Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-rod-sushchestvitelnyh.doc68 КБ
Файл rod_imen_sushch.-_prezentatsiya.pptx2.68 МБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc13.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 3          

УМК: «Перспектива»

Тема: Род имен существительных

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: беседа- практикум

Цель: формирование умения определять род имен существительных.

Задачи:

Образовательная:

-Определить род имен существительных

Развивающая:         

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ, классификацию, синтез;

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

Воспитательная:

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

- Воспитывать аккуратность на основе выполнения записей в тетради

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1.Определять род имен существительных

П-2.Отличать имена существительные от других частей речи

П-3.Определять морфологические признаки имен существительных

П-4.Подбирать родственные слова

П-5.Применять правила правописания

П-6.Изменять имена существительные по числам

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;

К-4.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:        

Л-1. Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;

Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Л-4. Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий

Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.        

Название этапа, №

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята. Давайте проверим, все ли вы приготовили к уроку, на парте у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Присаживайтесь.

-Приветствуют, проверяют готовность к уроку

Р-1

2.Актуализация знаний

-Перед тем как начать писать, давайте разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику:

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

-Откройте тетради. Запишите число

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Вам нужно внимательно прочитать предложения, и вставить в них пропущенные словарные слова. Слова выбираете из предложенного ниже списка. Предложения в тетрадь записывать не нужно, выписываете только слова, которые вставите в предложения. Кто выполнит это задание на доске? (учитель спрашивает одного ученика) (Слайд)

      На карточке:

В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в … Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.

Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки

-Кто выполнил задание, садится правильно. Проверяем задание. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли выполнено задание. Поднимите руку, у кого получилась другая последовательность слов. (Если кто-то поднял руку: прочитай, какие слова у тебя получились). Сравните свои ответы с правильными ответами на слайде. (Слайд) Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте карандашом в тетради на полях плюс. Кто выполнил задание неправильно, поставьте минус.

-К какой части речи относятся данные слова?

-Как доказать, что эти слова — существительные?

-Какое слово не выписали? Почему? А ещё по какому признаку это слово может быть лишним?

-Ребята, а по каким признакам вы определили, какие существительные нужно вставить в предложение вместо пропусков?

-Посмотрите на первое предложение и подумайте, можно ли вместо пропуска вставить слово «малина»?

-Почему?

-Верно. Сейчас мы познакомимся с еще одним словарным словом. (На слайде слово «корабль») Прочитайте, что это за слово (учитель спрашивает одного ученика).

-Что такое корабль?

-Сколько букв в слове «корабль»? Сколько звуков? Почему в слове 6 звуков? Сколько слогов? На какой слог падает ударение?

-Давайте все вместе, хором произнесем слово «корабль» по слогам. Ко- рабль. Еще раз: ко- рабль.

-Какой частью речи является это слово?

-Как вы определили, что это существительное?

-Какие признаки имени существительного вы знаете?

-Давайте определим эти признаки в слове «корабль». (Если ученики сами не дают ответ, то учитель спрашивает: это слово одушевленное или неодушевленное? Слово «корабль» пишется с маленькой буквы, значит, какое оно, собственное или  нарицательное? Какое число: ед. или мн.? Какой род у слова «корабль»? Как вы его определили? Какие слова вы подставляли, чтобы определить род слова?

-Ребята, какие орфограммы есть в слове? Можно проверить написание орфограмм в этом слове? Значит, слово «корабль» нужно запомнить.

-Соблюдая орфограммы, пропишите в тетради слово «корабль» до конца строки. Пишем аккуратно, с наклоном, правильно соединяя буквы. Не забывайте подчеркнуть орфограммы в слове и поставить ударение.

-Кто прописал слово, садится правильно.

-Теперь подберём к слову «корабль» родственные слова. Какие существительные можно подобрать? Прилагательное? (Слайд)

-Запишите слова с новой строки, и выделите в них корень.

-Какой корень выделили в родственных словах? (учитель спрашивает нескольких учеников)

-Ребята, какие записанные вами слова являются простыми? Какие сложными? Почему эти слова являются сложными?

-Внимательно посмотрите на родственные слова, какое из них может быть лишним? Почему?

-Среди родственных слов найдите одно существительное, и устно составьте с ним любое предложение. Кто составил предложение?(Учитель спрашивает нескольких учеников)

-Ребята, я тоже составила предложение с одним из родственных слов. Прочитайте его самостоятельно. Кто прочитает вслух? (Учитель спрашивает одного ученика)

На слайде: Белые кораблики быстро плывут по волнам.

-Запишите это предложение в тетрадь с новой строки. Найдите в предложении существительные и подпишите сверху часть речи. Какие существительные есть в этом предложении?

-Какие признаки существительного имеет слово «кораблики»?

-Ребята, мы можем определить род у этого слова?

-Сегодня на уроке мы с вами научимся определять род имен существительных

-Повторяют движения за учителем

-Открывают тетрадь, записывают число.

-Выполняют задание, выписывают в тетрадь пропущенные слова.

Один человек выполняет задание на доске.

-Проверяют правильность выполнения задания. Сверяют свои ответы с эталоном на слайде.

Ряд слов: яблоко, молоко, корова, пенал, береза, ветер, животное, капитан, столица.

Оценивают свою работу с помощью «+» и «-»

-Существительное

-Ответы детей. Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? Что?

-Не выписали слово «реки», т. к. не подходит по смыслу. Имеет множественное число.

-Ответы детей.

-Нет, нельзя

-Слово «малина» не сочетается со словом душистое.

-Корабль. Один ученик читает слово

-Корабль- большое морское судно.

-7 букв. 6 звуков, мягкий знак не обозначает никакой звук. 2 слога. Ударение падает на второй слог.

-Произносят слово по слогам. Ко- рабль.

-Существительное

-Обозначает предмет, можно задать вопрос что?

-Род, число, собственное/ нарицательное, одущевленное/ неодушевлённое

-Слово «корабль» - неодушевленное, нарицательное, единственного числа, мужского рода (подставляли слова «он мой»)

-Безударная гласная «о» и мягкий знак в конце слова. Орфограммы нельзя проверить.

-Прописывают слово «корабль» до конца строки. Подчеркивают орфограммы, ставят ударение.

-Подбирают и  записывают родственные слова, выделяют корень: кораблик, кораблекрушение, кораблестроитель, кораблестроение, корабельщик. Корабельный.

-Корень- корабл.

-Простые: кораблики, корабельщик. Сложные: кораблекрушение, кораблестроитель, кораблестроение.

-Корабельный. Все слова- сущ., а это слово- прилагательное

-Составляют с одним родственным словом предложение. Несколько учеников проговаривают свое предложение.

-Читают предложение. Один ученик читает вслух.

-Записывают предложение, подписывают имена существительные- кораблики, волнам.

-Неодушевленное, нарицательное, множественное число

-Ответы детей

П-1, 2, 3, 4,

Р-2, 3,

К-1,2,3, 4,

Позн-1, 2,3,

Л-1, 2,3, 4

3.Первичное восприятие нового материала

-Перед тем как начать изучать новую тему давайте отдохнем и проведем физминутку:

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели, И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

-Откройте учебник на стр.4, выполним №1. Самостоятельно прочитайте задание. Что нужно сделать по заданию?

-Первый ряд выписывает существительные, которые сочетаются со словами он мой. Второй ряд- со словами она моя. Третий ряд- со словами оно мое. Три человека будут работать на доске. Кто желает? Не забываем подчеркивать окончания.

-Проверяем задание. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли ребята выполнили задание. 1 ряд, поднимите руку, кто выписал другие слова (если поднимают руку, учитель спрашивает нескольких учеников: прочитай, какие слова у тебя получились). 2 ряд, поднимите руку, у кого получились другие слова. 3 ряд, у кого получилось по-другому?  (Слайд с правильными ответами) Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте карандашом в тетради на полях «+», кто выполнил неправильно «-».

-Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде: улицы, пассажиры, окна) Самостоятельно прочитайте данные слова. Какой частью речи являются эти слова?

-Как вы думаете, какой род у слова «улицы»? Какие слова сочетают с этим словом? Какое число имеет это слово?

-Правильно. Ребята, запомните, чтобы определить род у существительных во множественном числе, нужно поставить их в единственное число. Давайте поставим слово «улицы» в единственное число. Какое будет слово? Определите род слова улица.

-Ребята, а мы можем поменять род у слова «улица»? Может ли оно быть мужского рода или среднего? Род является постоянным признаком имени существительного, значит он не меняется.

-Определите род слова «пассажиры». Как вы определили, что это слово мужского рода? Определите род существительного «окна». Что нужно для этого сделать? (Слайд)

-В учебнике на стр.4 самостоятельно прочитайте правило внизу страницы.

-Сколько родов имеет имя существительное? Назовите их.

-Какие слова помогают определить существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

-Повторяют движения за учителем

-Открывают учебник, читают задание. Нужно распределить сущ. в 3 группы, подчеркнуть окончания

-Выполняют задание по рядам. 3 человека работают на доске.

Он мой: дядя, пассажир, конь, лес, завтрак, молоток, октябрь.

Она моя: улица, аллея, лестница, ягода, осина, работа, морковь.

Оно мое: окно, поле, чудо, мороженое, пальто, яблоко, метро, кино.

-Проверяют правильность выполнения задания. Оценивают свою работу с помощью «+», «-»

-Читают слова. Это существительные.

-Ответы детей.  Слова- они мои. Улицы - мн.число

-В ед.числе — улица. Женский род.

-Не можем поменять род.

-Пассажиры- мужской. Нужно поставить это слово в един.число. Пассажир- мужской род. Окна- средний

-Читают правило

-Три: муж., жен., сред.

-Мужской род- он мой, женский — она моя, средний- оно мое.

П-1,2,6,

Р-2,3,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,3,

Л-1,2,3,4

4.Закрепление новых знаний и способов деятельности

-В учебнике на стр.5 выполним задание №2. Прочитайте пословицы, выделенные оранжевой рамкой. Кто прочитает 1-ую пословицу? Ребята, как вы поминаете эту пословицу?

-Кто прочитает 2-ую пословицу? Как вы ее понимаете?

-Найдите в данных пословицах имена существительные. Назовите существительные женского рода. Какие слова имеют мужской род? Какие средний род?

-Выполним задание №3. Вам нужно списать слова, вставляя в них пропущенные буквы и сверху подписать род этих слов. Кто выпишет на доску первые 5 слов и определит у них род? Кто выпишет следующие слова?(Сначала один ученик выписывает 5 слов и определяет род , затем второй- 5 слов, третий- 4 слова)

-Проверяем задание. (Слайд) Посмотрите на доску. Поднимите руку, кто сделал по-другому. Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте  в тетради на полях «+», кто выполнил неправильно «-».

- Поговорка- цветочек, пословица- ягодка. Поговорка только украшает нашу речь, а пословица содержит в себе народную мудрость, несет поучение.

-Голова - всему начало. Прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.

-Женский род- поговорка, пословица, ягодка, голова. Мужской- цветочек. Средний- начало.

-Выполняю задание. Три ученика поочереди работают на доске.

М.р.: воробей, огурец, горох, картофель, овощ, помидор

Ж.р.: капуста, малина, корзина, морковь, пшеница

С.р.: растение, яблоко, расстояние.

-Проверяют задание. Оценивают свою работу с помощью «+», «-»

П-1,5,

Р-2,3,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,

Л-1,2,4

5.Подведение итогов

-Ребята, с каким признаком имен существительных мы сегодня познакомились?

-Каких родов бывают имена существительные?

-Какие слова помогают определить существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

-Род- это постоянный или непостоянный признак имени существительного?

-Откройте дневник, запишите домашнее задание:

в учебнике на стр. 136 есть словарь. Вам нужно выписать из словаря по 5 слов каждого рода и с одним из слов составить предложение.

-С родом имен сущ.

-Мужского, женского, среднего

-Мужской род- он мой, женский род- она моя, средний- оно мое.

-Постоянный признак.

-Записывают домашнее задание.

К-1,2,3,4,

Позн-1,

Л-2

6.Рефлексия

-Ребята, поднимите вверх две руки, если у вас сегодня на уроке все получилось, вы поняли тему и без ошибок справились со всеми заданиями. Поднимите вверх правую руку, если вы испытывали трудности, но все же справились с большинством заданий. Поднимите вверх левую руку, если вы не смогли решить все задания, не поняли тему и недовольны собой.

-Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок, урок окончен, до свидания!

-Поднимают руки

К-1,

Л-3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в … Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины. Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки

Слайд 2

Яблоко, молоко, корова, пенал, береза, ветер, животное, капитан, столица.

Слайд 3

КОРАБЛЬ

Слайд 4

Кораблик, кораблекрушение, кораблестроитель, кораблестроение, корабельщик, корабельный

Слайд 5

Белые кораблики быстро плывут по волнам.

Слайд 6

Он мой: дядя, пассажир, конь, лес, завтрак, молоток, октябрь. Она моя: улица, аллея, лестница, ягода, осина, работа, морковь. Оно мое: окно, поле, чудо, мороженое, пальто, яблоко, метро, кино.

Слайд 7

УЛИЦЫ ПАССАЖИРЫ ОКНА

Слайд 8

Запомните! Чтобы определить род у существительных во множественном числе, нужно поставить их в единственное число. Улицы - улица - женский род

Слайд 9

ПАССАЖИРЫ - ПАССАЖИР - МУЖСКОЙ РОД ОКНА - ОКНО - СРЕДНИЙ РОД

Слайд 10

Мужской род: воробей, огурец, горох, картофель, овощ, помидор Женский род: капуста, малина, корзина, морковь, пшеница Средний род: растение, яблоко, расстояние.



Предварительный просмотр:

        В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …

Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.


Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки

        В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …

Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.


Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки

        В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …

Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.


Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки

        В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …

Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.


Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки

        В саду зреет душистое… Кот Пушок любит пить… из блюдца. На лугу мычит … Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в …

Во дворе росла белоствольная … В поле дул сильный… Собака- это домашнее … Корабль вел опытный … Москва- … нашей Родины.

Молоко, столица, береза, яблоко, капитан, пенал, животное, корова, ветер, реки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: Обобщение знаний об имени существительном.

Урок - игра на тему: "Обобщение об имени существительном"На уроке учащиеся в игровой форме закрепляют знания об имени существительном, о правописании падежных окончаний имён существительных, правильно...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....