Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Корсунова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа82.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

начального общего образования

по русскому языку

для 2 А  класса

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

 Корсунова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов  первой квалификационной категории

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г.

Аннотация на рабочую программу по русскому языку для 2 А класса

Рабочая    программа по русскому языку для 2 А соответствует требованиям

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)
  •  Разработана на основе программы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы. Под редакцией   Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014г.)
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

        Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник. Русский   язык. 2 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2019 г.
  2.  Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева.  Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» 2 класс. М.: ВАКО, 2019г.                         

Цели программы:                         

- развитие  речи,  мышления,  воображения  школьников,  способности  выбирать  средства  языка  в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 • освоение  первоначальных  знаний  о  лексике, фонетике,  грамматике  русского  языка;  овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 • овладение  умениями  правильно  писать  и  читать,  участвовать  в  диалоге,  оставлять  несложные монологические высказывания;

 • воспитание  позитивного  эмоционально-ценностного  отношения  к  родному  языку,  чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

• пробуждение  познавательного  интереса  к  родному  слову,  стремления  совершенствовать  свою речь.

Задачи программы:                         

- развитие речи, мышления воображения школьников;

- формирование первоначальных представлений о структуре русского языка;

- формирование умений правильно писать и читать;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.

Формы контроля:

        Текущий контроль по русскому языку можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, словарных диктантов, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.

Рабочая программа составлена на 167 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2019-2020 уч. год.

Учитель: Корсунова Т.А.


Рабочая    программа по русскому языку для 2 А класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1576
  • Примерной программы начального общего образования по русскому языку. – М.: Просвещение. 2013
  • Авторской программы  Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. Русский язык. 1-4 классы.  Предметная линия учебников системы "Школа России".– М.: Просвещение, 2017
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский   язык. 1 класс. -М.: Просвещение, 2019

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345

Данная программа составлена на 167 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

 Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019-2020 уч. год.

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела,

темы

Авторская программа

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Рабочая программа

Повторение

17 часов

Выходные и праздничные дни

Объединение уроков

№ 156 и  № 157;                 №160 и № 161; №165 и №166.

14 часов

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  6. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,  организации, передачи информации.
  5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
  7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
  • различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
  • правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
  • правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
  • составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
  • составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
  • списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
  • письменно отвечать на вопросы к тексту;
  • писать под диктовку;
  • записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
  • пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

Предложение (Наша речь)

В процессе работы по теме «Предложение (Наша речь)» обучающиеся учатся, понимать и объяснять, что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

  • составлять предложения, различные по цели высказывания;
  • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
  • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением;
  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
  • различать текст-пословицу и текст-загадку;
  • писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

Звуки и буквы

В результате работы по теме «Звуки и буквы» обучающиеся научатся:

  • слушать, анализировать звучащее слово;
  • выделять на слух гласные и согласные звуки в слове; подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
  • выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
  • понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
  • понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
  • понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
  • анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
  • различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
  • выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
  • обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
  • различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

Части речи

  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
  • писать имена собственные по правилам;
  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  • изменять имя прилагательное по числам;
  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
  • определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  • изменять глаголы по числам;
  • писать предлоги отдельно от других слов.
  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
  • изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
  • понимать значение предлогов в речи.

Состав слова

  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
  • использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
  • применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, что предложение – это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

II.Содержание учебного предмета

1. Наша речь

 Виды речи

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

 Диалог и монолог

 Речь диалогическая и монологическая. Познавательный интерес к происхождению слов. Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте, прощай (прощайте)).

2. Текст

Текст

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста.

 Части текста

Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).

3. Предложение

Предложение

Предложение как единица речи, его назначение и  признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Члены предложения

Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое главные лены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова в Картинной галерее учебника. *Слова с непроверяемым написанием: Родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. Проверочная работа

4. Слова, слова, слова...

Слово и его значение

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарями.

       Синонимы и антонимы 

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. *Слова с непроверяемым написанием: берёза, берёзка), ягода (ягодка, лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания). Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

       Однокоренные слова

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слова с непроверяемыми написаниями: сахар (сахарный). Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Слог. Ударение. Перенос слова (повторение и углубление представлений)

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим  словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. *Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). *Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника). Проверочная работа. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

5. Звуки и буквы

Звуки и буквы (повторение и углубление представлений)

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв,  знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. («Странички для любознательных»). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Проверочная работа.

Гласные звуки (повторение и обобщение представлений)

Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы,  обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. Проверочный диктант. Развитие речи. Наблюдение над использованием речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

 Согласные звуки (повторение и углубление представлений)

Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. *Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.

 Согласный звук [й’] и буква «и краткое»

*Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова  с непроверяемым написанием: суббота (субботний). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. Проект «И в шутку, и в всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника.

Мягкий знак (ь)

Правописание мягкого знака на конце и в середине слона перед Другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. *Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо».

 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

А)Буквосочетания чн, чк, чт, щн, нч .

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт («што», «нарошно»). Правописание сочетаний чн, чк, чт, щн, нч. *Слова с непроверяемым написанием: тарелка. Развитие речи. Работа е текстом. Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

Б) Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу .

Правописание буквосочетаний жи—щи, ча—ща, чу—щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. Проверочный диктант. Развитие речи. Работа с предложением и текстом.

 Звонкие и глухие согласные звуки 

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

 Правописание  слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по  глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог.

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы). Проверочный диктант. Развитие речи. Составление (поздравительной  открытки; письменное изложение текста по вопросам.)

 Разделительный мягкий знак (ь)

 Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. *Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Проверочная работа.

6. Части речи

 Части речи

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. «Слова с непроверяемым написанием: месяц.

 Имя существительное

А).  Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи .*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

Б). Одушевлённые и неодушевленные имена существительные

Формирование представлений о профессиях и людях труда. Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).

В). Собственные и нарицательные имена существительные

Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города (посёлка). «Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции  картины. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Г). Число имён существительных . Изменение существительных по числам. Имена существительные,  употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).

Д). Обобщение знаний об имени существительном

Формирование первоначальных  представлений о разборе имени существительного как части речи. Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Проверочная работа.

Глагол

А). Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) (4 ч).

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.

Б). Число глагола. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) а речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.

В). Правописание частицы не с глаголом .

Г). Обобщение знаний о глаголе .

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Д). Текст-повествование и роль в нём глаголов .

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Проверочная работа.

 Имя прилагательное

А). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имен и прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Б). Единственное и множественное число имён прилагательных .Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

В). Обобщение знаний об имени прилагательном .*Слова с непроверяемым написанием: облако, (облачко), метро. Проверочная работа.

Г). Текст-описание и роль в нём имён прилагательных .Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по  репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов»,  бабочка и птичка»

Местоимение

А). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) . Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. *Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).

Б). Текст-рассуждение . Структура текста-рассуждения. Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа.

Предлоги

Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Проверочная работа. Проект «В словари — за частями речи!». Контрольный диктант

7. Повторение

Формы контроля:

        Текущий контроль по русскому языку можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, словарных диктантов, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- участие в проектах;

-подведение итогов урока;

- самооценка событий;

-творческие задания, имеющие практическое применение;

-заучивание материала наизусть в классе;

-задания на самопроверку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки, «ищу ошибки»);

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-взаимный диктант;

-«оцени результат»;

-«Найди отличия», «Поиск лишнего»;

-составления схем-опор;

-работа с разными видами таблиц;

-работа со словарями;

- составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа;

-«отгадай о ком говорим»;

-подготовь рассказ на тему…;

-«опиши устно…»;

-«объясни…»;

-«обоснуй…»;

III.Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Виды контроля

1.

Наша речь и наш язык.

Словарный диктант.

2.

Текст.

Входной контрольный диктант.

3.

Предложение.

12ч

Контрольное списывание. Обучающее сочинение.  Контрольный диктант №1. Словарный диктант.

4.

Слова, слова, слова….

22 ч

Проверочная работа. – 2 шт.

Словарный диктант. -2 шт.

Контрольный диктант №2.

Обучающее сочинение.  

5.

Звуки и буквы.

63ч

Проверочная работа – 2 шт.

Контрольный диктант № 3.

Обучающее сочинение. – 3 шт.

Контрольный диктант № 4

Контрольное списывание. - 2 шт.

Изложение текста. – 3 шт.

Контрольный диктант № 5 Контрольный диктант № 6.

Проект. – 2 шт.

Словарный диктант. -6 шт.

6.

Части речи.

47 ч

Контрольный диктант № 7

Изложение. - 2 шт.

Контрольный диктант № 8

Контрольный диктант № 9

Словарный диктант. -4 шт.

7.

Повторение изученного за год.

14ч

Промежуточная аттестация.

Контрольное списывание.

Обучающие сочинение.

Словарный диктант. -2 шт.

Итого:

167ч

IV. Календарно-тематическое планирование

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата

План

Факт

НАША РЕЧЬ – 4 ч.

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

02.09

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

03.09

3

Как отличить диалог от монолога?

1

04.09

4

Проверка знаний. Словарный диктант.

1

05.09

ТЕКСТ – 5 ч.

5

Что такое текст?

1

06.09

6

Что такое тема и главная мысль текста?

1

09.09

7

Части текста

1

10.09.

8

Входной контрольный диктант.

1

11.09

9

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

12.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 12 ч.

10

Что такое предложение?

1

13.09

11

Как из слов составить предложение?

1

16.09

12

Контрольное списывание

1

17.09

13

Что такое главные члены предложения?

1

18.09

14

Что такое второстепенные члены предложения?

1

19.09

15

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Словарный диктант.

1

20.09

16

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1

23.09.

17

Как установить связь слов в предложении?

1

24.09

18

РР Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"

1

25.09

19

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

26.09

20

Контрольный диктант №1 по теме

« Предложение»

1

27.09

21

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

30.09

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…- 22 ч.

22

Что такое лексическое значение слова?

1

01.10

23

Что такое лексическое значение слова?

1

02.10.

24

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

03.10

25

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

04.10

26

Что такое синонимы? Словарный диктант.

1

07.10

27

Что такое антонимы?

1

08.10.

28

Что такое антонимы?

1

09.10

29

Проверочная работа. «Слово и его значение»

1

10.10

30

Работа над ошибками.

1

11.10

31

Что такое родственные слова?

1

14.10

32

Что такое родственные слова?

1

15.10

33

Что такое корень слова?

1

16.10

34

Что такое однокоренные слова?

1

17.10

35

Какие бывают слоги?

1

18.10

36

Как определить ударный слог?

1

21.10

37

Как определить ударный слог? Словарный диктант.

1

22.10

38

Контрольный диктант №2 по теме "Слова, слова, слова…"

1

23.10

39

Работа над ошибками.

24.10

40

Как переносить слова с одной строчки на другую?

25.10

41

Как переносить слова с одной строчки на другую?

1

05.11

42

Р/Р Обучающее сочинение по серии картинок.

1

06.11

43

Проверочная работа

1

07.11

                                                                              ЗВУКИ И БУКВЫ –6 3ч.

44

Как различать звуки и буквы?

1

08.11

45

Как мы используем алфавит?

1

11.11

46

Как мы используем алфавит?

1

12.11

47

Какие слова пишутся с большой буквы?

1

13.11

48

Как определить гласный звук?

1

14.11

49

Контрольный диктант №3 по теме "Звуки гласные и согласные"

1

15.11

50

Анализ работ. Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

18.11

51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1

19.11

52

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1

20.11

53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1

21.11

54

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1

22.11

55

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1

25.11

56

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова

1

26.11

57

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова

1

27.11

58

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова

1

28.11

59

Р/р. Коллективное составление рассказа по картине С. Л. Тутунова «Зима пришла. Детство»

1

29.11

60

Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова». Словарный диктант.

1

02.12

61

Работа над ошибками.

1

03.12

62

Как определить согласные звуки?

1

04.12

63

Согласный звук | Й] и буква И краткое

1

05.12

64

Контрольное списывание.

1

06.12

65

Слова с удвоенными согласными

1

09.12

66

 Р/р. Коллективное составление рассказа по  картине и опорным словам. А. С. Степанова «Лоси»

1

10.12

67

Наши проекты. И в шутку и всерьез

1

11.12

68

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

12.12

69

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

13.12

70

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

16.12

71

Контрольный диктант№4  по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

17.12

72

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

18.12

73

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

19.12

74

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

1

20.12

75

Проверочная работа по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

1

23.12

76

Наши проекты. Пишем письмо

1

24.12

77

Обобщающий урок.

1

25.12

78

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

1

26.12

79

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

1

27.12

80

Р/Р. Обучающее изложение «Ласточки»

1

09.01

81

Контрольный диктант№5

1

10.01

82

Закрепление знаний. Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

11.01

83

Наши проекты. Рифма

1

14.01

84

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

15.01

85

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ША, ЧУ-ЩУ

1

16.01

86

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя

1

17.01

87

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

18.01

88

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

21.01

89

Проверка парных согласных в корне слова

1

22.01

90

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

1

23.01

91

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста «Каток»

1

24.01

92

Правописание парных звонких и глухих согласных на кoнце  слова. Словарный диктант.

1

25.01

93

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

28.01

94

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

29.01

95

Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

1

30.01

96

Проверка знаний « Проверь себя»

1

31.01

97

Диктант№6 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

1

01.02

98

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала

1

04.02

99

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

.05.02

100

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

06.02

101

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

07.02

102

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

08.02

103

Контрольное списывание.

1

11.02

104

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

12.02

105

Проверка знаний. Словарный диктант.

1

13.02

106

Обобщение изученного материала

1

14.02

ЧАСТИ РЕЧИ (47 ч)

107

Что такое части речи?

1

15.02

108

Что такое части речи?

1

18.02

109

Что такое имя существительное?

1

19.02

110

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

20.02

111

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

1

21.02

112

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

25.02

113

Заглавная буква в именах сказочных героев ,в названиях  книг, журналов и газет.

1

26.02

114

Заглавная буква в написании кличек животных. Р/Р

1

27.02

115

Заглавная буква в географических названиях. Словарный диктант.

1

28.02

116

Обучающее изложение « Люлька»

1

02.03

117

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

1

03.03

1 I8

Имена существительные,  употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко)

1

04.03

1 19

Разбор имени существительного как части речи.

1

05.03

120

Единственное и множественное число имен существительных

1

06.03

121

Единственное и множественное число имен существительных

1

10.03

122

Единственное и множественное число имен существительных

1

11.03

123

Обучающее изложение. Упр  115 с 66.

1

12.03

124

Проверка знаний. Словарный диктант.

1

13.03

125

Диктант№ 7 по теме « Имя существительное»

1

16.03

126

Работа над ошибками

1

17.03

127

Что такое глагол?

1

18.03

128

Что такое глагол?

1

19.03

129

Что такое глагол?

1

20.03

1 30

Единственное и множественное число глаголов

1

01.04

1 31

Единственное и множественное число глаголов

1

02.04

132

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

03.04

133

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

1

06.04

1 34

Что такое текст-повествование?

1

07.04

135

Проверка знаний по теме « Глагол»

1

08.04

136

Что такое имя прилагательное? Словарный диктант.

1

09.04

137

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

10.04

138

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

13.04

139

Единственное и множественное число имен прилагательных

1

14.04

140

Что такое текст-описание?

1

15.04

141

Проверка знаний по теме «Имя прилагательное»

1

16.04

142

Общее понятие о предлоге

1

17.04

143

Раздельное написание предлогов со словами

1

20.04

144

Восстановление предложений Р/р

1

21.04

145

Проверка знаний по теме «Предлоги»

1

22.04

146

Диктант№8 по темам «Глагол .Предлоги»

1

23.04

147

Работа над ошибками. Словарный диктант. 

1

24.04

148

Что такое местоимение?

1

27.04

149

Что такое местоимение?

1

28.04

150

Что такое текст-рассуждение?

1

29.04

151

Проверка знаний по теме « Местоимение»

1

30.04

152

Контрольный диктант№9  по теме « Части речи».

1

06.05

153

Работа над ошибками

1

07.05

ПОВТОРЕНИЕ (14 ч)

154

Повторение по теме «Текст»

1

08.05

155

Сочинение по картине Шишкина

1

13.05

156

Повторение по теме «Предложение»

1

14.05

Повторение по теме «Предложение»

157

Повторение по теме «Слово и его значение». Словарный диктант.

1

15.05

158

Повторение по теме «Слово и его значение»

1

18.05

159

Повторение по теме «Части речи». Имя существительное

1

19.05

Повторение по теме «Части речи». Имя существительное

160

Повторение по теме «Части речи». Глагол

1

20.05

161

Контрольное списывание .

1

21.05

162

Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием. 

1

22.05

163

 Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное

1

25.05

Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное

164

Повторение по теме «Части речи». Местоимение. Глагол.

1

.26.05

165

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

27.05

166

Повторение по теме «Правила правописания»

1

28.05

167

Обобщение знаний об изученных правилах письма              

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...