Формы слова. Окончание.

1

8нед

37

Как найти в слове окончание?

1

8нед

38

Что такое приставка? Значение приставок.

1

9нед

39

Что такое суффикс? Значение суффиксов.

1

9нед

40

Р.Р.Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

9нед

41

Что такое основа слова?

1

10нед

42

Проверочная работа  по теме «Состав слова».

1

10нед

43

Анализ и коррекция ошибок. Состав слова.

1

10нед

44

Р.Р. Обучающее изложение.

1

10нед

45

Проект «Семья слов».

1

11нед

Правописание частей слова (22 часов)

1нед

46

В каких значимых частях слова есть орфограммы.

1

11нед

47

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

11нед

48

Контрольное списывание .

1

11нед

49

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

12нед

50

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 

1

12нед

51

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

12нед

52

Обучающее изложение.

1

12нед

53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 

1

13нед

54

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

13нед

55

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

13нед

56

Р.Р.Обучающее сочинение  по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

1

14нед

57

Административная контрольная работа

1

14нед

58

Правописание суффиксов и приставок.

1

14нед

59

Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок.

1

14нед

60

Правописание суффиксов и приставок .

1

15нед

61

Правописание приставок и предлогов.

15нед

62

Правописание слов с разделительным твёрдым знакам.

1

15нед

63

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Контрольный словарный диктант .

1

15нед

64

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

16нед

65

Р.Р. Обучающее изложение.

1

16нед

66

Контрольный тест по теме «Правописание частей слова».

1

16нед

67

Проект «Составляем орфографический словарь».

1

16нед

Части речи (74 часов)

1нед

68

Части речи.

1

17нед

69

Имя существительное как часть речи.

1

17нед

70

Имя существительное и его роль в речи.

1

17нед

71

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

17нед

72

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

1

18нед

73

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

18нед

74

Проект «Тайна имени».

1

18нед

75

Число имён существительных.

1

18нед

76

Число имён существительных.

1

18нед

77

Род имён существительных.

1

19нед

78

Род имён существительных.

1

19нед

79

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

19нед

80

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

19нед

81

Р.Р. Обучающее изложение .

1

19нед

82

Проверочный диктант  по теме «Имя существительное».

1

20нед

83

Склонение имён существительных.

1

20нед

84

Падеж имён существительных.

1

20нед

85

Падеж имён существительных.

1

20нед

86

Р.Р.Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

20нед

87

Именительный падеж.

1

21нед

88

Родительный падеж.

1

21нед

89

Дательный падеж.

1

21нед

90

Винительный падеж.

1

21нед

91

Творительный падеж.

1

21нед

92

Предложный падеж.

1

22нед

93

Обучающее изложение.

1

22нед

94

Повторение. Падежи.

1

22нед

95

Определение падежей имён существительных по вопросу и предлогу.

1

22нед

96

Р.Р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».

1

22нед

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Имя существительное».

1

23нед

98

Анализ и коррекция ошибок. Проект «Зимняя страничка».

1

23нед

99

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

23нед

100

Роль прилагательных в тексте.

1

23нед

101

Текст-описание.

1

24нед

102

Отзыв по  репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

24нед

103

Род имён прилагательных.

1

24нед

104

Изменение имён прилагательных по родам.

1

24нед

105

Изменение имён прилагательных по родам.

1

24нед

106

Число имён прилагательных.

1

25нед

107

Изменение имён прилагательных по числам.

1

25нед

108

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

25нед

109

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

25нед

110

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

25нед

111

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

1

26нед

112

Р.Р. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

26нед

113

Определение рода, числа и падежа имён прилагательных.

1

26нед

114

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Имя прилагательное».

1

26нед

115

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

26нед

116

Анализ и коррекция ошибок. Личные местоимения.

1

27нед

117

Изменения личных местоимений по родам.

1

27нед

118

Роль местоимений в предложении.

1

27нед

119

Морфологический разбор местоимения. Проверочный тест по теме «Местоимение».

1

27нед

120

Р.Р. Обучающее изложение.

1

27нед

121

Значение и употребление  глаголов в речи.

1

28нед

122

Употребление глаголов в речи.

1

28нед

123

Глагол как часть речи.

1

28нед

124

Неопределённая форма глагола.

1

28нед

125

Глаголы в неопределённой форме

1

28нед

126

Число глаголов.

1

29нед

127

Изменение глаголов по числам.

1

29нед

128

Времена глаголов.

1

29нед

129

Времена глаголов. 2-е лицо глагола.

1

29нед

130

Изменение глаголов по временам.

1

29нед

131

Изменение глаголов по временам.

1

30нед

132

Р.Р.Обучающее  изложение повествовательного текста.

1

30нед

133

Род глаголов в прошедшем времени.

1

30нед

134

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

30нед

135

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

30нед

136

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

31нед

137

Морфологический разбор  глагола. 

1

31нед

138

Проверочная работа  по теме «Глагол».

1

31нед

139

Разбор глагола как части речи.

1

31нед

140

Разбор предложений.

1

31нед

141

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Глагол».

1

32нед

Повторение (12 часов)

1нед

142

Анализ и коррекция ошибок. Части речи.

1

32нед

143

Морфологический разбор слов.  Контрольный словарный диктант.

1

32нед

144

Р.Р.Обучающее изложение.

1

32нед

145

Роль слова и предложения в речи.

1

32нед

146

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

33нед

147

Правописание приставок и предлогов.

1

33нед

148

Промежуточная аттестация.

1

33нед

149

Анализ и коррекция ошибок. Правописание безударных гласных.

1

33нед

150

Разбор слов по составу.

1

33нед

151

Однокоренные слова.

1

34нед

152

Текст.

1

34нед

153

КВН «Знатоки русского языка».

1

34нед

 

 

Класс:

Предмет:

Русский язык

Учитель:

Берестова Екатерина Александровна

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Язык и речь.

Наша речь. Виды речи.

14

Текст. Предложение. Словосочетание.

Текст.

Типы текстов.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по интонации.

Предложения с обращением.

Р.Р. Обучающее изложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложения.

Знаки препинания в сложном предложении.

Союзы в сложном предложении.  

Словосочетание.

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Предложение».

18

Слово в языке и речи.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы и антонимы. Омонимы.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы.

Р.Р. Обучающее изложение  текста по вопросам.

Части речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

Имя числительное.

Проверочная работа по теме « Слово в языке и речи ».

Однокоренные слова.

Гласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы.

Правописание разделительного мягкого знака.

Р. Р. Обучающее изложение.

Обобщение и закрепление изученного.

Проект «Рассказ о слове».

Проверочный диктант  по теме: «Слово в языке и речи».

12

Состав слова.

Корень слова.  Как найти в слове корень?

Сложные слова.

Формы слова. Окончание.

Как найти в слове окончание?

Что такое приставка? Значение приставок.

Что такое суффикс? Значение суффиксов.

Р.Р.Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

Что такое основа слова?

Проверочная работа  по теме «Состав слова».

Анализ и коррекция ошибок. Состав слова.

Р.Р. Обучающее изложение.

Проект «Семья слов».

22

Правописание частей слова.

В каких значимых частях слова есть орфограммы.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Контрольное списывание .

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Р.Р. Обучающее изложение.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Р.Р. Обучающее сочинение  по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Административная контрольная работа

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок.

Правописание суффиксов и приставок .

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знакам.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Контрольный словарный диктант .

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Р.Р. Обучающее изложение.

Контрольный тест по теме «Правописание частей слова».

Проект «Составляем орфографический словарь».

74

Части речи.

Части речи.

Имя существительное как часть речи.

Имя существительное и его роль в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Р.Р.Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна имени».

Число имён существительных.

Число имён существительных.

Род имён существительных.

Род имён существительных.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

Р.Р. Обучающее изложение .

Проверочный диктант  по теме «Имя существительное».

Склонение имён существительных.

Падеж имён существительных.

Падеж имён существительных.

Р.Р. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Р.Р.Обучающее изложение.

Повторение. Падежи.

Определение падежей имён существительных по вопросу и предлогу.

Р.Р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Имя существительное».

Анализ и коррекция ошибок. Проект «Зимняя страничка».

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Роль прилагательных в тексте.

Текст-описание.

Отзыв по  репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Род имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по родам.

Изменение имён прилагательных по родам.

Число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

Р.Р. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

Определение рода, числа и падежа имён прилагательных.

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Имя прилагательное».

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Анализ и коррекция ошибок. Личные местоимения.

Изменения личных местоимений по родам.

Роль местоимений в предложении.

Морфологический разбор местоимения. Проверочный тест по теме «Местоимение».

Р.Р. Обучающее изложение.

Значение и употребление  глаголов в речи.

Употребление глаголов в речи.

Глагол как часть речи.

Неопределённая форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме.

Число глаголов.

Изменение глаголов по числам.

Времена глаголов.

Времена глаголов. 2-е лицо глагола.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам.

Р.Р. Обучающее  изложение повествовательного текста.

Род глаголов в прошедшем времени.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Морфологический разбор  глагола. 

Проверочная работа  по теме «Глагол».

Разбор глагола как части речи.

Разбор предложений.

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Глагол».

12

Повторение.

Анализ и коррекция ошибок. Части речи.

Морфологический разбор слов.  Контрольный словарный диктант.

Р.Р. Обучающее изложение.

Роль слова и предложения в речи.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Правописание приставок и предлогов.

Промежуточная аттестация.

Анализ и коррекция ошибок. Правописание безударных гласных.

Разбор слов по составу.

Однокоренные слова.

Текст.

КВН «Знатоки русского языка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...