Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Александрова Светлана Юрьевна

Тема: "Закрепление изученных орфограмм" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yazyk.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность на уроке русского языка в 3 классе по программе Школа России

«Закрепляем  изученные орфограммы»

Цель: повторение и систематизирование знаний об изученных орфограммах.

Задачи:

  1. Разработать и создать тренировочное пособие по теме «Безударные гласные в корне слова, буквосочетанич жи-ши, ча-ща, чу-щу, парная согласная в конце слова).
  2. Развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в группе.
  3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интеллектуальные качества.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отвечать на вопросы, используя знания изученных орфограмм, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: уметь применять правила на изученные орфограммы на практике. 

Оборудование:   макет игрового поля,   фломастеры, линейки, карандаши, таблички с названиями творческих групп и с названьями различных учебных пространств на доске,  презентация.

Ход урока

1. Орг момент

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

Предстоит проект создать?

    И гостям показать!

Вы отдыхали на перемене?

Делу время - потехе час говорит народная мудрость.

2. Предпроектный этап - Сегодняшний наш урок посвящен проектной деятельности.

Что такое проект? 

«Проект – это замысел, план» С.И. Ожегов  «Словарь русского языка»

3. Создание проблемной ситуации

-Давайте поиграем в игру «Отгадай орфограмму».

Я называю орфограмму, вы называете пример к ней.

«Игра с мячиком».

- Нравиться вам играть?

- А можно всегда играть на уроке?

-  Как совместить приятное с полезным?

 (Играть в учебные игры)

-Я предлагаю вам создать такую игру.

-Скажите, какая цель нашего проекта? 

Какая цель нашего сегодняшнего урока.

ЦЕЛЬ: Создание дидактической игры на изученные орфограммы.

ЗАДАЧИ:

-Создать проект;

-Развивать орфографическую зоркость;

-Развивать фонематический слух;

-Развивать речь;

-Учиться работать в команде;

-Развивать адекватную самооценку.

- Какую настольную игру мы сделаем нам подскажет загадка.

Бочку за бочкой тянут из мешочка. (Лото)

- Как мы его назовем, чтобы оно перекликалось с темой нашего урока?

(Орфографическое лото)

 4. Вхождение в проектную деятельность

- Какие основные этапы проектной деятельности вы помните?

  • Обдумывание проекта и составление плана
  • Разработка составных частей проекта
  • Иллюстрирование проекта
  • Сборка

Испытание проекта                               

О чём будет наш проект?

(Об изученных орфограммах)                                                                                                                      

Я предлагаю обобщить наши знания в этом проекте

Орфограммы:

  • Правописание безударной гласной в корне слова
  • Гласные буквы после шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
  • Парная согласная в конце слова

-Этот проект, как и любой другой, должен отвечать определённым требованиям:

ТРЕБОВАНИЯ К ДАННОМУ ПРОЕКТУ:

  • - он является игровым пособием;
  • -помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;
  • - интересный и увлекательный;
  • - работать с ним может сразу несколько человек;
  • - использовать можно многократно.

5. Подготовительный этап

-  Создание проекта это трудоёмкое дело. Для того, что бы всё успеть вы разделись на группы («изобретатели», «аналитики», «корреспонденты», и каждая группа будет разрабатывать свою часть проекта.

РАБОТА В ГРУППАХ

6. Разработка составных частей проекта. 

 - Каждая группа получает задание от учителя.

1)   Задание «аналитикам» - выработка правил игры.

2)  Задание «изобретателям» - выбор  орфограмм.

3) Задание «корреспондентам» - приготовить вопросы для пресс-конференции

 

 Из перечня слов выбираются те, где встречается выбранная орфограмма. Выбор обсуждается в группе. Таким образом, на первом этапе каждый член группы поработает исследователем.

Сборка проекта

   После завершения отбора, выбранные слова и приклеиваются на карточки – заготовки. Все ребята в группе исполняют роль «иллюстраторов».

   По завершению работы карточки сортируются по темам:

  • Правописание безударной гласной в корне слова
  • Гласные буквы после шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
  • Парная согласная в конце слова

7. Испытание проекта.

 «Аналитики» зачитывают правила игры.  

Приложение 1.

Выбираются  «испытатели» из каждой группы и проводится пробная игра в качестве испытания созданного проекта. 

8.Защита проекта.

Приложение 2.

 Защита проекта проходит в виде пресс – конференции. Корреспонденты задают вопросы о целесообразности созданной игры, а представители каждой группы отвечают на них

9.  Итог урока.

 - Как можете оценить получившийся проект?

- Давайте обсудим как положительные, так и отрицательные стороны проекта.

 - Какие трудности встретились?

 - Как смогли их преодолеть?

 - Какие рекомендации можно дать для дальнейших уроков проектной деятельности?

Все поставленные задачи выполнили?

-Прочитайте пословицы на желтом и красном фонах

Дело мастера боится.

Добрый разум не наживают разом

В конвертах у вас 2 полоски. Выберите ту, которая по цвету совпадает с выбранной вами пословицей. Давайте на доске зажжем солнышко.

(Дети прикрепляют полоски на доске в виде солнышка.

Всем спасибо за работу.

 

                           

   Литература

  1. Господникова М. К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе.- В.; «Учитель», 2007.  
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М. «Вентана – Граф»,2002.
  3. Карпенко М. Т. Сборник загадок. – М. «Просвещение» ,1988.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. «Русский зык», 1999.    

                                                                                                                                                                   

Участникам игры раздаются карточки.

Ведущий достаёт из мешка по одной фишке

Называет математическое выражение и показывает ее игрокам.

  • Игрок подсчитывает результат на фишке.

  • Тот игрок на чьей карточке находится слово с соответствующим значением выражения, закрывает своей фишкой совпавшее слово.

  • Затем объясняет накрытую фишкой орфограмму.

  • Если ответ верный кладет фишку на игровое поле красной стороной.

  • Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.

  • Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.

  • Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.

Приложение 2

Оценочный лист деятельности учащихся  

№ п/п

Деятельность учащихся

Цветовой

сигнал

1

Работа с о схемой и транскрипцией

2

Работа в группе

3

Защита проекта

4

Участие в эксперименте

Приложение 1

Правила игры в орфографическое лото

  • Участникам игры раздаются карточки.
  • Ведущий достаёт из мешка по одной фишке
  • Называет математическое выражение и показывает ее игрокам.
  • Игрок подсчитывает результат на фишке.
  • Тот игрок на чьей карточке находится слово с соответствующим значением выражения, закрывает своей фишкой совпавшее слово.
  • Затем объясняет накрытую фишкой орфограмму.
  • Если ответ верный кладет фишку на игровое поле красной стороной.
  • Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.
  • Выигрывает тот, кто первым закрыл  красными фишками лото все слова на карточке.

Вопросы для пресс – конференции

  • Кто может играть в это лото?
  • Зачем нужно орфографическое лото, что оно развивает?
  • Знания по каким предметам необходимы для игры в вашу игру?
  • В вашем лото встречаются все пройденные  вами орфограммы или нет?
  • Лото  по каким предметам вы могли бы еще создать?
  • Что такое предложение?
  • Чем отличаются звук от буквы?

Кто может играть в это лото?

Зачем нужно орфографическое лото, что оно развивает?

Знания по каким предметам необходимы для игры в вашу игру?

В вашем лото встречаются все пройденные  вами орфограммы или нет?

Лото  по каким предметам вы могли бы еще создать?

Лист самооценки группового проекта

Класс_______________________

Группа  __________________________

Оцени работу своей группы.

 Отметь знаком V  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены  группы принимали участие в работе над проектом?

А.  Да, все работали одинаково.

Б.  Нет, работал только один.

В.  Кто – работал больше, а кто – то меньше.

  1. Как вы решали возникающие проблемы?

А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.

Б.  Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.

В.  Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, всё получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Лист самооценки группового проекта

Класс_______________________

Группа  __________________________

Оцени работу своей группы.

 Отметь знаком V  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены  группы принимали участие в работе над проектом?

А.  Да, все работали одинаково.

Б.  Нет, работал только один.

В.  Кто – работал больше, а кто – то меньше.

  1. Как вы решали возникающие проблемы?

А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.

Б.  Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.

В.  Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, всё получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Приложение 3

№1

11

м…ряк

9

х…лмы

5

гр…бы

12

ч…сло

17

сл…ды

13

з…мля

№2

4

свеч…

8

птич(ь)ка

7

щ…ка

18

ч…до

3

дружть

16

проч(ь)но

№3

14

голу(б,п)ь

3

утю(г,к)

9

  рука(в,ф)

7

 сугро(б,п)

3

  эта(ж,ш)

4

 

обу(в,ф)ь

№4

17

 (у)дома

18

  (у)тро

5

(от)сосны

13

(на)катке

3

(без)Бори

8

 (до)бро

6 + 5

6 + 2

9-4

6 + 3

9 + 9

6+7

7 + 10

8 + 6

13-9

13-9

7 + 9

8+6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....