Простое и сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

познакомить с понятием сложное предложение;

Задачи урока

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать: простые и сложные предложения.

уметь: находить главные члены предложения, применять правила правописание знаков препинания ( запятой) в сложных предложениях.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю-щими существенные связи и отношения между объектами и процессами; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы
достижения результата.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду,
к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Простое и сложное предложение

№12

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Цель урока

познакомить с понятием сложное предложение;

Задачи урока

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

знать: простые и сложные предложения.

уметь: находить главные члены предложения, применять правила правописание знаков препинания ( запятой) в сложных предложениях.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю-щими существенные связи и отношения между объектами и процессами; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы
достижения результата.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду,
к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Фронтальная работа

-Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день,  ребята!  

- Ребята, скажите, а вы бы хотели видеть наш урок сегодня интересным, веселым и полезным?

( Слайд 1)

Интересный урок

Веселый

Полезный

 Приветствовать учителя.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация.

Словес.: эвристическая беседа..

Практ.: орф. работа

-Хорошо. Посмотрите на них внимательно и скажите мне, а какой частью речи являются данные слова? Докажите

- Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением.

- Как называют такие слова с противоположным значением?

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

- Прочитайте загадку, посмотрите как выразительно в ней говорится о каком-то времени года. Попробуйте угадать о каком времени года говориться в загадке.

( Слайд 2)

Листья на деревьях пожелтели.

Небо хмурится, дождик льется.

Это время ……… зовется.

- Прочитайте первое предложение и скажите, какая буква гласного чаще всего встречается в этом предложении.

- Что вы знаете о букве Е?

Минутка чистописания

- На минутке чистописания я предлагаю прописать соединение буквы Ее заглавной и строчной.

Открываем тетради записываем число, классная работа.

Обратите внимание куда смотрит буква Е, не путайте ее с буквой З

- Правила посадки! Сели ровно. Спинка прямая, ножки не висят. Тетрадочки под углом 45 градусов, уголок смотрит в животик.

- пропишите соединение букв Ее до конца строки.

   1. Словарная работа

- Ребята, вы знаете, что буква е часто встречается в словарных словах, правописание которых нам предлагают запомнить.

Сейчас мы запишем несколько таких слов.

( Береза, рисовать, медведь, улица, ребята, обезьяна, рисунок, петух).

- Прилагательным. Обозначают признак предмета и отвечают на вопрос: какой?

- грустный, неинтересный, вредный.

- антонимами.

- они делают нашу речь более выразительной.

- Осень.

- это буква е.

- она хитрая, может давать один звук [Э]- после мягкого согласного, и два звука [ЙЭ]- в начале слова, после гласного и после разделительного Ъ и Ь  знака.

III. Постановка учебной задачи

- Ребята, вернемся опять к нашей загадке, скажите, а эту загадку можно назвать текстом?

- А из чего состоит текст?

- Вспомните, что мы называем предложением.

- Сколько предложений в загадке?

- Давайте вспомним какие виды предложений мы различаем?

- Дайте характеристику первому предложению в загадке.

- Запишите предложение в тетради

( Слайд 3)

- Давайте найдем грамматическую основу предложения.

- О чем говорится в предложении?

- Что говорится о листьях?

- Сколько грамматических основ в этом предложении?

- Как называются предложения с одной грамматической основой?

- Ребята, а все ли мы знаем о предложениях?

- А как вы думаете, бывают ли предложения, в которых больше основ?

- О чем мы будем говорить на уроке?

Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели: познакомиться с понятием сложное предложение

различать простое и сложное предложение; познакомиться с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.

- из предложений.

- предложение состоит из одного или нескольких слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложение связанны по смыслу.

- по цели высказывания и по интонации.

- повествовательное невосклицательное.

- о листьях

- они пожелтели

- одна.

- простыми

- узнаем что-то новое о предложениях.

IV.«Открытие» нового знания

Слов.: чтение и анализ правила.

- Прочитайте запись на доске

( Слайд 4 )

Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья

- Что вы заметили в этой записи?

- Определите сколько предложений, обозначьте границы предложения.

- Сколько предложений у вас получилось? Прочитайте первое предложение. Что вы поставили в конце? Прочитайте второе предложение. Как вы обозначили начало второго предложения?

- Спишите в тетради предложения. Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях.

- Назовите мне грамматическую основу в первом предложении и во втором.

- Скажите сколько грамматических основ в каждом предложении?

- Как называются такие предложения?

                 Динамическая пауза

- Продолжим работать. Сравните написанное на доске и в тетрадях. Кто заметил, что изменилось в нашей записи?

- Изменился ли смысл данной записи?

- Сколько предложений у меня на экране?

- Определите сколько грамматических основ в новом предложении?

- Назовите первую основу, вторую.

- Как бы вы назвали такое предложение или может быть кто-нибудь знает как оно называется?

- Это предложение называется сложным.

- Откройте учебник на с. 32 и прочитайте сведения о языке от Мудрой Совы.

- Так какой главный отличительный признак сложного предложения от простого?

- А что еще нового узнали? Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

- текст не разделен на предложения.

-  заглавной буквой.

Березки надели яркие сарафанчики. Рябинки нарядились в разноцветные платья.

- одна.

- простыми.

Березки надели яркие сарафанчики, рябинки нарядились в разноцветные платья.

- нет.

- одно.

- две.

- в простом одна грамматическая основа, в сложном две и более.

- запятой.

Практ.: письменное грамматическое упражнение  

- Сейчас мы эти сведения будем применять на практике. Прочитайте задание к упр 50.

- Определите какое это предложение?

- Спешите это предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- сложное.

V. Первичное закрепление во внешней речи

- Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. На слайде вы видите предложение с пропущенными словами. Вам нужно вставить пропущенные прилагательные в сложное предложение и расставить знаки препинания. Работаем в паре, посоветуйтесь между собой.

Скоро налетят ……. Ветры пойдут……… дожди.

- скоро налетят холодные ветры, пойдут злые дожди.

- А сейчас приготовьтесь записывать под диктовку сложное предложение (один у доски)

Деревья скинут свой прекрасный наряд, птицы улетят в теплые края.

- Подчеркните грамматические основы.

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Следующее задание:

Перед вами 4 слова. Вам надо  записать транскрипцию этих слов, посчитать буквы и звуки.

Ручей, гроза, маяк, день.

-Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам. 

VII. Дом. задание

-Дома вы будете работать с упражнением 51 на странице 32.

-Давайте посмотрим, что вам нужно будет сделать?

-Записывать домашнее задание

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

 

- С каким видом предложений мы знакомились на уроке?

- Чем отличается сложное предложение от простого?

- Как на письме разделяются части сложного предложения?

- Сбылись ли наши ожидания на уроке?

- Урок у нас получился интересным и полезным?

-Выберите одну фразу  и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- сложным.

- в простом одна грамматическая основа, а в сложном две и более.

- запятой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...