Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Знакомство с возвратными глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хлуднева Надежда Владимировна

Конспект урока русского языка в 4 классе, первого по теме "Возвратные глаголы", то есть на нем происходит знакомство с такими глаголами.

Урок по УМК "Школа России".

В данном конспекте представлен такой прием, как использование проблемной ситуации, позволяющей ученикам самостоятельно "открыть" новое знание. На уроке осуществляется как индивидуальная работа детей, так и парная и фронтальная. В данном конспекте можно увидеть применение разных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozvratnye_glagoly.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Составила учитель начальных классов: Хлуднева Надежда Владимировна

Класс: 4

Тема урока: «Знакомство с возвратными глаголами»

УМК «Школа России». Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г.  Горецкий

Цель: познакомить с понятием «Возвратные глаголы».

Планируемые результаты:

Личностные:

  • устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивом;
  • проявлять интерес к изучаемому предмету.

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать цель урока;
  • продолжать учиться анализировать, сравнивать и обобщать;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:

  • узнать о возвратных глаголах;
  • учиться правописанию таких глаголов;
  • закрепить умение определять спряжение и писать безударные окончания;
  • продолжать учиться изменять глаголы по временам, лицам и числам.

Тип урока: усвоение нового материала.

Виды деятельности: чтение, ответы на вопросы, выполнение тестовых заданий, формулирование задач урока, классификация глаголов, поиск в учебнике, наблюдение над языковым материалом, самостоятельное выведение правила, списывание, составление словосочетаний, физкультминутка, работа со словариком и со знаковыми системами (таблицей), мини-исследование, работа в паре, оценивание своих результатов.

Методы: проблемно-поисковый, самоконтроля.

Приемы: «Найди ошибку», «Что лишнее?», проблемная ситуация, составление словосочетаний, рефлексия «Продолжи фразу».

Необходимое оборудование: компьютер, электронная доска, проектор.

Дидактические средства: учебник, 6 карточек на обычной доске, раздаточный материал (карточки).

Порядок проведения урока

  1. Актуализация знаний.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Безударные личные падежные окончания глаголов.)

- Сейчас мы проверим, как хорошо вы ее поняли.

- Перед вами на доске задания. Если вы выполняете верно каждое из них, то открывается карточка.

Задания в презентации.

  1. Определение темы урока. Формулирование задач.

- Что же написано на карточках? (Глаголы.)

Прочитайте их (читать, умываться, светить, удивлять, одеваться, учиться).

- На какие две группы их можно разделить? (Глаголы с суффиксом -ся и глаголы без него.)

- Может быть кто-то знает, как называются глаголы, оканчивающиеся на ся?

- Какую цель урока можем поставить? (Узнать, как называются такие глаголы.)

- Что было бы еще интересно узнать о таких глаголах? (Почему так называются, как их писать и др.)

  1. Открытие нового знания.

- Открываем учебник на стр.102.

- Кто же найдет название таких глаголов?

- Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей.)

- Выпишите возвратные глаголы с карточек.

- На какой вопрос они отвечают? («что делать?»)

- Значит, в какой они форме? (Неопределенной.)

- Какой суффикс выделяем? (-ся) А что в них пишется перед суффиксом? (Мягкий знак.)

- Какой вывод можем сделать о написании таких глаголов? (В неопределенной форме возвратных глаголов пишется мягкий знак перед суффиксом -ся).

- Проверим наш вывод, прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Историческая справка от учителя или одного ученика. Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Что же это было за слово? Подумайте, что обозначают глаголы с таким суффиксом? (Действие направлено на себя.) Обозначал он «себя».

  1. Упражнение в правописании возвратных глаголов.

- Послушайте внимательно строки. Узнайте, из какого они произведения?

«Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться…».

К.И. Чуковский «Мойдодыр».

- Один глагол здесь лишний. Какой? (Нырять.)

- В какую группу можно объединить остальные глаголы? (Возвратные глаголы.)

- Запишите их.

Стр.103 упражнение 213. Задание, как в учебнике.

- Какое словарное слово встретилось в этом упражнении? Запишите его в словарик.

  1. Физкультминутка.

- Если слышите возвратный глагол, то выполняете упражнение, если глагол не возвратный, то не выполняете:

наклониться, распрямиться, попрыгать, повернуться влево, присесть, подняться на носочки, повернуть голову вправо, покачаться влево – вправо, покружиться, потянуться, улыбнуться.

  1. Изменение возвратных глаголов по временам, лицам и числам.

Проведем небольшое исследование: упражнение 214. Какой глагол изменяется в настоящем времени? (Учиться.) А в будущем? (Засмеяться.)

Запишите в три столбика: лицо, ед. и множ.число. Надпишите над глаголами время: настоящее время или будущее.

Лицо

Ед.число

Множ.число

1-е

Я учусь, засмеюсь

Мы учимся, засмеемся

2-е

Ты учишься, засмеешься

Вы учитесь, засмеетесь

3-е

Он учится, засмеется

Они учатся, засмеются

- Теперь еще раз прочитайте эти глаголы. Кто сделает вывод, когда пишется суффикс -сь, а когда – ся?

- Как изменяются возвратные глаголы?

  1. Закрепление. Рефлексия.

Задание в паре на карточках.

Замените словосочетание одним словом – возвратным глаголом в неопределенной форме. Запишите. Выделите суффикс -ся.

Завести дружбу – подружиться, получать знания – учиться, снять одежду (раздеться), допустить ошибку (ошибиться), настойчиво спрашивать о чем-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).

На обратной стороне карточки записать продолжение фраз.

Имя:

Имя:

Я узнал (а):

Было интересным:

Было трудно:

Осталось непонятным:

Я узнал (а):

Было интересным:

Было трудно:

Осталось непонятным:

  1. Итог урока.

- О каких глаголах вы сегодня узнали?

- Теперь вы можете сказать, почему они так называются?

- Что мы узнали про неопределенную форму возвратных глаголов?

- Как изменяются такие глаголы?

  1. Домашнее задание.

Учебник стр.102 упражнение 212.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Неопределенная форма глагола " ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределенная форма глагола» Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; умения распознавать гла...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: - знать ...