Конкурс "Учитель года-2022" - задание "Урок"_4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Марковская средняя общеобразовательная школа №2»

Конкурсное испытание «Урок»

Куликова Елена Викторовна, учитель начальных классов

Дата: 07.12.2021г.

Класс: 4 «А»

Тема: Предложный падеж.

Цель: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа.

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже.

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями , портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, , интерактивная доска, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредмет

ные, личностные)

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Садитесь. Открываем тетради.

Приветствуют учителя.

Р: Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Мотивация к учебной деятельности

Записываем сегодняшнее число Седьмое декабря. Классная работа. Комментирование орфограмм начнет первая парта 3 ряда.

Эпиграф урока.     Слайд 2

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)             Слайд 3

Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.

 Чистописание    Слайд 4

Несколько учеников получают карточки с заданием.

Карточка № 1

Просклонять слово погода

Карточка № 2

Просклонять слово осень

- Наш урок начинается с минутки чистописания.

Пп

Пушкин погода осень

Пушкин писал много стихов об осени.

- С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете?

- Что написано на другой строчке? (слова)

- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые??

- Ребята, а что можно сказать про эти слова? Что их объединя

ет? Как они изменяются?

- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу.

- Дайте характеристику предложения.

Дети комментируют орфограм

мы в записи даты и классной работы

Ответы детей.

Индивидуа

льная работа .

Коллектив

ная работа.

Ответы детей.

Разобрать по членам.

Предметные:

- называть предметы и их действия;

- уметь ставить ударение, опознавать орфограммы;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- овладевать умением прогнозировать;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию.

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

Постановка целей и задач урока (Эвристический метод)

Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи

посмотрите на экран.             Слайд 5-11

Что вы заметили? 

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы наверное заметили, что какого-то падежа

  нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? ( предложный падеж имен сущ.)

- Что мы знаем о П.п? (вопросы)

 Формулирование целей урока.  Слайд 12

- Определите цели  урока.

(вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)

Дети с  помощью учителя определяют тему урока и формулируют цель.

(узнать

о предложном

падеже

вспомогательное

слово,

 с какими

предлогами

употребляется,

чем является

в предложении,

научиться

распознавать П.п.,

правильно писать

окончания.)

Личностные: определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах ;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Первичное усвоение новых знаний.

Построение проекта выхода из затруднения

 Реализация

построенного

проекта

Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения.  Слайд 13

  1. Название падежа.
  2. Вспомогательное слово.
  3. Вопросы падежа.
  4. Предлоги падежа.
  5. Член предложения.

Заполним пункты №1 и №3

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке –

 исследование предложного падежа.

  1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту

маршрутного листа. Слайд 14

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В.

Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому

 падежу русского языка.

-Кто такой М.Ломоносов нам коротко расскажет …

В древнеславянском языке этот падеж называли

воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать

 о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным,

так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот

падеж от других? (думать, заботиться)

(заполнение маршрутного листа по ходу выполнений

заданий) пункт №2

2.  Роль в предложении   Слайд 15-16

- Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

ветхой землянке Они   жили в

в воздухе, листочки, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Они жили в ветхой землянке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о

ком?, о чём?  В предложении являются второстепенным

членом предложения.)

Разминка для глаз.  Слайд 17-19

3.Предлоги   Слайд 20-21

Предложный падеж так называют, потому что он

употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими

предлогами употребляется существительные в предложном

падеже? Перед вами карточки, на них записано задание.

Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение,

обведите в кружок  предлоги с этими словами. 

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……               корона

Буду с ней сидеть на …..   трон

Я мечтаю о ……    слон

Чтоб кататься при ….    луна

Я мечтаю о …   серёжки

Я мечтаю о …  сапожки

Вечерами в ….    полумгле

Я мечтаю об ….   орёл

Буду с ним летать на ….   воля

Буду я учиться в ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже      предложный

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются

существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

- Заполните маршрутный лист. Пункт №4

Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п и определите

склонение. Сделайте вывод.

Приведите примеры им.сущ. 3 скл. в П.п.

Стихотворение о П.п.   Слайд 22

Упр. 228 Слайд 23

- Прочитайте.

- О чём это стихотворение?

- Выпишите из стихотворения имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания.

Морфологический разбор В серебре.

Физкультурная минутка

Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Выполняют физ.минутку

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные: 

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- делать обобщение;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Закрепление изученного.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 24-25

- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в

предложном падеже. Указать падеж.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.

- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Групповая работа. Работа по карточкам. 

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные: 

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- делать обобщение

Итог. Рефлексия.

Домашнее задание:

 Слайд 26-27

- Давайте вспомним цели урока.

Достигли мы с вами цели?

 Можем ответить на поставленные вопросы?

С какими предлогами употребляется?

 Каким членом является в  предложении?

 Как распознавать П.п.?

Какое окончание у существительных в П.п.?

- У вас, у каждого , лежат смайлики, по которым я сейчас

увижу, кому понравилось и всё ли было понятно, и наоборот.

Слайд 28

упр. 228 или выписать четверостишие А.С.Пушкина, у  каждого имени существительного поставить склонение и падеж.

Подводят итог урока.

Оценивают себя.

Записывают домашнее задание.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока.

Тема урока : Предложный падеж имён существительных.

Урок был проведён в 4 « А» классе 07.12.2021г. по программе «Школа России», автор В.П. Канакина.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока : формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имён существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  1. Узнать особенности предложного падежа.
  2. Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже.
  3. Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
  4. Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
  5. Развивать умение работать в парах.
  6. Воспитывать навык самостоятельности.
  7. Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Структура урока

Планируемые УУД

Методы обучения, формы контроля

Организационный момент.

Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Метод: словесный

Мотивация к учебной деятельности.

Предметные:

- называть предметы , знать грамматические признаки имён существительных,

опознавать орфограммы;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию.

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

Метод: словесный, проблемный, наглядный.

Индивидуальная работа по карточкам.

Постановка целей и задач урока

Личностные: определять общие для всех правила поведения;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метод: Эвристический метод, словесный, наглядный.

Первичное усвоение новых знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- делать обобщение;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Методы: словесный, практический.

Реализация

построенного

проекта. 

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске решения.

Регулятивные: Контроль и оценка.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый,проблемный.

Форма работы в парах.

Закрепление изученного.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Метод: практический,

Форма контроля: индивидуальный, (взаимоконтроль)

Домашнее задание:

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Выбор задания.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный.

Итог. Рефлексия.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Метод: словесный

Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

 Материал урока доступный, логичный. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

        информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

        технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;

        здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, была использована разминка для глаз, работа в парах,  была учтена дозировка домашнего задания.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.

10. В целом, урок я  считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и  запланированные достижения;

2) несмотря на то, что у детей был новый учитель, велась видеосъёмка , дети сначала были замкнуты, а потом начали работать, появился  интерес,  и поэтому был получен результат;

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом  осталась довольна и процессом урока,  и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

Всем участникам данного конкурса, хочу пожелать удачи и дальнейших творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Учитель года-2022" - задание "Внеурочное мероприятие"_3 класс

Сценарий интеллектуальной игры-викторины, в рамках недели Доброты «Доброе слово – что ясный день» Видео внеклассного мероприятияСамоанализ внеклассного мероприятия...

Мастер-класс по созданию "Символа года 2022!"

Мастер-класс по созданию "Символа года 2022!"...

Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2022"

Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2022"...

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".

Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...

Символ года 2022

Поэтапное рисование символа года-2022...

Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...

Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».

В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...