Русский язык , Отличие звуков от букв.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razlichit_zvuki_i_bukvy_teh_karta.docx85.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

Тип урока

Открытие нового знания

Тема урока

Как различить звуки и буквы?

Цель урока

 Знакомство учащихся с отличительными признаками звуков и букв.

Задачи урока

Образовательные: 

- формировать умение отличать звуки от букв посредством работы с упражнениями из учебника;

-познакомить учащихся с отличительными признаками звуков и букв.

-повторить правописание словарных слов посредством проведения словарно-орфографической работы.

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение друг к другу посредством проговаривания правил работы в парах;

-воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью через проведение физкультминутки и проговаривание правил посадки; 

-воспитывать бережное отношение к учебнику через проговаривание правил его использования. 

Развивающие:

-развивать у учащихся мышление через постановку и разрешение проблемной ситуации;

-развивать коммуникативные навыки учащихся через организацию активного взаимодействия во время парной работы;

-развивать тонкую моторику рук посредством проведения минутки чистописания.

Основные термины, понятия

Звук, буква.

                                                                                           

Планируемый результат

Предметные умения

-уметь отличать звуки от букв.

Личностные результаты:

1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к различным точкам зрения и оценке событий.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные результаты:

1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

3. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные результаты:

1. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

3. Формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей достижения, осмыслить собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства:

Форма работы

Ресурсы

Индивидуальная,

фронтальная,

парная.

1.Книгопечатная продукция: Канакина, В.П. Русский язык, 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2020. – 78-80с.- Текст: непосредственный.

2.Технические средства обучения: проектор, ноутбук, экран.

3.Раздаточный материал: карточки.

План урока:

1.Самоопределение к деятельности.

1.1        Приветствие.

1.2        Настрой работу.

1.3        Проверка рабочего места.

2.Минутка чистописания.

2.1        Прописывание буквосочетаний.

2.2        Самооценивание.

3.Словарно-орфографическая работа.

 3.1.Отгадывание загадок

3.2.Прописывание словарных слов в тетрадь

4.Актуализация знаний

 4.1 Фронтальный опрос

5. Подведение к теме урока. Целеполагание.

5.1 Постановка проблемной ситуации.

5.2 Определение темы и цели урока.

5.3 Формулирование задач урока.

6. Открытие нового знания.

6.1. Работа с учебником

 7. Физкультминутка.

7.1 Тематическая физкультминутка

 8. Продолжение работы по теме урока.

            8.1.Работа с учебником.

 9. Закрепление полученных знаний.

            9.1.Самостоятельная работа.

10. Подведение итогов.  

         10.1. Фронтальный опрос

 

 11. Домашнее задание.

              11.1. Запись домашнего задания в дневник.  

 12. Рефлексия деятельности.

              12.1. Оценивание учащимися собственной деятельности

              12.2. Оценка деятельности учащихся.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности.

2 мин.

1. 1. Приветствие учителя

Прозвенел и смолк звонок.

Мы начинаем наш урок.

-

-Тихо садится первый ряд, третий, второй.

1.2. Проверка рабочего места.

Проверьте свою готовность к уроку.

У вас на партах должны лежать учебники, пенал, дневник, тетрадь. 

1.3. Настрой работу. 

-Русский язык - это язык, на котором мы с вами разговариваем, он очень сложный и интересный, а так же он таит в себе много загадок.

Одну из которых мы сегодня с вами разгадаем!

Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое.

Приветствуют учителя.

Желают друг другу хорошего настроения на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

 

2. Минутка чистописания

3-5 мин.

2.1. Прописывание соединений. 
-Ребята, откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Сядьте правильно, ноги вместе, спина ровная, пишем красивым, разборчивым почерком, кто закончил поставьте руку на локоток.

(22 октября.

Классная работа.)

-Молодцы.

 -А с чего обычно начинается урок русского языка? С какого этапа?

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

-А какую букву мы сегодня будем прописывать, вы узнаете, разгадав загадку. Слушайте внимательно.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой той повис над домом.

 – Итак, какую же букву мы будем прописывать на минутке чистописания?

https://documents.infourok.ru/096ec37c-96e7-4bbd-b632-da63283d6b5e/1/image002.jpgВерно, ребята, сегодня мы пропишем в тетрадях заглавную и строчную букву «с».

-Что вы знаете об этой букве?

-Посмотрите на слайд. Пропишите данные буквы до конца строки, соблюдая закономерность.

Помните о правилах посадки. Завершив работу, поставьте руку на локоток.

2.3. Самопроверка. 

- Ребята, закончили. Теперь возьмите карандаш и линейку, подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд получилась лучше и красивее всего.

2.4. Работа с пословицей.

-Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте запись.

Семь раз отмерь, один отрежь.

-Что это?

- Что такое пословица?

- Как вы понимаете её?

-Выражение «Семь раз отмерь, один отрежь.» означает, что перед тем как что-то сделать, нужно очень хорошо подумать.

-Запишите эту пословицу с красной строки, заглавной буквы, соблюдая знаки препинания.

-с минутки чистописания.

-вырабатываем красивый почерк.

-Букву «с»

- звук с, буква эс. Звук согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким.

- пословица

- народная мудрость

(ответы детей)

3. Словарно-орфографическая работа.

3-5 мин.

3.1. Отгадывание загадок 

-Ребята, а какой этап урока является следующим?

- Давайте вспомним, как оформляется словарная работа?

Вам нужно будет отгадать загадки и записать получившиеся слова в тетрадь. Закончив работу, поставьте руку на локоток, затем мы проверим по образцу.

1. Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается ...

2. Растрепал причёску Свете

Шаловливый летний...

3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …

4. В ней живёт простой народ,

Пашет, сеет, хлеб печёт,

Улиц мало даже так,

Что бывает лишь одна!

5. На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…

6. Кто в земле укрылся ловко? Это рыжая…

7. Линии, штрихи и пятна

Образуют всем понятный

Образ на листе бумаги:

Люди, корабли и флаги.

Изображение задумок

Называется...

8. Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется…

9. Дом сторожит, За чужими не бежит!

10. Лист последний на заре

Сбросил лес наш в …

-Ребята, слово «октябрь» является для нас новым. Посмотрите на доску, запомните, как пишется это слово. А сейчас давайте прочитаем все вместе по слогам. А теперь запишите у себя в тетради.  

-Составьте предложения со словом октябрь.

-Подберите однокоренные слова к слову ветер.

3.2. Взаимооценка

- Я вижу, что все уже справились. Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте.

-Сверьте ответы с эталоном на слайде.

Апрель, ветер, ворона, деревня, картина, морковь, рисунок, тарелка ,собака, октябрь.

- Возьмите карандаш и напишите на полях тетради плюс, если не допущено ни одной ошибки. Поставьте минус, если допущена 1 и более ошибок.

-Верните тетрадь своему соседу по парте.

-Поставьте руку на локоток, если у вас стоит плюс.

-Молодцы! А теперь поставьте руку на локоток, если у вас стоит минус.

-В каких словах вы допустили ошибки?

-Ребята, повторите данные слова дома и еще раз пропишите их в тетради, не забывая о правилах оформления словарной работы.

-Словарная работа

- С красной строки, заглавной буквы, через запятую, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы, в конце ставим точку.

Не забываем ставить ударение и подчеркивать орфограммы, записываем слово «словарь» с заглавной буквы ставим двоеточие и получившиеся слова записываем через запятую.

-Апрель

-ветер

-Ворона

-Деревня

-картина

-морковь

-рисунок

-тарелка

-собака

-октябрь

 

- ветерок, ветрище, ветреный…

4.Актуализация знаний.

3 мин.

3.1. Фронтальная работа.

-А сейчас  вы поработаете в парах. Как правила работы в паре вы знаете?

-Возьмите карточку с утверждениями. Внимательно прочитайте утверждения. Поставьте напротив него плюс, если оно верное, и минус если оно неверное.

Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

+

Одну букву оставляют на строке и переносят на другую строку.

-

Не  переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы.

+

Буквы Й и Ь не отделяют от стоящей перед ними буквы.

+

При переносе слов с удвоенными согласными их не разделяют между собой.

-

 -А сейчас проверим.

-Работать дружно, сообща, не перебивать друг друга.

5. .  Подведение к теме урока. Целеполагание.

3-5 мин.

5.1 Постановка проблемной ситуации.

— Подберите однокоренные слова к слову звук.

— Докажите, что эти слова однокоренные.

— Какие звуки издает дождь?

— Какие звуки издает петух?

— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились...

— Чем отличаются звуки и буквы?

5.2. Постановка темы и цели урока.

-Может, кто-нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока?

-Откройте учебник на странице 78.

Относитесь к учебнику бережно и аккуратно, ведь это труд многих людей.

-Катя, прочитай тему урока.

-Молодец.

-Какую цель мы поставим перед собой?

5.3 Формулирование задач урока.

-Какие задачи мы поставим?

-Чтобы ответить на этот вопрос нам на помощь придут специальные слова-помощники: познакомиться, расширить, закрепить.

- С чем мы с вами познакомимся на уроке?

- Чему мы научимся?

-Что закрепим?

-Верно, молодцы.

-Звучание, звучит, звучный, зазвучал

-Есть общая часть «звук», общее значение

-Кап-кап

-Ку-ка-ре-ку

-Буквы

-Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем

-Как различить звуки и буквы

-Научиться различать звуки и буквы

-Мы познакомимся с отличиями звуков от букв.

-Научимся различать звуки от букв..

-Закрепим полученные знания.

6. Открытие нового знания.

10 мин.

6.1. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 78 , упражнение  115.

-___ прочитай строки, которые принадлежат великому русскому поэту А. С Пушкину.

-Какому месяцу они посвящены?

-Какое настроение создают эти строки?

-Какие слова передают печальное настроение?

-Объясните выражение «нагих ветвей»

-Читая строки, вы озвучивали письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? (из букв)

-А слова устной речи? (из звуков)

-Спишите эти строки в тетрадь.

-_____ как мы записываем стихотворения в тетрадь?

 

- октябрю

-грустное, печальное

- последние листья, нагих ветвей, отряхает.

-ветви без листьев

7. Физкультминутка.

7.1. Тематическая физкультминутка

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала, (Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

(Повторяют за учителем)

8. Продолжение работы по теме урока.

6 мин.

8.2. Работа с учебником.

-А сейчас выполним упражнение 116 на странице 78.

-Рассмотрите рисунки. ____, назови предметы.

 -___ , назови по порядку звуки в слове «шар».

-___ , назови по порядку звуки в слове «ложка».

-___ , назови по порядку звуки в слове «шарф».

-___ , назови по порядку звуки в слове «лодка».

-Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки.

-Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

-А сейчас посмотрите на страницу 79.

-____, прочитай. Теперь прочитаем все вместе жужжащим чтением.

-Чем же отличаются звуки от букв?

Для того чтобы люди понимали, как правильно произносить слово, используют квадратные скобки, куда записывают слова значками звуков.

Запятая рядом со значком – это значит мягкий согласный звук. Ударный гласный обозначают значком ударения.

Например: А – это буква, [а] – это звук. П — буква, [п] — твёрдый звук, [п'] — мягкий согласный звук.

Упр. 117 (с. 79).

— Что показывают квадратные скобки?

— Всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи?

-В чем различие в записях одного и того же слова?

-Сколько букв и сколько звуков в словах?

-Какие два звука обозначены одной буквой?

-А сейчас давайте попробуем с вами разобрать слово еж и записать звуковую запись.

-____, записывает на доске, остальные у себя в тетрадях.

Упр. 118 (с. 79).

— Чем интересна запись? Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.

— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились?

-Что они обозначают?

- Совпадет ли написание и произношение слова лампа?

— Совпадет ли написание и произношение слова роса?

-Чем отличается?

-Запишите в тетрадях номер упражнения и запишите слова лампа и роса. Рядом со словом запишите звуковую запись.

-____, работает у доски, остальные в тетрадях.

-Посмотрите на страницу 80.

-____, прочитай рубрику обратите внимание.

-А сейчас прочитаем все вместе.

 

- Шар — [ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а]

-Шар-шарф  [ш] [а] [р]

-Ложка- лодка [л] [о] [к] [а]

-Шар-шарф, ложка-лодка

[ф][т]

- Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.

-Звуковую запись слова

-Не всегда. Часто пишем не так, как слышим.

-В слове елка буква ё обозначает два звука, так как стоит первая в слове. В слове мяч вместо буквы «я» в транскрипции пишется а. В слове гусь ь знак в транскрипции не пишется.

-Елка-4 буквы 5 звуков, мяч-3 буквы 3 звука, гусь-4 буквы 3 звука

-[й] [о]

-Еж[й о ш] ё обозначает два звука, т.к. стоит вначале, в транскрипции пишем ш, т.к. произносим.

-Она в квадратных скобках.

-Лампа, роса

-Лампа- источник света. Роса-капли воды на поверхности почвы или растений.

-Да. Слово пишется и слышится одинаково.

-Нет. На месте звука [А] пишем букву О. Проверяем словом рОсы

  9. Закрепление полученных знаний.

5 мин.

  9.1. Самостоятельная работа.

-Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно.

- У вас на партах лежат карточки,  возьмите их. Вам нужно напротив транскрипции, звуковой записи записать слово, которое соответствует записи.

Запишите слова буквами.

[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]

Паша, елка, роса, посуда, маска, ужи.

-Работать сообща, не перебивать друг друга.

10. Подведение итогов.

1  мин.

      10.1. Фронтальный опрос

- А теперь подведём итоги.

-Как называется звуковая запись слова?

-Может ли отличаться звуковая запись слова от самого слова?

-Записывая транскрипцию, что нужно сделать?

-Чему новому научились сегодня на уроке?

-Скажите, как звучит тема нашего урока?

-А какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы думаете, мы смогли ее достигнуть?

-Какие задачи мы ставили?

-транскрипция

-Да, может.

-Проговорить слово и записать так, как мы его произносим.

-Отличать звуки от букв.

- Как различить звуки и буквы?

- Знакомство с отличительными признаками звуков и букв.

-Да.

-Мы познакомимся с отличительными признаками звуков и букв.

-Научимся отличать звуки от букв.

-Закрепим полученные знания.

11. Домашнее задание.

1 мин.

11.1. Запись домашнего задания в дневник.  

- Ребята, дома вам нужно будет выполнить упражнение 119,120 на странице 80.

Д/з: с.80, упр.119, 120.

Запишите задание в дневник. Кто записал, поставьте руку на локоток.

(Записывают задание в дневник)

12. Рефлексия.

2 мин.

     12.1. Оценивание учащимися собственной деятельности

- Ребята, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы работали на уроке. Покажите солнышко если вам было все понятно, и вы справлялись с заданиями. Облако,  если у вас были затруднения.

     12.2. Оценка деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке активно работали Катя, Маша, Саша и я хочу  наградить их жетонами.

-Остальным я желаю быть более активными на уроках!

На этом урок закончен, можете готовиться к следующему.

 

(Оценивают свою деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"

Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...

Урок русского языка. Тема:"Звуки и буквы".

Предлагаю урок(изучения нового материала) по теме: "Звуки и буквы". 3класс....

Русский язык Тема: Звуки и буквы. Гласные звуки.

Здесь представлен подробный конспект урока Русскогоязыка  в 3 классе по УМК "Школа России" В.П.Канакина В.Г.Горецкого. Звуки и буквы. Гласные звуки. С материалом для учителя и раздаточным материа...

Презентация к уроку русского языка. Тема: Звуки и буквы. УМК "Школа России". 1 класс.

Эта презентация  содежит в себе все основные этапы современного урока.  Помогают провести урок герои из русской народной сказки "Рукавичка", с которой познакомились на уроке литературного чт...