Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание суффиксов глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Перетокина Татьяна Юрьевна

Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание суффиксов глаголов" разработана для учащихся 4 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента Перетокина Татьяна Юрьевна
Тема урока: правописание суффиксов глаголов

Класс: 4А

Цель урока: формирование умения правильного написания суффиксов глаголов в форме 1-го лица единственного числа.

Задачи урока: 

Дидактические:
- научить различать суффиксы –ыва-/-ива- и –ова-/-ева-;
- научить писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
Развивающие:
- развивать внимательность, письменную и устную речь, память, самостоятельность;
- развивать у учащихся умение выделять главное, мыслить логически.
Воспитательные:
- воспитывать учебную активность, стремление достигать поставленную цель, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Ресурсы урока: учебник Иванов 4 класс, презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа).

ХОД УРОКА

Этапы урока
Технологии

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Л-личностные, Р-регулятивные, П-познавательные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный этап.
Технология развивающего обучения.

Создание положительного настроя на урок.

Словесный, беседа

Приветствует учащихся. Озвучивает девиз урока.
(приложение 1)

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Слушают девиз.

Ф

-

Самоконтроль

-

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Л: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего смысла образовательного маршрута.  

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Технология исследовательской деятельности.

Выявление темы и цели урока.

Словесный метод. Беседа. Наглядный метод.

Обращает внимание учащихся на начальную форму глаголов и форму настоящего времени 1-го лица ед.числа. Предлагает найти особенность. Наводящими вопросами подводит учащихся к теме и цели урока.
(Приложение 2)  

Внимательно смотрят на глаголы. Определяют особенность. Выделяют суффиксы. Формулируют тему и цель урока.

Ф

-

Самоконтроль, взаимоконтроль.

-

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3. Актуализация знаний.
Технология развивающего обучения.
Технология формирования социальной и коммуникативной компетентности.

Подготовка мышления учащихся.

Словесный, беседа. Практический метод. Упражнение  

Интересуется у детей, что им уже известно про глагол. Проводит орфографическую минутку.  (приложение 3)

Отвечают на вопросы про глагол. Внимательно слушают учителя и смотрят на доску. Определяют, из какой сказки взят данный отрывок. Объясняют орфограммы. Осуществляют синтаксический разбор предложения. Находят глаголы и определяют их время.

Ф

Презентация.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Закрепить знаний про глагол. Повторить орфограммы.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои слова и поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Здоровье сберегающие технологии.
Технология развивающего обучения.
Технология формирования ключевых компетентностей.


Изучение нового материала.

Словесный метод.  Объяснение.
Практический метод. Упражнение.

Направляет внимание учащихся на правило из учебника. Предлагает выполнить 1 упражнение в учебнике. Объясняет, как выполнить задание, осуществляет работу по цепочке. Предлагает выполнить 2 упражнение. Проведение физминутки.

(приложение 4).

Записывают число, классная работа. Открывают учебники. Анализируют правило из учебника. Стараются его запомнить. Применяют полученные сведений из правила для решения 1 и 2 заданий.

Ф, И.

Учебник

Самоконтроль

Определяют какие суффиксы глаголов изменяются/не изменяются  при переходе в форму 1-го лица единственного числа.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

5. Первичная проверка понимания.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая

работа)
Технология формирования социальной и коммуникативной компетентности.

Проверить степень усвоение учащимися нового материала.

Практический метод. Упражнения.

Предлагает выполнить 3 упражнение в паре. Даёт установку на выполнение задания.
Предлагает выполнить 4 упражнение. Проводит письмо под диктовку.
(приложение 5)

Выполняют 3 упражнение в паре. Внимательно слушают учителя. Определяют орфограммы из 4 упражнения. Записывают текст под диктовку учителя.

И, П.

учебник.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Применять полученные знания при выполнении упражнения. Знать орфограммы.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
П:ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

6. Первичное закрепление.
Технология развивающего обучения.

Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа. Практический метод.

Проводит самостоятельную работу.
(приложение 6)

Выполняют самостоятельную работу.

И

Раздаточный материал

Самоконтроль.

Уметь различать суффиксы –ева-/-ова- и
–ива-/-ыва. Умение приводить примеры.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Объяснение домашней работы.

Словесный метод. Объяснение.

Озвучивает и записывает домашнюю работу на доске. Домашняя работа: упражнение 5, правило. Предлагает учащимся обратиться в учебник и разобраться, понятно ли им задание.

Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневник.

Ф

-

-

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся.
Развитие парадоксально-рефлексивного мышления.

Подведение итогов урока.

Словесный метод. Беседа

Предлагает детям проанализировать урок: какую цель ставили, достигли ли её, что нового узнали и т.д.
Осуществляет рефлексию, с помощью лесенки успеха.

(Приложение 7).

Анализируют урок. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои достижения во время урока на лесенке успеха.

Ф

-

Самоконтроль, взаимоконтроль.

-

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Приложение 1:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на этом уроке.  Девизом нашего урока будет высказывание известного ученого Ал-Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Поэтому не забывайте. К знаниям нужно стремиться.

Приложение 2:
Посмотрите на доске.  Какая часть речь представлена?

Сравните начальную форму глаголов и форму настоящего времени 1-го лица единственного числа в первой и второй группах. Какую особенность тебе удалось заметить?
- Обратите внимание на суффиксы.
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую цель мы перед собой поставим?

Приложение 3:
- Что такое глагол?
- Что вы знаете про глагол?
Орфографическая минутка:
Вет
р на море гуляет
И кораблик подг…няет.
Он б…жит себе в в…лнах
На раздутых п…русах.
- Из какой сказки этот отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»).
- Обратите внимание на слова, в которых пропущены буквы. Какая орфограмма в этих словах? (безударная гласная проверяемая ударением).
- Определите какие необходимо поставить буквы с объяснением.
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. (повест., невосклиц., грамм.основа ветер гуляет, подгоняет, распр., есть однородные члены).
- Найдите глаголы и определите их время.

Приложение 4:
-
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Открываем учебники.
Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1-го лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.
- Прочитайте это правило про себя и постарайтесь его запомнить. Кто желает попробовать рассказать мне правило, поднимайте руку.
- Для того,что закрепить это правило выполним упражнение 1. Вам необходимо списать слова, заполнить пропуски и обозначить суффиксы. (работа осуществляется по цепочке).
- Во 2 упражнении вам необходимо записать пары слов: начальная форма глагола – форма 1-го лица единственного числа. Не забывайте подчеркивать суффиксы.
Осуществляется проверка задания
Проведение физминутки.
Приложение 5:
 - 3 упражнение мы будем выполнять в паре. Вам необходимо распределить слова по группам в зависимости от суффикса глагола. Рядом с каждым словом запиши его начальную форму. Сколько у нас будет групп? Какие суффиксы нам будут встречаться?
- Распределитесь, кто из участников пары будет записывать слова в одну группу, а кто в другую.
- Вам попадутся слова, которые не подойдут ни в одну, ни в другую группу.
- Посмотри внимательно на 4 упражнение. Сейчас мы прочитаем текст, в выделенных словах нужно объяснить орфограмму. Приготовься к письму под диктовку.
Письмо под диктовку.

Приложение 6:
Самостоятельная работа:
1) Какие суффиксы глаголов не изменяются?
2) Какие суффиксы глаголов изменяются?(на какие суффиксы они меняются)
3) Найди ошибку в паре слов : советывать - советую, разговариваю – разговариваешь, выплачивать – выплачиваю, горевать – горую.
4) Поставь слова в форму 1-го лица единственного числа: выращивать, шифровать, настаивать, записывать, танцевать, приклеивать.
5) Заполни пропуски в правиле: суффикс … в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс …. 1-го лица в единственном числе превращается в суффикс ….
6) Приведи 3 примера глаголов с суффиксом –ова-/-ева  и 3 примера глаголов с суффиксом –ива-/-ыва-. Выдели суффиксы в словах.

Приложение 7:
Открываем учебники, смотрим на упражнение 5. Это задание будет вашей домашней работой. Вам необходимо определить спряжение глаголов, в безударных окончаниях которых пропущены буквы. Спишите их, вставьте пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью.
Также вам необходимо выучить правило.

Приложение 8:
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Мы её достигли?
- С помощью чего мы шли к достижению нашей цели?
- У вас возникали трудности?
- Какой вывод по уроку мы сделаем?
Рефлексия «Лесенка успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"

Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» - 3 класс

Тема урока «Суффикс» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о суффиксе и его словообразовательной роли, умение находить суффикс в словах...