Обобщение знаний о составе слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

обобщить      и  систематизировать  знания  учащихся  о  частях слова;

Задачи урока

Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»

Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу

 Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова

Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы

 Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Проверить сформированность понятий: «состав слова», « приставка», « корень», « суффикс»,«окончание», «основа», умение разбирать слова по составу, подбирать родственные слова.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_sostave_slova.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Обобщение знаний о составе слова. 

№48

Тип урока

урок обобщения знаний и выработка умений.

Цель урока

обобщить      и  систематизировать  знания  учащихся  о  частях слова;

Задачи урока

Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»

Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу

 Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова

Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы

 Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

Проверить сформированность понятий: «состав слова», « приставка», « корень», « суффикс»,«окончание», «основа», умение разбирать слова по составу, подбирать родственные слова.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Ход урока

 Этапы  урока

Деятельности  учителя

Действия учащихся

1.Организационный этап

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 

( слайд 1- солнце)

–Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок?

Вы готовы начать урок?

-На партах у вас лежат листы обратной связи, за каждое правильно выполненное задание, вы знаете, нужно поставить +, за неправильное -, если задание выполнено наполовину ставим

полуплюс.

Приветствуют гостей, проверяют готовность к уроку, садятся.

 Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют  желание узнать новое, готовы

 слушать и слышать.

2.Чистописание

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите на экран (Слайд №2), определите закономерность букв, найдите лишнюю букву (а, о, у, в, ы, э).

Что вы можете сказать о гласных буквах?

 Напишите букву «в» в соединении с буквой «о», дайте характеристику буквы «в».

(Слайд №3),

Записывают число, классная работа.

Строят монологическое высказывание, участвуют в диалоге.

Определяют, что все буквы гласные нижнего ряда, обозначают твёрдость согласного звука, а буква «в» согласная. Пишут букву «в» в соединении с буквой «о», дают характеристику буквы  «в». Буква «в» обозначает звук [в].он согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий, звонкий, парный.

3.Постановка темы и цели урока.

Ребята, посмотрите на экран (Слайд №4) и постарайтесь расшифровать слова: «очанконие», «скиффус», «ставприка», «новасо», «ренько».

(Слайд № 5)

(Окончание, суффикс, приставка, основа, корень)

-   Ребята, а как можно назвать все эти слова?

- Хорошо! А что образуют эти части?

-Принято в русском языке состав слова выделять так.(Слайд № 6)

-- А разве мы сегодня впервые слышим  о составе слова?

       -У всех ли хорошо получалось разбирать слова по составу?

       -Если не получается разбирать слова по составу тогда что нужно делать?

- А кто может подобрать синонимы к слову "закрепление"?

-Теперь  сформулируйте тему урока.

- Молодцы! Верно! Итак,  тема перед вами. 

- Без чего не может обойтись тема урока?

- Попробуйте сформулировать цель  урока.

- Молодцы! Тема урока есть, цель мы

сформулировали. Можно начинать работу.

Расшифровывают слова и получаются: окончание, суффикс, приставка, основа, корень.

-Части слова.

-Состав слова

-Нет.

Говорят, у кого  при разборе слова бывают затруднения.

-Нужно ещё поработать над этой темой, закреплять.

-Повторение, обобщение.

Обобщение знаний о составе слова.(Слайд № 7)

Оформляют чётко и полно тему урока.

-Без цели.

-Мы должны обобщить знания о составе слова.

(Слайд № 8)

Оформляют чётко и полно цель своей деятельности.

4.Обобщение и систематизация знаний.

Какое время года сейчас на дворе?(Слайд №9)

Вот и осень пришла,
Как бы мы не хотели
Это лето продлить,
Отодвинув метели.
Но не стоит грустить,
Осень тоже прекрасна,
Без неё скучно жить,
Это каждому ясно!

-У нас будет необычный  урок, к нам в гости пришла красавица «Осень» (картинка) и говорит нам.

-Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам
.(Слайд №10)
Белка, беленький, белить.
 Водяной, вода, водить

 Лист, лиса, лисенок.
 Горный, горка, городок.

-Что называется корнем слова?

-Найдите родственные слова и выделите в них корень.

Иногда очень трудно определить родственное слово или нет.  

Осень нам предлагает  подойти  к необычному  дереву, под ним написаны два слова

(На доске нарисованы  два  дерева с ветками, под деревьями  написаны слова: «вода», « водить»).

Можно ли назвать эти слова однокоренными и родственными?

-Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить себе осень без листопада. Осень засыпала нас листьями со словами, нам надо развесить эти листья на деревья, но так, чтобы они были родственными.

Слова: водопад, заводить, провод, водолаз, заводной, водитель, водокачка, водяной, водоём, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.

- Молодцы, ребята. Что мы с вами выяснили?

-В корне смысл, но не весь,

Главный, но не полный,

 Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

Что называется приставкой?

Осенью перелётные птицы улетают на юг.

(Слайд№11 )

-При помощи приставок от корня –лёт- образуйте глаголы.

Для чего служит приставка?

-Осень



Ребята рассказывают правило, что называется корнем.

однокоренные слова из набора слов, выписывают их, выделяют корень с последующей проверкой в парах (беленький, белить, водяной, водить, лиса, лисёнок, горный, горка).

Дети выделяют корень и говорят.

-Нет, у них разное лексическое значение.

        

Обучающиеся по очереди прикрепляют листья к деревьям, объясняя их лексическое значение.

  1. Водопад, водолаз, водокачка, водоём, подводник, половодье, водоросль, водяной.
  2. Заводить, провод, заводной, водитель, перевод, переводчик, проводник.

Участвуют в обсуждении способа выхода из затруднённой ситуации.

-Не все слова с одинаковыми корнями могут быть родственными.

Ребята рассказывают правило, что называется приставкой.

Обучающиеся записывают слова: улетел, вылетел, подлетел, перелетел, прилетел, залетел, отлетел,  выделяют приставку  с последующей проверкой .

-При помощи приставки образуются новые слова

Физкультминутка

5.Обобщение и систематизация знаний (продолжение урока).

-Осенью в лесу тишина, птицы улетели в дальние страны. Осень нам предлагает посмотреть на запись. (В,  стройный, лес, рябинка, росла.  Свиристель, рябиновый, клевали, ягода. ). (Слайд №12)

- Всё ли понятно, что написано?

-А почему?  

-Что называется окончанием?

-Поменяйте, где нужно, в словах окончания, составьте предложения, выделите окончания.

-Как называется часть слова без окончания?

Подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику каждому предложению по вариантам.

-Ещё        при помощи какой части образуются новые слова?

-Что называется суффиксом?

-Какое значение вносят суффиксы в слова?

Словарный диктант

Рисунок, картофель, горох, помидор, столица, восток, дорога,

завод, ракета, заяц.

Молодцы, вы хорошо работали.

Красавица Осень нам говорит, что в дружном коллективе дела спорятся. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. (раздаются карточки с  заданиями).

Карточка №1.   (Слайд№13)  

 Разберите слова по составу

Поездка, морозы, записка, подберёзовик, лесники.

Карточка №2. (Слайд№14)    Соотнесите слова и схемы слов

звёздочка

морозы

почки

зёрнышко

заморозки

облако

дочка

кормушка

поездка

пришкольный

Нет.

-Надо переставить слова, а в словах поменять окончания.

Ребята говорят правило.

Ребята составляют предложения.

В лесу росла стройная рябинка. Свиристели клевали рябиновые ягоды.

-Суффикса.

Ребята говорят правило.

-Уменьшительно-ласкательные, название людей по профессии, названия детёнышей животных.

Обучающиеся работают в парах.

Каждая паре объясняет, как выполнила задание.

Договариваются о распределении ролей в паре, преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую и наоборот.

Оценивают правильность выполнения задания, вносят необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок.

6.Рефлексия.

7.Дом.задание

Давайте подведём итог урока

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Выполнили ли мы её?

-Посмотрите на листы достижения, что у вас получилось хорошо, какие трудности у вас возникли, какую вы себе поставите отметку и почему?

Заключительное слово учителя (Слайд №16)

 Я рада, ребята, что вы сегодня работали дружно, показали свои знания о составе слова,

Упр.184,185 с.97 повторить правило

Ребята обсуждают результаты выполненной работы,  анализируют свою работу на уроке, опираясь на листы обратной связи, предполагают свои отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова

Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...

Обобщение знаний о составе слова

Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Урок разработан для 3 класса УМК "Школа России". В ходе урока выясняется уровень усвоения учащимися знаний о составе слова, сформированность умения разбирать слова по составу....

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....