Конспект урока "Буква ш"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока письма строчной буквы "ша".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_sh.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: письмо строчной буквы ш.

Цель: научить писать строчную букву ш, слоги, слова, предложения со строчной буквой ш.

Знать: написание строчной буквы ш, элементы новой буквы, виды соединений при написании слогов и слов.

Понимать: отличие печатной буквы ш от  письменной буквы ш.

Применять: уметь писать элементы изученных букв, применять правила записи предложения.

Анализ: аналитическое восприятие буквы ш, анализ соединений в слогах ша,ше,ши и словах школа , школьник, анализ предложения Миша и Саша – школьники. Шишки сосновые. Шишки еловые., слого-звуковой анализ слов школа, школьник.

Синтез: практическое конструирование буквы ш, письмо  по воздуху с тактированием, самостоятельная   работа – письмо буквы, слогов, слов, списывание предложения с буквой ш.

Оценка: оценка умения писать строчную букву ш для применения в письменной речи.

Средства обучения: пособие «Прописи» В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова

Литература: Н.А.Агаркова «Русская Графика», пособие «Как грамотно учить  писать» (студентка Тумольская Е., руководитель – Лабинская Т.А.)


Оформление доски

1.      

2. К доске прикрепляю одна карточка: «ш» (письменная)

Составляющие элементы буквы «ш» (три элемента)

3. Разлиновка для волнистой линии на доске

Разлиновка для элементов письменной буквы ш

Разлиновка письменной буквы ш на доске

4. Разлиновка для слогов ша, ше, ши на доске

5. Разлиновка для слов: школа, школьник, шишки, карандаши.

6. Карточки «сосновые шишки», «еловые шишки» ( Представлена на доске, вначале перевернуты, так, что дети их не видят)

7. Листы рефлексии

1 ступенька – у меня ничего не получилось, для меня было все сложно

2 ступенька – у меня что-то получалось, что-то нет, где-то было сложно, где-то нормально

3 ступень – у меня все получилось, мне было все понятно

План урока письма (35 минут)

  1.  Организационный момент: проверить подготовку к уроку, объявить тему, поставить цель.(1,5 мин)
  2. Повторение материала, изученного на уроке чтения (2 мин.)
  3. Составление рассказа по рисунку (иллюстрации). (1мин)
  4. Подготовка руки к письму (разминка для пальцев) (0,5 мин.)
  5. Обучение письму  новой буквы(4 мин.)
  6. Обучение письму соединений (4 мин.) 

Речевая разминка (2 мин)

  1. Обучение письму слов (слого-звуковой анализ, письмо слов) (4,5 мин.)
  2. Физкульт. Минутка (0,5 мин)
  3. Обучение письму предложений ( 4 мин.)
  4. Упражнения на закрепление: творческое задание(5 мин.)
  5. Обобщение (4 мин.)
  6. Итог урока. (1 мин)
  7. Рефлексия.(1  мин)
  8. Организованный конец урока (0,5 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Вячеславовна, и сегодня я проведу у Вас урок письма. Но перед тем как мы начнём урок, проверьте, пожалуйста, что именно должно лежать на Ваших партах: это должен быть простой карандаш, цветные карандаши: синий и зеленый, ручка, прописи. У вас все это есть? Тогда мы можем начинать.

У: Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Наши ушки на макушки,

Глазки широко раскрыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!

У: Тема нашего урока сегодня строчная буква ш. Что же мы будем сегодня делать на уроке?

Д: Учиться писать букву ш, соединения с этой буквой, слова и предложения.

У: Молодцы. Это и есть цель нашего урока.

  1. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

 У: Давайте сейчас повторим урок чтения. Какую букву вы сегодня изучили?

Д: Букву ша.

У: Хорошо. А какой звук обозначает буква ша?

Д: звук [ш]

У: А что вы узнали о звуке [ш]?

Д: Он всегда твердый и глухой.

У: Молодцы.

  1. Составление рассказа по рисунку.

У: Ребята, откройте ваши прописи, 4 часть на странице 3. Посмотрите, кто там вас встречает?

Д: Шут с шариком.

У: А кто такой шут?

Д: Человек, который служил во дворце  и смешил царя и его семью.

У: Что вы можете рассказать про этого мальчика?

Д: Ответы детей. (Он веселит людей, хочет подарить нам шарик, играет с шариком.)

  1. Подготовка руки к письму

У: Перед тем как мы приступим к написанию новой буквы, давайте немного разомнём наши пальчики.

Мы делили апельсин!

(кулачок- «апельсин» перед собой)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят

(отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят

(отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа

(отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа

(четвертый)

Эта долька для бобра

(пятый)

А для волка кожура!

(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)

Разозлился волк — беда,

Сели на свои места.

  1. Обучение письму элементов букв и новой буквы

У: Что вы видите рядом с шутом?

Д: Элементы буквы.

У: Правильно. Как называются эти элементы?

Д: Это три линии с закруглением вправо.

У: Молодцы.  Обведите эти элементы.

Сидите за столом правильно, ручку держим тоже правильно. Смотрю, как пишут.

Прохожу по рядам, смотрю, как дети пишут.

У: А сейчас приступим к написанию строчной буквы ш.  Для начала, давайте назовем букву. Хором, на счёт «раз, два, три»

Д: «Ша»

У: Напишем букву ш поэлементно. Давайте обведём букву ш, которая изображена рядом с узорами. Смотрите внимательно на доску, я объясню вам как грамотно, без ошибок, научиться писать букву:

- показываю на доске один раз с комментарием: Начинаем на верхней линейки рабочей строки.  Вниз пишем прямую, не доходя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки рабочей строки, линию продолжаем до верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо. И так повторяем еще два раза.

Возьмите сейчас свои ручки, держите их правильно, мы в воздухе пропишем букву под счет: раз-и-два-и-три-и.

Теперь вы можете прописать букву у себя в прописи.

Д: Пишут

У: Хожу по рядам, смотрю за осанкой, смотрю, как пишут дети.

  1. Обучение соединений

У: А сейчас давайте посмотрим ниже.  Что мы видим?

Д: Слоги.

У: А что с ними нужно сделать?

Д: Прочитать и написать.

У: Верно. Давайте прочитаем с Вами слоги.

Начинаем с детьми читать слоги – слияния.

Потом дети читают слог и говорят, в каких словах есть этот слог

(договаривают до целого слова): шапка, шерсть, машина.

У: Какой звук [ш] в слоге ша?

Д: согласный, твердый, глухой.

У: Верно. А какой звук [ш] в слоге ше?

Д: согласный, твердый, глухой.

У: Правильно. А какой звук [ш] в слоге ши?

Д: согласный, твердый, глухой.

У: Молодцы. А почему вы всегда называла звук [ш] твердым?

Д: потому что он всегда твердый.

У: Чтобы научиться писать слова, мы сначала научимся писать слоги.

У: Мы прочитали слоги- слияния. Пора написать их. Как правильно написать две

буквы в соединении?

Д: Не отрывая руки, без отрыва

У: Сейчас я Вам покажу, как правильно написать эти слоги – слияния. Всё

внимание на доску.

Показываю написание слогов-слияний ша, ше, ши (каждый слог по

отдельности)

Показ с комментированием: пишу строчную ш  и нижним соединением соединяю с буквой а (аналогично: ше(среднее соединение), ши(верхнее соединение).

Дети начинают писать слоги.

Итог: научились писать слоги.

  1. Обучение письму слов

У: Прочитайте слово, которое идет после слогов?

Д: Школа

У: А следующее, какое слово?

Д: Школьник

У: Как связаны между собой эти слова?

Д: Школьники ходят в школу, чтобы получать знания.

У: Правильно.

У: Сколько слогов в слове «школа»?

Д: Два слога.

У: А в слове «школьник»?

Д: тоже два слога.

У: А почему так?

Д: Потому что в слове «школа» два гласных звука [о], [а], и в слове «школьник» два гласных звука [о], [и].

У: Какой слог ударный в слове «школа»?

Д: Первый слог.

У: Правильно. А какой слог ударный в слове «школьник»?

Д: Тоже первый.

У: Молодцы. Посмотрите сейчас на схемы рядом со словами. Сначала разберем слово «школа».  Назови первый слог.

Д: «Шко»

У: Как называется такой слог?

Д: Первый слог  «Шко» – это слог – слияние  согласного твердого звука [к] с гласным звуком [о] и согласного твердого звука [ш] вне слияния.

У: Назови второй слог.

Д: Второй слог «ла»

У: Как называется такой слог?

Д: Слог «ла » - это слог-слияния  согласного твёрдого звука [л] с гласным звуком [а].

У: Каким цветом в схеме мы обозначим твердый согласный звук?

Д: Синим цветом

У: Правильно. Ребята, а сейчас возьмите в руки нужные карандаши и закрасьте схему.

У: А теперь давайте проведём слого-звуковой анализ второго слова. Какое это слово?

Д: Это слово «школьник».

У: Назовем первый слог.

Д: «школь»

У: Как называется такой слог?

Д: Слог «школь» - это слог-слияния согласного твердого звука [к] с гласным звуком [о] и согласным твердым звуком [ш] и согласным мягким звуком [л`] вне слияния.

У: Верно.  А второй слог назовите.

Д: Слог «ник» - это слог-слияния согласного мягкого звука [н`] с гласным звуком [и] и согласного твердого звука [к] вне слияния.

У: Каким цветом в схеме мы обозначим мягкие согласные звуки [л`] и [н`]?

Д: зеленым цветом.

У: Ребята, возьмите в руки карандаш  и закрасьте в звуковой схеме все согласные звуки.

У: Посмотрите, пожалуйста, внимательно смотрим на доску, я покажу Вам как правильно, без ошибок написать слово школа. Анализ соединений букв (соединения верхние: шк, ол – нижнее соединение, верхнее соединение: ко, ла)

- находим место начала письма в прописях

- показываю последовательность написания слова с  комментированием : пишу строчную букву ш, потом верхнее соединение с буквой к, далее верхнее соединение с буквой о, нижнее соединение с буквой л, и верхнее соединение с буквой а.

Школьник: обводим слово по примеру.

Итог: научились писать слова со строчной буквой ш.

Физкульт. Минутка

Мы сидели и писали ,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево -

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Пробежали по дорожке

Быстро-быстро - топ, топ, топ.

И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед,

Влево, вправо поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

Работа с предложением

У: Посмотрите сейчас ниже. Прочитайте имена.

Д: Саша и Миша.

У:Как вы думаете, кто они? Подумайте хорошо, слово должно подходить под схему.

Д: школьники.

У: Так, давайте проверим, правильно ли мы подобрали слово? (на доске появляется слово «школьники») Давайте посчитаем, сколько букв в слове «школьники»?

Д: Считаю вместе с детьми. 9 букв.

У: Так, а сколько их должно быть в слове, посчитаем точки.

Д: Тоже 9 букв.

У: А зачем нам 10-ая последняя точка?

Д: Последняя точка означает конец предложения.

У: Молодцы. Сколько слогов в этом слове?

Д: Три.

У: Правильно. А почему три?

Д: Потому что три гласных звука.

У: Назовите первый слог.

Д: «школь»

У: Как называется такой слог?

Д: Слог «школь» - это слог-слияния согласного твердого звука [к] с гласным звуком [о] и согласным твердым звуком [ш] и согласным мягким звуком [л`] вне слияния.

У: Верно.  А второй слог назовите.

Д: Слог «ни» - это слог-слияния согласного мягкого звука [н`] с гласным звуком [и].

У: И назовите третий слог.

Д: «ки»

У: Как называется такой звук?

Д: Слог «ки» - это слог слияния согласного мягкого звука [к`] и гласного звука [и].

У: Значит, нам подходит это слово. Мы уже писали с вами слово «школьник», теперь с сами напишите слово «школьники».

Прохожу, смотрю, как пишут, слежу за осанкой.

  1. Упражнение на закрепление

У: На уроке чтения вы читали про мальчиков, которые холили в лес. Что они там делали?

Д: Собирали шишки

У: Правильно. А какие шишки они собрали? (Помощь слова в квадратике)

Д: Сосновые и еловые.

У: Да, правильно. Сейчас мы запишем «сосновые шишки». На следующей строке мы сначала пишем «сосновые»

Хожу, смотрю.

У: Молодцы. Теперь напишем «шишки». Ребята, а вы видите орфограмму, которую вы сегодня изучали?

Д: ши – пиши с буквой и.

У: Отлично, теперь когда мы знаем как правильно писать и без ошибок, мы можем написать слово «шишки». Подчеркнем орфограмму.

У: Теперь, на следующей свободной строчке напишем «еловые шишки». Опять, какая орфограмма?

Д: Ши – пиши с и.

Хожу, смотрю, как дети пишут, слежу за осанкой.

У: Прочитайте мне следующее слово.

Д: Карандаши.

У: Молодцы. Какие бывают карандаши?

Д: Цветные, простые.

У: Молодцы. А здесь есть наша орфограмма? В какой части слова она находиться?

Д: Орфограмма находиться в конце слова.

У: Молодцы. Придумайте слова с нашей орфограммой.

Д: мыши, машина, шина, шишки, уши, кувшин.

У: Молодцы. Теперь мы напишем слово «карандаши».

Итог урока.

У: Ребята, подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня научились?

Д: Мы научились писать строчную букву ш, а также слова с этой буквой.

У: Правильно, молодцы.

Рефлексия

У каждого из вас есть листочки с лестницей, нарисуйте человечка на первой лестнице, если у вас ничего не получалось и вам было не понятно. На второй лестнице человечек, тогда вам было что-то понятно, что-то нет. На третей, самой верхней ступени, если у вас все получилось

Ребята, спасибо за урок, вы все большие молодцы. Мне было очень приятно с вами работать. Готовьтесь к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...