Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Корсунова Татьяна Анатольевна

Раб прогр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа83.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «27» августа 2020 г.

Председатель МС

__________/  Румянцева Т. В.

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28 августа 2020г.

«Утверждена»

Приказом от 28 августа 2020 г.

№ 205/01-04

Директор

_________/ Безрученкова С. П.

Рабочая программа

начального общего образования

по русскому языку

для 3 А  класса

«Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2020 г.

Составитель:

Корсунова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов  первой квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2020 г.


Рабочая    программа по русскому языку для 3 А класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1576
  • Авторской программы: Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. https://catalog.prosv.ru/attachment/bf73153b-a66f-11e2-a97f-0050569c0d55.pdf   (Русский язык. 1-4 классы.  Предметная линия учебников системы "Школа России")
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский   язык. 3 класс. -М.: Просвещение, 2020

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345

Данная программа составлена на 173 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

 Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 уч. год.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  6. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,  организации, передачи информации.
  5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
  7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:
  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

II.Содержание учебного предмета

Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания учащиеся должны:

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

-  члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Развитие речи:

  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать            деформированный   повествовательный текст из трех частей);
  • писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
  • составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • употреблять при записи текста красную строку;
  • интонационно правильно произносить предложения.

Слово в языке и речи

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Для реализации этого содержания учащиеся должны:

Знать:

- понятия синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и их роль в речи;

- признаки однокоренных слов, подбирать их, выделять корень.

Уметь:

- определять лексическое значение слов;

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и наблюдать, как они используются в тексте;

- находить в тексте однокоренные слова;

 определять части речи данного слова;

- работать со словарями русского языка;

- грамотно писать слова с изученными орфограммами.        

Состав слова, правописание частей слова

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- правила проверки корневых орфограмм.

Уметь:

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
  • писать слова с разделительным Ъ;
  • правильно писать гласные и согласные в приставках.

Части речи

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Знать:

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

Уметь:

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
    родам.

Повторение изученного за год  

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Формы контроля:

        Текущий контроль по русскому языку можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, словарных диктантов, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- участие в проектах;

-подведение итогов урока;

- самооценка событий;

-творческие задания, имеющие практическое применение;

-заучивание материала наизусть в классе;

-задания на самопроверку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки, «ищу ошибки»);

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-взаимный диктант;

-«оцени результат»;

-«Найди отличия», «Поиск лишнего»;

-составления схем-опор;

-работа с разными видами таблиц;

-работа со словарями;

- составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа;

-«отгадай о ком говорим»;

-подготовь рассказ на тему…;

-«опиши устно…»;

-«объясни…»;

-«обоснуй…»;

С целью реализации образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.


III.Тематическое планирование

Наименование разделов

Коли

чество часов

Конт

рольный диктант

Сочи

нение

Изло

жение

Конт

рольное списы

вание

Слова

рный

дик

тант

Прое

кты

1

Язык и речь.

2

2

Текст, предложение, словосочетание.

14

1

1

3

Слово в языке и речи.

19

1

1

1

2

1

4

Состав слова.

18

1

1

1

2

1

5

Правописание частей слова

30

2

1

1

1

2

1

6

Части речи.

2

1

7

Имя существительное

32

2

2

2

3

1

8

Имя прилагательное

19

1

1

1

1

1

9

Местоимение

4

1

10

Глагол

22

1

1

1

1

11

Повторение

11

1

1

1

Итого:

173

10

5

7

4

15

5


IV. Календарно-тематическое планирование

урока

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1. Язык и речь (2 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение.

1

01.09

2

Для чего нужен язык? Назначение языка.

1

02.09

2. Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3

Текст как единица языка и речи

1

03.09

4

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

04.09

5

Предложение.

1

07.09

6

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные

1

08.09

7

Виды предложений по цели высказывания.

1

09.09

8

Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные

1

10.09

9

Обращение. Предложения с обращением. Словарный диктант.

1

11.09

10

Главные и второстепенные члены предложения

1

14.09

11

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам предложения

1

15.09

12

Простое и сложное предложения

1

16.09

13

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

1

17.09

14

Словосочетание. Главное и зависимое слово

1

18.09

15

Коллективное составление рассказа по репродукции картины  В.Д. Поленова «Золотая осень»

1

21.09

16

Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

1

22.09

3. Слово в языке и речи (19ч)

17

Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные

1

23.09

18

Синонимы и антонимы. Словарный диктант.

1

24.09

19

Омонимы. Использование омонимов в речи

1

25.09

20

Слово и словосочетание

1

28.09

21

Фразеологизмы

1

29.09

22

Обучающее изложение с языковым анализом текста.

1

30.09

23

Работа над ошибками. Части речи.

1

01.10

24

Имя существительное. Местоимение

1

02.10

25

 Имя прилагательное

1

05.10

26

Глагол

1

06.10

27

Имя числительное как часть речи

1

07.10

28

Однокоренные слова. Словарный диктант.

1

08.10

29

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

09.10

30

Контрольное списывание.

1

12.10

31

Согласные звуки и буквы для их обозначения

1

13.10

32

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне

1

14.10

33

Разделительный мягкий знак

1

15.10

34

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

16.10

35

Проект «Рассказ о слове»

1

19.10

4. Состав слова (18 ч)

36

Корень слова. Однокоренные слова

1

20.10

37

Правописание корня в однокоренных словах. Чередование звуков в корне слова

1

21.10

38

Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах

1

22.10

39

Формы слова. Окончание. Словарный диктант.

1

23.10

40

Как найти в слове окончание? Нулевое окончание

1

26.10

41

Обобщение знаний о корне и окончании. Слова, которые не имеют окончания

1

27.10

42

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1

28.10

43

Приставка – значимая часть слова

1

29.10

44

Как найти приставку в слове?

1

30.10

45

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок

1

09.11

46

Суффикс как значимая часть слова. Как найти в слове суффикс?

1

10.11

47

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов

1

11.11

48

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

12.11

49

Основа слова. Словарный диктант.

1

13.11

50

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу

1

16.11

51

Подробное изложение повествовательного текста

1

17.11

52

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа по теме «Состав слова»

1

18.11

53

Проект «Семья слов»

1

19.11

5. Правописание частей слова (30 ч)

54

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

1

20.11

55

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

23.11

56

Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова

1

24.11

57

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

1

25.11

58

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере-

1

26.11

59

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне

1

27.11

60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Словарный диктант.

1

30.11

61

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне

1

01.12

62

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

02.12

63

Контрольное списывание.

1

03.12

64

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

1

04.12

65

Правописание слов,  в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

07.12

66

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

08.12

67

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

1

09.12

68

Правописание слов в удвоенными согласными

1

10.12

69

Правописание слов в удвоенными согласными

1

11.12

70

Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова  «Снегурочка»

1

14.12

71

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ик,-ек в словах, их правописание

1

15.12

72

Правописание суффиксов в словах. Словарный диктант.

1

16.12

73

Правописание приставок в словах

1

17.12

74

Правописание значимых частей слова

1

18.12

75

Правописание приставок и предлогов в словах

1

21.12

76

Правописание приставок и предлогов в словах

1

22.12

77

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

23.12

78

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове

1

24.12

79

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) в слове

1

25.12

80

Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

1

28.12

81

Урок развития речи. Изложение повествовательного деформированного текста

1

29.12

82

Проверочная работа по теме: «Правописание частей слова»

1

30.12

83

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

11.01

6. Части речи (2 ч)

84

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Словарный диктант.

1

12.01

85

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам

1

13.01

7. Имя существительное (32 ч)

86

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном

1

14.01

87

Значение и употребление имён существительных в речи

1

15.01

88

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

18.01

89

Изложение повествовательного текста.

1

19.01

90

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных

1

20.01

91

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных

1

21.01

92

Проект «Тайна имени»

1

22.01

93

Число имён существительных. Изменение имен существительных по числам.

1

25.01

94

Имена существительные, имеющие  форму одного числа. Словарный диктант.

1

26.01

95

Род имен существительных: мужской, женский, средний

1

27.01

96

Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах

1

28.01

97

Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения

1

29.01

98

Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих

1

01.02

99

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце

1

0202

100

Изложение повествовательного текста

1

03.02

101

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

04.02

102

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении)

1

05.02

103

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных. Словарный диктант.

1

08.02

104

Неизменяемые имена существительные. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

09.02

105

Именительный падеж имён существительных

1

10.02

106

Родительный падеж имён существительных

1

11.02

107

Дательный падеж имён существительных

1

12.02

108

Винительный падеж имён существительных

1

15.02

109

Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных

1

16.02

110

Творительный падеж имён существительных

1

17.02

111

Предложный падеж имён существительных

1

18.02

112

Подробное изложение повествовательного текста

1

19.02

113

Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном

1

22.02

114

Проверочная работа по теме «Имя существительное». Словарный диктант.

1

24.02

115

Контрольный диктант по теме «Правописание имён существительных»

1

25.02

116

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

26.02

117

Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения.

1

01.03

8. Имя прилагательное (19 ч)

118

Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном

1

02.03

119

Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные имена прилагательные (общее представление)

1

03.03

120

Контрольное списывание.

1

04.03

121

Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании

1

05.03

122

Составление текста-описания в научном стиле

1

09.03

123

Сравнение текста И.Долгополова с репродукцией картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

10.03

124

Изменение имен прилагательных по родам

1

11.03

125

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

1

12.03

126

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

1

15.03

127

Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Составление текста-описания о животном

1

16.03

128

Число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Словарный диктант.

1

17.03

129

Число имён прилагательных. Сравнительное описание Составление объявления описательного характера

1

18.03

130

Изменение имен прилагательным по падежам

1

19.03

131

Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного

1

30.03

132

Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном

1

31.03

133

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»

1

01.04

134

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1

02.04

135

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

05.04

136

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

06.04

9.Местоимение (4 ч)

137

Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений.

1

07.04

138

Изменение личных местоимений 3-го лица по родам. Словарный диктант.

1

08.04

139

Употребление личных местоимений для замены повторяющихся имён существительных

1

09.04

140

Проверочная работа по теме «Местоимение». Обучение составлению письма

1

12.04

10. Глагол (22 ч)

141

Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе

1

13.04

142

Значение и употребление глаголов в речи

1

14.04

143

Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов

1

15.04

144

Составление текста по сюжетным рисункам

1

16.04

145

Контрольное списывание.

1

19.04

146

Неопределённая форма глагола

1

20.04

147

Неопределённая форма глагола

1

21.04

148

Изменение глаголов по числам

1

22.04

149

Изменение глаголов по числам

1

23.04

150

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее

1

26.04

151

Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени

1

27.04

152

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

1

28.04

153

Время и число глаголов

1

29.04

154

Выборочное подробное изложение повествовательного текста

1

30.04

155

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Родовые окончания глаголов

1

04.05

156

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам

1

05.05

157

Правописание частицы не с глаголами

1

06.05

158

Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов

1

07.05

159

Обобщение знаний о глаголе

1

11.05

160

Обобщение знаний о глаголе

1

12.05

161

Проверочная работа по теме «Глагол»

1

13.05

162

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

14.05

11. Повторение (11 ч)

163

Части речи. Имя существительное.  Имя прилагательное. Словарный диктант.

1

17.05

164

Местоимение. Имя числительное.

1

18.05

165

Предложения по цели высказывания и по интонации. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

1

19.05

166

Имя числительное. Имя существительное

1

20.05

167

Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с изученными орфограммами

1

21.05

168

Правописание безударных гласных

1

24.05

169

Однокоренные слова. Правописание изученных орфограмм

1

25.05

170

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант

1

26.05

171

Анализ контрольного диктанта.

1

27.05

172

Повторение изученного материала

1

28.05

173

Итоговый урок. «Знатоки русского языка»

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...