Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных" (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-rod-sushchestvitelnyh.doc | 68 КБ |
rod_imen_sushch.-_prezentatsiya.pptx | 2.68 МБ |
kartochki.doc | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Тема: Род имен существительных
Тип урока: «открытие» новых знаний
Вид урока: беседа- практикум
Цель: формирование умения определять род имен существительных.
Задачи:
Образовательная:
-Определить род имен существительных
Развивающая:
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ, классификацию, синтез;
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов
Воспитательная:
- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;
- Воспитывать аккуратность на основе выполнения записей в тетради
Планируемые результаты:
Предметные:
П-1.Определять род имен существительных
П-2.Отличать имена существительные от других частей речи
П-3.Определять морфологические признаки имен существительных
П-4.Подбирать родственные слова
П-5.Применять правила правописания
П-6.Изменять имена существительные по числам
Метапредметные:
Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;
Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Коммуникативные:
К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;
К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;
К-4.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.
Познавательные:
Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста;
Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные:
Л-1. Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;
Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Л-4. Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий
Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.
Название этапа, № | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте ребята. Давайте проверим, все ли вы приготовили к уроку, на парте у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Присаживайтесь. | -Приветствуют, проверяют готовность к уроку | Р-1 |
2.Актуализация знаний | -Перед тем как начать писать, давайте разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику: Один, два, три, четыре, пять - -Откройте тетради. Запишите число -У вас на партах лежат карточки с заданием. Вам нужно внимательно прочитать предложения, и вставить в них пропущенные словарные слова. Слова выбираете из предложенного ниже списка. Предложения в тетрадь записывать не нужно, выписываете только слова, которые вставите в предложения. Кто выполнит это задание на доске? (учитель спрашивает одного ученика) (Слайд) На карточке: В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в … Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины. Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки -Кто выполнил задание, садится правильно. Проверяем задание. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли выполнено задание. Поднимите руку, у кого получилась другая последовательность слов. (Если кто-то поднял руку: прочитай, какие слова у тебя получились). Сравните свои ответы с правильными ответами на слайде. (Слайд) Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте карандашом в тетради на полях плюс. Кто выполнил задание неправильно, поставьте минус. -К какой части речи относятся данные слова? -Как доказать, что эти слова — существительные? -Какое слово не выписали? Почему? А ещё по какому признаку это слово может быть лишним? -Ребята, а по каким признакам вы определили, какие существительные нужно вставить в предложение вместо пропусков? -Посмотрите на первое предложение и подумайте, можно ли вместо пропуска вставить слово «малина»? -Почему? -Верно. Сейчас мы познакомимся с еще одним словарным словом. (На слайде слово «корабль») Прочитайте, что это за слово (учитель спрашивает одного ученика). -Что такое корабль? -Сколько букв в слове «корабль»? Сколько звуков? Почему в слове 6 звуков? Сколько слогов? На какой слог падает ударение? -Давайте все вместе, хором произнесем слово «корабль» по слогам. Ко- рабль. Еще раз: ко- рабль. -Какой частью речи является это слово? -Как вы определили, что это существительное? -Какие признаки имени существительного вы знаете? -Давайте определим эти признаки в слове «корабль». (Если ученики сами не дают ответ, то учитель спрашивает: это слово одушевленное или неодушевленное? Слово «корабль» пишется с маленькой буквы, значит, какое оно, собственное или нарицательное? Какое число: ед. или мн.? Какой род у слова «корабль»? Как вы его определили? Какие слова вы подставляли, чтобы определить род слова? -Ребята, какие орфограммы есть в слове? Можно проверить написание орфограмм в этом слове? Значит, слово «корабль» нужно запомнить. -Соблюдая орфограммы, пропишите в тетради слово «корабль» до конца строки. Пишем аккуратно, с наклоном, правильно соединяя буквы. Не забывайте подчеркнуть орфограммы в слове и поставить ударение. -Кто прописал слово, садится правильно. -Теперь подберём к слову «корабль» родственные слова. Какие существительные можно подобрать? Прилагательное? (Слайд) -Запишите слова с новой строки, и выделите в них корень. -Какой корень выделили в родственных словах? (учитель спрашивает нескольких учеников) -Ребята, какие записанные вами слова являются простыми? Какие сложными? Почему эти слова являются сложными? -Внимательно посмотрите на родственные слова, какое из них может быть лишним? Почему? -Среди родственных слов найдите одно существительное, и устно составьте с ним любое предложение. Кто составил предложение?(Учитель спрашивает нескольких учеников) -Ребята, я тоже составила предложение с одним из родственных слов. Прочитайте его самостоятельно. Кто прочитает вслух? (Учитель спрашивает одного ученика) На слайде: Белые кораблики быстро плывут по волнам. -Запишите это предложение в тетрадь с новой строки. Найдите в предложении существительные и подпишите сверху часть речи. Какие существительные есть в этом предложении? -Какие признаки существительного имеет слово «кораблики»? -Ребята, мы можем определить род у этого слова? -Сегодня на уроке мы с вами научимся определять род имен существительных | -Повторяют движения за учителем -Открывают тетрадь, записывают число. -Выполняют задание, выписывают в тетрадь пропущенные слова. Один человек выполняет задание на доске. -Проверяют правильность выполнения задания. Сверяют свои ответы с эталоном на слайде. Ряд слов: яблоко, молоко, корова, пенал, береза, ветер, животное, капитан, столица. Оценивают свою работу с помощью «+» и «-» -Существительное -Ответы детей. Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? Что? -Не выписали слово «реки», т. к. не подходит по смыслу. Имеет множественное число. -Ответы детей. -Нет, нельзя -Слово «малина» не сочетается со словом душистое. -Корабль. Один ученик читает слово -Корабль- большое морское судно. -7 букв. 6 звуков, мягкий знак не обозначает никакой звук. 2 слога. Ударение падает на второй слог. -Произносят слово по слогам. Ко- рабль. -Существительное -Обозначает предмет, можно задать вопрос что? -Род, число, собственное/ нарицательное, одущевленное/ неодушевлённое -Слово «корабль» - неодушевленное, нарицательное, единственного числа, мужского рода (подставляли слова «он мой») -Безударная гласная «о» и мягкий знак в конце слова. Орфограммы нельзя проверить. -Прописывают слово «корабль» до конца строки. Подчеркивают орфограммы, ставят ударение. -Подбирают и записывают родственные слова, выделяют корень: кораблик, кораблекрушение, кораблестроитель, кораблестроение, корабельщик. Корабельный. -Корень- корабл. -Простые: кораблики, корабельщик. Сложные: кораблекрушение, кораблестроитель, кораблестроение. -Корабельный. Все слова- сущ., а это слово- прилагательное -Составляют с одним родственным словом предложение. Несколько учеников проговаривают свое предложение. -Читают предложение. Один ученик читает вслух. -Записывают предложение, подписывают имена существительные- кораблики, волнам. -Неодушевленное, нарицательное, множественное число -Ответы детей | П-1, 2, 3, 4, Р-2, 3, К-1,2,3, 4, Позн-1, 2,3, Л-1, 2,3, 4 |
3.Первичное восприятие нового материала | -Перед тем как начать изучать новую тему давайте отдохнем и проведем физминутку: Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем. (Вращение корпусом влево и вправо.) Мы размяться все успели, И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) -Откройте учебник на стр.4, выполним №1. Самостоятельно прочитайте задание. Что нужно сделать по заданию? -Первый ряд выписывает существительные, которые сочетаются со словами он мой. Второй ряд- со словами она моя. Третий ряд- со словами оно мое. Три человека будут работать на доске. Кто желает? Не забываем подчеркивать окончания. -Проверяем задание. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли ребята выполнили задание. 1 ряд, поднимите руку, кто выписал другие слова (если поднимают руку, учитель спрашивает нескольких учеников: прочитай, какие слова у тебя получились). 2 ряд, поднимите руку, у кого получились другие слова. 3 ряд, у кого получилось по-другому? (Слайд с правильными ответами) Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте карандашом в тетради на полях «+», кто выполнил неправильно «-». -Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде: улицы, пассажиры, окна) Самостоятельно прочитайте данные слова. Какой частью речи являются эти слова? -Как вы думаете, какой род у слова «улицы»? Какие слова сочетают с этим словом? Какое число имеет это слово? -Правильно. Ребята, запомните, чтобы определить род у существительных во множественном числе, нужно поставить их в единственное число. Давайте поставим слово «улицы» в единственное число. Какое будет слово? Определите род слова улица. -Ребята, а мы можем поменять род у слова «улица»? Может ли оно быть мужского рода или среднего? Род является постоянным признаком имени существительного, значит он не меняется. -Определите род слова «пассажиры». Как вы определили, что это слово мужского рода? Определите род существительного «окна». Что нужно для этого сделать? (Слайд) -В учебнике на стр.4 самостоятельно прочитайте правило внизу страницы. -Сколько родов имеет имя существительное? Назовите их. -Какие слова помогают определить существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода? | -Повторяют движения за учителем -Открывают учебник, читают задание. Нужно распределить сущ. в 3 группы, подчеркнуть окончания -Выполняют задание по рядам. 3 человека работают на доске. Он мой: дядя, пассажир, конь, лес, завтрак, молоток, октябрь. Она моя: улица, аллея, лестница, ягода, осина, работа, морковь. Оно мое: окно, поле, чудо, мороженое, пальто, яблоко, метро, кино. -Проверяют правильность выполнения задания. Оценивают свою работу с помощью «+», «-» -Читают слова. Это существительные. -Ответы детей. Слова- они мои. Улицы - мн.число -В ед.числе — улица. Женский род. -Не можем поменять род. -Пассажиры- мужской. Нужно поставить это слово в един.число. Пассажир- мужской род. Окна- средний -Читают правило -Три: муж., жен., сред. -Мужской род- он мой, женский — она моя, средний- оно мое. | П-1,2,6, Р-2,3, К-1,2,3,4, Позн-1,2,3, Л-1,2,3,4 |
4.Закрепление новых знаний и способов деятельности | -В учебнике на стр.5 выполним задание №2. Прочитайте пословицы, выделенные оранжевой рамкой. Кто прочитает 1-ую пословицу? Ребята, как вы поминаете эту пословицу? -Кто прочитает 2-ую пословицу? Как вы ее понимаете? -Найдите в данных пословицах имена существительные. Назовите существительные женского рода. Какие слова имеют мужской род? Какие средний род? -Выполним задание №3. Вам нужно списать слова, вставляя в них пропущенные буквы и сверху подписать род этих слов. Кто выпишет на доску первые 5 слов и определит у них род? Кто выпишет следующие слова?(Сначала один ученик выписывает 5 слов и определяет род , затем второй- 5 слов, третий- 4 слова) -Проверяем задание. (Слайд) Посмотрите на доску. Поднимите руку, кто сделал по-другому. Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте в тетради на полях «+», кто выполнил неправильно «-». | - Поговорка- цветочек, пословица- ягодка. Поговорка только украшает нашу речь, а пословица содержит в себе народную мудрость, несет поучение. -Голова - всему начало. Прежде, чем что-то сделать, нужно подумать. -Женский род- поговорка, пословица, ягодка, голова. Мужской- цветочек. Средний- начало. -Выполняю задание. Три ученика поочереди работают на доске. М.р.: воробей, огурец, горох, картофель, овощ, помидор Ж.р.: капуста, малина, корзина, морковь, пшеница С.р.: растение, яблоко, расстояние. -Проверяют задание. Оценивают свою работу с помощью «+», «-» | П-1,5, Р-2,3, К-1,2,3,4, Позн-1,2, Л-1,2,4 |
5.Подведение итогов | -Ребята, с каким признаком имен существительных мы сегодня познакомились? -Каких родов бывают имена существительные? -Какие слова помогают определить существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода? -Род- это постоянный или непостоянный признак имени существительного? -Откройте дневник, запишите домашнее задание: в учебнике на стр. 136 есть словарь. Вам нужно выписать из словаря по 5 слов каждого рода и с одним из слов составить предложение. | -С родом имен сущ. -Мужского, женского, среднего -Мужской род- он мой, женский род- она моя, средний- оно мое. -Постоянный признак. -Записывают домашнее задание. | К-1,2,3,4, Позн-1, Л-2 |
6.Рефлексия | -Ребята, поднимите вверх две руки, если у вас сегодня на уроке все получилось, вы поняли тему и без ошибок справились со всеми заданиями. Поднимите вверх правую руку, если вы испытывали трудности, но все же справились с большинством заданий. Поднимите вверх левую руку, если вы не смогли решить все задания, не поняли тему и недовольны собой. -Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок, урок окончен, до свидания! | -Поднимают руки | К-1, Л-3 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яблоко, молоко, корова, пенал, береза, ветер, животное, капитан, столица.
КОРАБЛЬ
Кораблик, кораблекрушение, кораблестроитель, кораблестроение, корабельщик, корабельный
Белые кораблики быстро плывут по волнам.
Он мой: дядя, пассажир, конь, лес, завтрак, молоток, октябрь. Она моя: улица, аллея, лестница, ягода, осина, работа, морковь. Оно мое: окно, поле, чудо, мороженое, пальто, яблоко, метро, кино.
УЛИЦЫ ПАССАЖИРЫ ОКНА
Запомните! Чтобы определить род у существительных во множественном числе, нужно поставить их в единственное число. Улицы - улица - женский род
ПАССАЖИРЫ - ПАССАЖИР - МУЖСКОЙ РОД ОКНА - ОКНО - СРЕДНИЙ РОД
Мужской род: воробей, огурец, горох, картофель, овощ, помидор Женский род: капуста, малина, корзина, морковь, пшеница Средний род: растение, яблоко, расстояние.
Предварительный просмотр:
В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …
Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.
Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки
В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …
Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.
Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки
В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …
Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.
Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки
В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …
Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.
Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки
В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …
Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.
Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: Обобщение знаний об имени существительном.
Урок - игра на тему: "Обобщение об имени существительном"На уроке учащиеся в игровой форме закрепляют знания об имени существительном, о правописании падежных окончаний имён существительных, правильно...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"
Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».
Урок составлен с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Сравнение имени существительного и имени прилагательного"
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....