Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Платонова Дарья Андреевна

4 класс

Тема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»

Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех карта20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Платонова Дарья Андреевна

4 класс

Тема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»

Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»

Задачи:

1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.

2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование на уроке: презентация по теме урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста.

Приветственное слово. Организационные моменты.

- Сегодня у нас с вами необычный урок…а творческий. Почему творческий? Мы с вами будем писать сжатое изложение.

- Но прежде чем познакомиться с текстом, вспомним чем сжатое изложение отличается от подробного?

- Совершенно верно, а каким образом мы сокращаем текст?

- Конечно, молодцы.

- Я вас часто прошу пересказать что-то, но кратко. То есть, пересказать только суть, главную мысль, сжав текст, рассказ и т.д.

- Сегодня мы будем работать над сжатием отрывка рассказа В. Бианки. Отрывок называется «Зинька выручила».

- Откройте, пожалуйста, тетради для творческих работ. Записываем то, что на доске.

- Теперь отложите тетради, ручки положили. Слушаем и следим. (текст на слайде)

Приветствуют учителя. Проверяют свое рабочее место.

Предполагают.

- Тем, что мы сокращаем текст по объему.

- Мы выделяем самое главное, а второстепенные предложения опускаем.

Записали число, слово «Изложение», название «Зинька Выручила».

Слушают, следят.

2

Первичное чтение

«Зинька выручила»

 Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки - красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала.

- А где же тут спать? - спросила у них Зинька.

- А ты делай, как мы, - говорят куропатки. - Вот гляди.

 Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче - да бух с разлету в снег!

 Снег сыпучий, - обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.

 Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит - ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички - боевой народ.

 Зинька слетела на наст - и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, - большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.

Вот уж они ее хвалили, благодарили!

3-4

Беседа по содержанию.

Языковой анализ текста.

- О ком же написал этот рассказ Виталий Бианки?

-Знакомы ли вам эти птички? Как выглядит куропатка? - Опишите её внешний вид.

 

-А как нам описывают синичку? Молодцы.

- Как вы думаете, кто же тут главный герой? Да, вы правы. На самом деле, у В. Бианки есть целая книга, посвященная этой храброй птице – «Синичкин календарь».

- В данном отрывке, мы узнали, что синичка спасла куропаток. От чего спасла? Как они попади в такую ситуацию?

- Почему они не могли сами выбраться? Конечно, за ночь снег превратился ледяную корку.

- От какого лица ведется повествование?

- Мы с вами разбирали разные стили текста, к какому стилю относится отрывок «Зинька выручила»? Аргументируйте свой ответ.

- У каждого текста есть тема. Какая же тут главная тема? Подсказываю, она связана с главным героем.

Замечательно, держите в голове эту мысль.

- О птичках, куропатках и синичке.

- Куропатки, как курочки с шоколадной подводкой на груди.

- Автор пишет, что синички – боевой народ.

- Синичка

- Синичка спасла куропаток из снежного плена. Куропатки зарылись в снег и им было не выбраться.

- Снег замерз.

- От лица автора.

- Повествовательному. Нам повествуют, рассказывают о происшествии с куропатками и синичке.

- Синички - боевой народ

5

Вторичное чтение текста

- Прочитайте сами текст, тихонечко вполголоса. Закройте уши, если кому-то будет мешать сосед.

Читают.

6

Составление плана

- Мы с вами знаем, что каждый текст – это предложения, завязанные, связанные между собой одной (общей) темой.

- Разделим наш текст на части и озаглавим каждую часть, словами из текста.

- Сколько частей можно выделить в тексте?

- О чем говорится в первой части?

- О чем во второй?

- О чем в третьей?

План:

1.Куропатки в снегу.

2.Ледяная корка.

3.Дырка.

Делят текст на части.

- 3 части.

- О том, что куропатки спали под снегом.

- О том, как куропатки не могли выйти из-под ледяной крыши.

- О том, как Зинька выпустила куропаток из ледяного плена.

7

Устная работа по сокращению текста

- Поскольку мы пишем сжатое изложение, сейчас мы с вами будем сокращать текст по частям. На доске 1 часть текста.

- Прочитайте первую часть. Выделим главное в 1 части.

- О чем обязательно надо сказать? (подчеркиваю важные предложения)

- Прочитайте вторую часть. Теперь выделим главное во 2 части.

- О чем обязательно надо сказать? (подчеркиваю важные предложения)

- Третья часть. Что здесь самое главное?

- Обратите внимание на последнее предложение, как оно заканчивается?

Знак восклицания подчёркивает, как куропатки были благодарны Зиньке.

- О том, что Зинька полетела в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки. Спали они под снегом. Поднялись все на крыльях, разлетелись пошибче – да бух разлету в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их.

- А утром увидела Зинька на снегу ледяную корку. Поняла она, что куропатки попали в беду.

- Слетала Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку. Выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они ее хвалили, благодарили!

 

8

Сжатый пересказ частей.

На доске перед вами опорные слова, перед записью изложения, перескажем сжатый текст.

На доске: 1) полетела, жили, в поле, разлетелись пошибче, в снег, сыпучий, прикрыл;

2) наст, куропатки, в беде, пропадут, что делать;

3) слетала, стала долбить, выпустила, хвалили, благодарили.

Пересказывают по опорным словам.

9

Орфографическая подготовка

- Чтобы приступить к написанию изложения, вспомним орфографические правила. Внимание на доску.

На доске: полЕтела, пОлЕвые, лЕдяная, продОлбила, хвАлили, блАгОдарили, прОпАдут.

- Также обратите внимание на написание слов: КУРОПАТКИ, НАСТ, ПОШИБЧЕ.

- пошибче – т.е. побольше.

Вспоминают орфографические правила.

Предполагают значение слова «пошибче».

10

Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

- Мы закончили подготовительную работу к изложению. Теперь ваша задача создать текст изложения по отрывку рассказа. Особенностью вашего изложения должна быть краткость.

Записывают своё изложение.

12

Самопроверка. Взаимопроверка. Редактирование текста.

- Кто закончил, начинайте проверять свою работу. Исправляйте ошибки, если они есть.

- Получился ли у вас рассказ.

- Всё ли в нём понятно.

- Не пропущено ли что-то главное.

- Нет ли лишнего, о чём можно было бы и не писать.

Проверяют свою работу, исправляют ошибки.

Примерные текст изложения:

   Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки. Спали они под снегом. Смотрит Зинька. Поднялись все на крыльях, разлетелись пошибче – да бух с разлету в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их.

   А утром увидела Зинька на снегу ледяную корку. Поняла она, что куропатки попали в беду.

   Слетала Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку. Выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они ее хвалили, благодарили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....