Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Максименкова Анастасия Николаевна

Технологическая карта и презентация урока русского на тему "Что такое корень слова" будет полезна учителям 3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1.docx24.58 КБ
Файл 4.russkiy_yazyk_21.10.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование методических компетенций. (15.12.2021)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. студента: Максименкова Анастасия Николаевна
Тема урока: «Что такое корень слова»
Класс: 3В
Цель урока: знакомство с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», умение находить корень в однокоренных словах
Задачи урока:
Дидактические:
- формировать умение находить родственные слова, подбирать однокоренные слова;
- формировать умение выделять в словах корень;

Развивающие:
- развивать познавательную активность, умение оценивать свой труд;
- развивать умения и навыки для успешного выполнения заданий;

Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к обучению;
- воспитывать наблюдательность и любознательность.

Ресурсы урока: презентация, учебник УМК «Школа России» Русский язык, Горецкий, 1 часть

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации учебной деятельности
(Ф- фронтальная,
И-индивидуальная,
П- парная,
Г- групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные
(П- познавательные,
Р- регулятивные,
К- коммуникативные)

Личностные

Организационный этап
(1 мин.)

Подготовить учащихся к работе на уроке

Метод: словесный
Приемы: беседа

Приветствие. Проверка готовности к уроку.
(Приложение 1)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ф

-

Контроль учителем, самоконтроль

-

К- слушать и понимать речь других

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Актуализация знаний
(7 мин.)
Технология концентрированного обучения

Вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Актуализировать субъективный опыт учащихся

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Запись в тетради числа. Проведение орфографического диктанта. Проверка работы.
(Приложение 2)

Записывают в тетради число и классная работа. Выполняют задание учителя, записывают слова, подчеркивают орфограммы и ставят ударение.
Проверяют задание.

Ф

Презнтация

Контроль учителем, самоконтроль

-

Р- контролировать свою деятельность

Интерес к учебному материалу

Постановка цели и задач
(4 мин.)
Информационно – коммуникативная технология

Обеспечить мотивацию к восприятию и осмыслению нового материала

Метод: словесный Приемы: беседа

Работа с однокоренными словами. Постановка темы урока.
(Приложение 3)

Отвечают на вопросы учителя и определяют однокоренные слова. Совместно с учителем ставят тему урока.

Ф

Презентация

Контроль учителя

-

Р- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Анализировать свои действия и управлять ими

Первичное усвоение новых знаний
(7 мин.)
Коммуникативная дидактика

Обеспечить восприятие, осмысление материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Знакомство с корнем слова. Выполнение задания.
(Приложение 4)

Знакомятся с новой темой. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задние. Записывают слова и выделяют в них корни, обсуждают задание.

Ф, И

Презентация

Контроль учителя, самоконтроль

Получение, преобразование и применение предметных знаний

Р- формирование учебного интереса к предмету;
П- обрабатывать информацию, составлять аналогии

Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Физ.минутка

 (2 мин.)

Здоровьесберегающая технология

-

-

Проведение физ.минутки.
(Приложение 5)

-

-

-

-

-

-

-

Первичная проверка понимания

(7 мин.)
Технология развивающего обучения

Установить правильность и осознанность понимания нового материала

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Выполнение упр. 130 и 131. Обсуждение заданий.
(Приложение 6)

Выполняют упр. 130 и 131 самостоятельно. Проверяют задание и обсуждают его.

Ф, И

Презентация

Контроль учителя, самоконтроль

Использовать при решении учебных задач знания о корне слова

Р- принимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;
К- выражать в речи свои мысли и действия

Интерес к учебному материалу

Первичное закрепление
(11 мин.)

Технология развития критического мышления

Формировать умения самостоятельно принимать умения в разнообразных ситуациях

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Выполнение творческого задания.
(Приложение 7)

Выполняют творческое задание, подбирают однокоренные слова, выделяют корни. Обсуждают задание.

Ф, И

Презентация

Контроль учителя, самоконтроль

-

К- аргументировать свою позицию;
К- контролировать свои действия в классе

Учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Информация о домашнем задании
(2 мин.)

Технология коммуникативного обучения

Включить изученный способ действий в систему знаний учащихся

Метод: словесный Приемы: беседа

Объяснение домашнего задания.
(Приложение 8)

Слушают домашнее задание.

Ф

-

Контроль учителем

-

К- слушать и понимать речь других

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Рефлексия

(2 мин.)
Игровая технология

Инициировать рефлексию учащихся по вопросам эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Метод: словесный Приемы: беседа

Анализ деятельности детей.
(Приложение 9)

Прикрепляют к доске лучики, соответствующие их результату на уроке.

Ф

-

Контроль учителем

-

Р- контролировать свою деятельность

Признавать свои ошибки, анализировать свои действия и управлять ими

Подведение итогов
( 2 мин.)
Коммуникативная дидактика

Подвести итоги урока, совместно с учащимися

Метод: словесный Приемы: беседа

Подведение итогов. Заключительные вопросы.
(Приложение 10)

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги, обсуждают пройденный материал.
Прощаются с учителем

Ф

-

Контроль учителем

-

К- слушать и понимать речь других

Признавать свои ошибки, анализировать свои действия и управлять ими

Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Кто не готов?
- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему, присаживайтесь.

Приложение 2.
- Запишите в тетради число и «Классная работа». Сейчас мы проведем орфографический диктант. Записывайте слова, которые я буду диктовать, у себя в тетрадях. Поставьте ударение в этих словах и подчеркните орфограммы в них. (Р
астение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня).
- Проверьте постановку ударения в этих словах и правильность написания орфограмм в них, для этого
(слайд 1), посмотрите на доску, проверьте, правильно ли у вас записаны слова? Если у вас нет ошибок, то на полях простым карандашом поставьте «+».

Приложение 3.
(слайд 2)
 - Посмотрите на доску, прочитайте слова каждой строки. Чем они похожи, что у них одинаковое? Предположите, как могут называться слова, если у них один и тот же корень?
1) Ягода, ягодка, ягодный
2) Товарищ, друг, приятель
3) Цветок, лист, стебель
- В какой же группе находятся однокоренные слова? Однокоренные слова находятся в 1 группе. А почему они однокоренные? (слайд 2, триггер) Потому что слова имеют общую часть – корень (ягод) и схожи по смыслу.
- Скажите, как же называется общая часть родственных слов? Правильно, корень.
- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сегодня мы узнаем что такое корень слова.

Приложение 4.
- Что вы уже знаете об однокоренных словах? Мы знаем, что однокоренные слова имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
- Посмотрите снова на слайд, а слова во второй группе являются однокоренными? Почему? Правильно, потому, что они только близкие по значению.
- Откройте учебник на с. 74. Ученик …, прочитай правило в конце страницы. Ребята, мы узнали, что корень слова- это главная часть слова. И в этой части заключается общее значение всех однокоренных слов.
- Теперь посмотрите на доску,
(слайд 3) здесь написано 3 группы слов, запишите в тетради только однокоренные слова и выделите в них корень.
1) Лиса, лист, лисонька, лисий
2) Морской, моряк, море, мороз
3) Вода, водичка, водный, водитель
- Ученик …, прочитай, какие слова ты выписал. А какие слова оказались лишними? Теперь сравните свои записи с доской.
(слайд 4) У кого все правильно? Молодцы, поставьте карандашом себе «+».

Приложение 5.
- Давайте немного отдохнем!
- Мы вдохнули глубоко,
дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе класс готов!

Приложение 6.
- Откройте учебник на с.74. Ученик …, прочитай задание упр. 130 вслух. Выполните упражнение в тетрадях. Скажите, какие однокоренные слова вы выписали?
(слайд 5) (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики). Как вы определили, что нужно выписать эти слова? Какой корень во всех этих словах (осин). (слайд 5, триггер) Какая непроверяемая орфограмма есть в этом корне? (буква О). Ученик …,  объясни лексическое значение этих слов.
- Теперь посмотрите на упр.131. Вам нужно прочитать предложения, выписать из них однокоренные слова и выделить в них корень. Выполняйте.
(слайд 6) Посмотрите на доску, сравните свою работу с доской, у кого все правильно, поднимите руку. Молодцы. Теперь выполните синтаксический разбор предложений 2 и 4. (слайд 7) Сравните с доской, у кого правильно? Молодцы.

Приложение 7.
- Теперь выполните творческое задание. (слайд 8) На доске вам представлены 3 корня (рыб, вод, лес). Самостоятельно подберите по 5 однокоренных слова к этим корням, запишите их в тетради и выделите корень.
(слайд 9) Посмотрите на доску, вот что получилось у меня. Ученик …, прочитай, что получилось у тебя.
Молодцы.

Приложение 8.
- Дома вам нужно выполнить упражнение 132. Откройте это упражнение и прочитайте задание. В этом упражнение вам нужно подумать, на какие группы можно объединить слова, найти однокоренные слова, записать их по группам и выделить в них корень.

Приложение 9.
- Ребята, у вас на партах у каждого лежат 2 лучика, желтый и красный. А на доске изображено солнышко. Прикрепите к солнышку желтый лучик, если вам все было понятно на уроке, а красный, если у вас возникали трудности.

Приложение 10. 
- Ребята, скажите, о какой части слова мы сегодня говорили?
- Что такое корень слова? А какие слова мы назовём однокоренными?
- Молодцы, спасибо вам за работу. Отметки получают … . Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Р а стение, яг о да, ов о щи, кв а ртира, учит е ль, ру сс кий, я зык, гор о д, д е ревня

Слайд 3

1) Ягода, ягодка, ягодный 2) Товарищ, друг, приятель 3) Цветок, лист, стебель

Слайд 4

1)Лиса, лист, лисонька, лисий 2) Морской, моряк, море, мороз 3) Вода, водичка, водный, водитель

Слайд 5

1)Лиса, лисонька, лисий 2) Морской, моряк, море 3 ) Вода, водичка, водный

Слайд 6

Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики

Слайд 7

Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые

Слайд 8

2. Мы вышли в светлый берёзовый лесок. (повествовательное, невоскл ., простое, распространённое) 4. Долину окружали лесистые горы. (повествовательное, невоскл ., простое, распространённое

Слайд 9

р ыб вод лес

Слайд 10

Рыбак, рыбалка, рыба, рыбачить, рыболов Вода, водичка, водяной, водный, подводный Лесник, лесной, лесничий, лесок, лесистый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень  слова" по программе "Школа России"В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачива...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...