Разделительный мягкий знак. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мещерякова Роксана Александровна

Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Тема: Разделительный мягкий знак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnyy_myagkiy_znak._2_klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Русский язык

Учитель: Николаева А.А.

Практикант:

Тема: Разделительный мягкий знак

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: Содержательная: сформировать знания о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, расширить знания учеников о роли разделительного мягкого знака.

                  Деятельностная: научить детей, пользуясь полученными знаниями, правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать орфографическую грамотность;

2. Формировать умение определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

3. Формировать умение устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь).

Развивающие:

1. Развивать умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

5. Развивать умение Слушать собеседника и понимать речь других.

Воспитательные:

1. Воспитывать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов;

2. Умение определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

3. Умение устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь);

4. Умение составлять предложения.

Личностные:

1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других;

2. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Оборудование: презентация.

Образовательные ресурсы:

План урока

  1. Этап мотивации
  2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Дидактическая игра «Третье лишнее»

2.2. Повторение сведений о гласных и согласных звуках

2.3. Лингвистическая сказка

2.4. Словарный диктант

     3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 51, стр.31)

5.2. Самостоятельное формулирование правила (на материале упр.52)

5.3. Работа с правилом (стр.32)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Запись слов, выделение орфограммы.

6.2. Запись слов по памяти (упр.53)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Составление предложений с данными словами.

8.2. Фонетический разбор слов

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Работа с пословицей

-Где хотенье – там и уменье.

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Надеюсь, что сегодня на уроке вы захотите научится как можно большему.

Чтобы чему-то научиться нужно этого хотеть.

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Дидактическая игра «Третье лишнее»

- Ребята, посмотрите на слайд. Какая буква лишняя? Почему?

М, Ю, К.

У, А, Я.

2.2. Повторение сведений о гласных и согласных звуках

- Чем отличается гласный звук от согласного?

- Звук [й̓] это гласный или согласный? Почему?

2.3. Лингвистическая сказка

- Ребята, послушайте сказку и отгадайте, о чем она.

- В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить,» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко. Но она много работала, смягчала характер слов, а иногда разделяла букву согласного от буквы гласного. И ее все полюбили.

2.4. Словарный диктант

- Ребята, давайте проверим, а вы всегда помните об этой букве. Напишем словарный диктант.

- Откройте тетради. С красной строки, через запятую запишем слова. Будьте внимательными.

Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, картофель.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания. Слова на слайде.

- Ребята, что общего у этих слов?

- Какова роль мягкого знака в этих словах?

Дети сравнивают буквы, выделяют сначала «Ю». так как это буква гласного;

во второй строке - «Я», так как буква с секретом: может обозначать один звук или два.

При произнесении согласного звука встречаются препятствия (губы, зубы, язык). А гласные звуки можно пропеть.

При произнесение встречаются препятствия, нельзя пропеть

Дети слушают, догадываются, что речь идет о букве «Ь»

Дети пишут словарный диктант, проверяют написанное, отвечают на вопросы.

Общее: все это словарные слова, во всех есть мягкий знак.

Мягкий знак в этих словах показатель мягкости согласных звуков.

Индивидуальная

К1

П2

К1

К2

К1

К2

П2

Л1

Пр. 2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова:

СЕМЯ – СЕМЬЯ

- Чем они отличаются?

- Когда пишется Разделительный мягкий знак? Все ли мы знаем о его правописании?

- Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо)

В первом слове нет мягкого знака.

После согласных, перед гласными Е, И, Ё, Ю, Я.

Л3

Пр.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Так какова же тема нашего урока?

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Что мы будем для этого делать?

«Разделительный мягкий знак»

- Научиться писать слова с разделительным мягким знаком.

- Повторим правило

- Будем тренироваться, писать упражнения.

К1

П1

Р1

Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 51, стр.31)

-Откройте учебники на стр. 31-ой, найдите упр. 51.

-Прочитайте задание.

-Прочтите выделенные слова, что они обозначают?

-Произнесите пары слов, одинаково они звучат или по-разному?

-Какой звук вы слышите после звука [л`] в каждом из выделенных слов?

-Чем различаются написания слов полю и полью, солю и солью?

-Составьте предложения со словами полю и полью. Запишите их в тетрадь.

Вывод: когда мы произносим  слова солью и полью, то после согласного звука [л`] слышим согласный звук [й`] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы «эль» перед буквой Ю пишется разделительный мягкий знак (ь).

5.2. Самостоятельное формулирование правила (на материале упр.52)

-Ребята, посмотрите на упражнение 52.  

-Что странного вы заметили?

-Прочитайте слова. Какие звуки вы слышите на месте букв Е, Ё, Ю, Я, И

- Сформулируйте правило, когда же в словах пишется разделительный мягкий знак.

5.3. Работа с правилом (стр.32)

- Давайте сверим наши выводы с правилом на стр. 32.

- Прочитайте правило и составьте три вопроса по нему. Задайте эти вопросы товарищу по парте

Сначала читают самостоятельно, затем один вслух.

Объяснение учащихся.

По-разному.

- [й`]

-Наличием Ь.

Транскрипции.

[й`, э] [й`, о][й`, у][й`, а][й`, и]

В корне после букв, обозначающих согласные звуки перед буквами Е, Ю, Ё, Я, И.

1.В какой части слова пишется разделительный мягкий знак (в корне)

2. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (перед буквами гласных Е, Ё, Ю, Я, И

3. Какие звуки обозначают эти буквы, когда стоят после мягкого разделительного знака?

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

К1

К2

П2

К1

К2

К1

К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Запись слов, выделение орфограммы.

- Ребята, а как же мы будем обозначать эту орфограмму? - Запишите слова из упражнения 53, обозначьте орфограмму. К доске пойдет …

-Итак, сделайте вывод: почему в этих словах вы написали разделительный мягкий знак

6.2. Запись слов по памяти (упр.53)

- Давайте проверим, сколько слов вы сумеете запомнить и записать по памяти.

- Прочитайте слова из упр.53.

- Закройте книгу и запишите слова, которые запомнили. Не забудьте написать разделительный мягкий знак

- Обозначьте орфограмму с записанных словах.

Откройте учебник и проверьте себя.

 - Какие слова вы записали? Что пишется в данных словах?

Разделительный мягкий знак мы будем подчёркивать одной чертой, а гласную после – двумя.

Потому что Ь стоит в корне после букв, обозначающих согласные звуки перед буквами Е, Ю, Ё, Я, И.

Учащиеся записывают слова по памяти.

Разделительный мягкий знак.

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

К1

П1

П2

Л1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, посмотрите на картинки к упражнению 54. Что там изображено?

- Запишите слова, добавив нужные слоги, самостоятельно. Подчеркните орфограмму.

-Перед какими буквами написали разделительный мягкий знак? Как подчеркнули разделительный мягкий знак.

- Сверьте со слайдами.

Платье, воробьи, колосья.

Перед Е, И, Я.

Разделительный мягкий знак-одной чертой, а гласную после- двумя.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Составление предложений с данными словами.

- Составьте предложение с любым из данных слов (устно)

8.2. Фонетический разбор слов

- Отгадайте загадку и запишите отгадку.

У метели есть подруга,
Звать подружку эту ... (вьюга) 

Посчитайте количество букв и звуков в данном  слове. (вьюга – 5 букв, 5 звуков)

- Почему?

Учащиеся составляют предложения.

Потому что мягкий знак не обозначает звука, а буква Ю обозначает 2 звука.

Фронтальная

К2

Пр.1

Пр.3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Мы научились писать слова с разделительным мягким знаком?

- Кто считает, что нужно еще потренироваться?

- Оцените свою работу: кто работал на пять? На четыре? Молодцы! Мне было очень приятно с вами сегодня работать.

Научиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...