Урок русского языка 2кл
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урбагарова Елена Дамбиевна

Технологическая карта изучения темы " Имена собственные и нарицательные" 2класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2kl.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Имена собственные и нарицательные», 2 класс

Задачи:

— формировать  представления детей об основном назначении имен собственных;

— ввести термины « имена собственные» и «имена  нарицательные»;

— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;

—  развивать речь учащихся при работе с текстом, внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

— формировать интерес к русскому языку

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

     2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— писать в тексте имена собственные и нарицательные;

—распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам.

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.  Организационный

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

I этап.   Организационный

Эмоциональный настрой.

Ребята, прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Поприветствуем гостей.
Будем вежливы, друзья.
Друг на друга посмотрите,
Улыбнитесь и садитесь.
Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Шагаем по ступеням :НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД  (Карточки со словами на доске)

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Настроить детей на работу.

Поприветство-

вать  учителя и друг друга. Настроиться на работу

II этап. Самоопределение деятельности

Цель - мотивировать к изучению темы.

- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

II этап. Самоопределение деятельности

Итак, НАБЛЮДАЕМ:

- Распределите  слова по этим группам. (Работа в парах на листочках)

1.

Имена

2.

Названия городов

3.

Названия рек

4

  Слова для справок: Самара, Тверь,  Москва,  город, река, ученик,  Волга, Ока, Нева, Вася, Петя,  Вова.

ЗАМЕЧАЕМ: остались слова, которые не вошли ни в один из столбиков.

Почему оказались «лишние» слова?(Показываем на слайде 4 столбик с именами нарицательными)

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

Это - имена  собственные и нарицательные.  

Да, тема нашего урока «Имена  собственные и нарицательные. (Открывается тема урока на доске.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;

- Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Организовать работу  в парах,

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы  назвать тему урока.

Убедить в необходимости изучения данной темы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оцениватьправильность выполнения заданий

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

IIIэтап. Открытие новых знаний.

Цель- научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

III этап. Открытие новых знаний.

РАЗМЫШЛЯЕМ:

Учитель:

- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты………………..

- У каждого человека есть собственные имена. Как вы думаете какие?

Варианты ответов учащихся:

- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.

Учитель:

- А для  чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?

Варианты ответов учащихся:…………….

- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.

- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.

Учитель:

- Какие ещё собственные имена вы знаете?

Варианты ответов учащихся:

- Клички животных – это собственные имена.

- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

- Так как же пишутся  имена собственные?

Варианты ответов учащихся:

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Учитель:

- Давайте, сравним наши утверждения  с правилом в учебнике. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 15.

- Прочитайте правило.

- Приведите свои примеры имён  собственных.

-  Молодцы!- Вы поступили культурно, спокойно выслушав своих товарищей.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Формировать у учащихся уважительного отношения к мнению других.

Работать с информацией, представленной вучебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

IV этап. Применение новых знаний.

Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

IV этап. Применение новых знаний.

Узнав об именах собственных и нарицательных, мы сможем выполнить различные упражнения.

Задание 1.На карточке записаны слова:

(О, о)ка, (Ш, ш)ар,  (Г, г)агарин, (Б, б)арсик,

(Н, н)ина    (П, п)етровна, (Р, р)акета,  (Л,л) ошадка.

- На какие бы группы вы разделили слова?

Варианты ответов учащихся:

- Имена  собственные и нарицательные.

- Имена  одушевлённые и неодушевлённые.

Учитель:

- Молодцы! Вы назвали много вариантов. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:

 Собственные         Нарицательные

имена                            имена

Учитель:

- Каким правилом будете пользоваться?

Вариант  ответа  учащегося:

- Собственные имена  пишутся с большой буквы, а нарицательные имена   пишутся с маленькой буквы.

Учитель:

- Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание. Проверьте, так ли у вас? ( Во время проверки на экране появляется запись).

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики?

 Варианты ответов учащихся:

- Подобрать свое слово. Например: _________

- Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться?

Вариант  ответа  учащегося:

- Нарицательные имена   пишутся с маленькой буквы.

ФИЗМИНУТКА

Хомка. хомка, хомячок

Полосатенький бочок…..

А сейчас возвращаемся к учебнику.

Задание 2 (У) с.15, упр.15. «Ребусы».

Разгадайте ребусы и запишите имена собственные. Продолжаем разгадывать ребусы. Подчеркните заглавную букву.

 

Самопроверка.

РЕЗЕРВ:

  1. Стих. Измайлова о большой букве.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

  1. Ребусы на слайдах.Записать отгадки в 2столбика: имена собственные и нарицательные, выделив орфограмму.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Организовать работу  в парах,

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в паре).

Оценивать правильность выполнения заданий.

V этап.  Рефлексия учебной деятельности

Цель -научить осознавать свои достижения

V этап.  Рефлексия учебной деятельности.

- Какое открытие для себя сделали на этом уроке?

Расскажите по схеме.На экране помещена схема:

Сегодня на уроке

я

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

-Кто из товарищей вам больше всех понравился? Кто активнее всех работал?

Мне понравилась ваша работа на уроке.  За активное участие на уроке получили отметки________________ .

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Выставление оценок за урок: самооценивание, взаимооценивание учащихся, оценивание учителем.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Одобрение деятельности, стимулирование интереса к более глубокому изучению данной темы.

VI этап. Домашнее задание

VI этап. Домашнее задание

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Урок окончен.                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....