Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте

Задачи урока

  •  учить работать с фразеологическим словарём; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

 воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• составлять предложение по рисунку и данному фразеологизму

 Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Фразеологизмы

№22

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте

Задачи урока

  •  учить работать с фразеологическим словарём; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

 воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• составлять предложение по рисунку и данному фразеологизму

 Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): 

владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация

(самоопределение к деятельности)

Приветствует детей.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо, улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь!

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

- Пишут в тетради число и классная работа.

2.Актуализация знаний и мотивация

- (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова:

Синонимы

Фразеологизмы

Антонимы

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- А что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Читают слова.

- Фразеологизмы.

- Потому что мы его не знаем.

- Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу  одинаковы и очень близки (метель, вьюга, пурга…).

- Антонимы – это слова, противоположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой).

3.Организация познавательной деятельности

3.1.целеполагание

- Скажите, как вы думаете, какая тема урока?

- Верно (Слайд 3).

- Какую цель урока мы поставим?

- Фразеологизмы.

- Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и научиться находить их в тексте.

3.2. открытие нового знания

- Откройте учебники на странице 49-ой. Найдите оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы? (Спрашивает одного ученика).

- Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»?

- А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»?

- А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этих выражений и посмотрим, правильно ли вы сказали (Слайд 4), слова на экране:

Брать на буксир,  и

Висеть на телефоне.

- Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить.

- Что значит «Брать на буксир»?

- Что значит «Висеть на телефоне»?

- (Слайд 5). Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь.

- Молодцы. Вернёмся на страницу 49-ую и посмотрим упражнение 83-ье. Прочитайте.

- Кто из вас знает, кого называют словом Тапир?

- (Слайд 6) – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров.

- Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»?

- Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился».

- Оно употреблено в прямом или в переносном значении?

- Почему?

- Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями. Их очень много.

ФИЗМИНУТКА.

Открывают учебники и читают определение.

Читает один ученик:

- …Это устойчивые сочетания слов, в которых нельзя заменить или пропустить какое либо слово, иначе изменится весь смысл. Например «ни свет ни заря означает -  рано, до рассвета».

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмов.

Читают про себя.

- …Это означает – помогать отстающему.

- …Это означает – Часто и долго говорить по телефону.

Пишут в тетради.

Читает один ученик:

Тапир навек повесил нос,

Грустит он об одном:

Он собирался стать слоном.

Да так и не дорос…

Высказывают предположения.

- Расстроился, приуныл…

- В переносном.

- Потому что это фразеологизм.

3.3.  первичное закрепление

- Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания?

- Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

- Фразеологизмы.

Читает вслух ученик.

- Быстро.

Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти вперед.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.

3.4.  самостоятельная работа

- Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя.

Гладить по голове            унывать

Падать духом                         быстро

Надуть губы                          хвалить    

Во все лопатки                      мало

Ломать голову                       думать

Рукой подать                         обидеться

Капля в море                         близко  

- Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»?

- Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец?

- Выражение «Падать духом» писать не нужно. Оно уже разобрано в учебнике. Приступайте.

Проверка по эталону:

- Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось так же как у меня?

- Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено?

- Что делает мальчик?

- Какому фразеологизму соответствует рисунок?

- Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился.

- А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов.

- Посмотрите на доску, (Слайд 8) это моё предложение, которое я составила: «От школы до моего дома рукой подать».

- Прочитайте мне предложения, которые составили вы.

Самостоятельная работа:(Слайд 9).

- Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте.

Собирает карточки для проверки.

Читают фразеологизмы.

- Хвалить.

- Нашли.

Выполняют см. в тетради.

Сравнивают свою работу.

Смотрят на рисунок.

- Мальчик изображен.

- Думает, грустит…

- «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом».

Составляют предложение самостоятельно в тетради.

Смотрят на доску.

Несколько учеников читают свои предложения.

Слушают задание.

- Да. (Выполняют см. работу.)

7.        Подведение итогов. Рефлексия

- Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное?

- Почему?

- Например?

1. Поднимите зелёный карандаш, если вам было всё понятно и вы теперь самостоятельно можете разбираться с фразеологизмами;

2. Поднимите жёлтый карандаш, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи;

3. Поднимите красный карандаш, если вам было ничего не понятно.

- Фразеологизмы.

- Устойчивые сочетания слов.

- Переносное.

- Потому что иногда фразеоло-гизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное.

- Ломать голову – думать.

8. Домашнее задание

- Стр. 50 упр. 87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...