«Предложный падеж имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 02.03.2021

Школа: №104

Класс: 3 «А»

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30   Кабинет: 209

Студент: Брылина Виктория Владиславовна

Группа: 31

Учитель: Балдина Надежда Александровна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Предложный падеж имен существительных»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания об особенностях предложного падежа;
  2. Формировать умения правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

Развивающие:

  1. Развивать умения определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам через учебный материал;
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. Воспитывать интерес к данному предмету;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

Беседа

Психологически настрой

1.Приветствует.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.

2. Осуществляет психологический настрой учащихся на работу.

- Как сказал Николай Александрович Бердяев «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и по истине волшебный русский язык».

- Как вы понимаете данное высказывание?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос.

Р: самостоятельно организовать своё рабочее место;

К: слушать собеседника и понимать речь других;

Л: смыслообразование.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод

Практический метод: каллиграфическое упражнение

Наглядный метод

  1. Предлагает учащимся выполнить задание в паре, вспомнить пройденный материал;

- Возьмите карточки, которые называются «Повторение». Как думаете какое будет задание?

- Верно! Ваша задача определить падеж имен существительных. По каким признакам вы будете определять падеж?

Ветка осины (Р.п.);

Слушаю музыку (В.п,);

Цветет лепесток (И.п.);

Цветы для мамы (Р.п);

Пирог с черникой (Т.п.);

Ехал по дороге (Д.п.);

Смотрел на море (В.п.);

Идет с братом (Т.п.);

Кружили над болотом (Т.п.);

- Посмотрите на слайд и сравните свои ответы с теми, которые на слайде.

- У кого задание выполнено верно, поднимите правую руку. А у кого есть ошибки – левую.

  1. Проводит минутку чистописания.

- Начнем наш урок с минутки чистописания.

- Посмотрите на слайд, с какой буквой мы будем работать?

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Второе марта.

Классная работа.

П п

Пушкин погода весна

Пушкин написал много стихотворений о весне.

- Что вы знаете о букве П?

- Что написано на другой строчке?

- Сколько слогов в каждом слове?

- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?

- Почему первое слово пишется с большой буквы?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как изменяются имена существительные?

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её. Назовите грамматическую основу.

— Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. Что вы заметили?

Падеж

Вопросы

Вспомогательные слова

Прелоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

?

- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. Какого падежа не хватает в нашей таблице?

- Верно! Сегодня мы будем изучать Предложный падеж. И после каждого задания мы будем ее дополнять.

Выполняют задание.

- Определить падеж.

Слушают учителя.

- По вопросу и предлогу.

Проверяют ответы с ответами на слайде.

Рисуют смайлики в соответствии с выполнением задания.

Слушают учителя.

- Сегодня мы будем работать с буквой п.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

- Слова.

Отвечают на вопросы.

- Имя собственное.

- Имена существительные.

- Число, падеж.

- Пушкин написал.

Выполняют задание.

-Вопросы и вспомогательные слова отсутствуют.

Выполняют задание.

- Предложного падежа.

Слушают учителя

П: осознание целостности окружающего мира;

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;

Р: планировать свою деятельность на уроке;

П: ориентироваться в своей системе знаний.

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Работа в парах

Фронтальная  

Словесный метод

  1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.
  2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Какова тема нашего урока?

- Что мы уже знаем о Предложном падеже?

- Определите задачи урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

Страна называется «Предложный падеж»

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

На партах вы видите карты успеха.

После каждого задания, вы будете отмечать свои успехи.

Плюс – вы справились и поняли задания.

Минус – возникли проблемы при выполнении задания.

- «Предложный падеж имени существительного».

- Вопросы, предлоги, вспомогательные слова.

- Узнать о предложном падеже, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.

Слушают учителя.

Слушают критерии оценивания.

К: высказывать своё предположение;

Л: проявление активности в общей работе;

П: постановка и формулирование проблемы;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Презентация

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Работа в парах

Наглядный

Словесный беседа

Практический: выполнение упражнений

Наглядный: видеофрагмент

Метод языкового анализа: упражнение

Игровой метод: загадка

Частично – поисковый метод

  1. Организует наблюдение над языковым материалом.

- Мы с вами отправляемся в путь.

- Кто может сказать, что такое путешествие?

- Чтобы нам отправится в наше путешествие, мы должны отгадать загадку.

У него 15 братьев,

Все они любят вместе кататься.

Самый старший из них с трубой.

- Правильно! В свое увлекательное путешествие мы отправимся на поезде. Но отправимся мы не на обычном поезде. Как называется самый быстрый поезд в России, который ездит от Москвы до Санкт Петербурга и обратно?

- Верно! Это Сап Сан, кто-нибудь уже был в нем? Сейчас посмотрим видеофрагмент и узнаем о нем побольше.

Давайте посмотрим на наш маршрутный лист.

  1. Название падежа.
  2. Вспомогательное слово.
  3. Вопросы падежа.
  4. Предлоги падежа.
  5. Член предложения.

- Итак, ребята, начинается самое интересное на уроке – исследование предложного падежа.

- Посмотрите на маршрутный лист, задание на 1 станции мы с вами уже выполнили.

- Так как называется падеж, который мы сегодня с вами будем изучать?

- Верно, сегодня мыс вами познакомимся с предложным падежом.

- Теперь, мы можем вписать в нашу таблицу название падежа.

2 станция «Вспомогательное слово»

- Михаил Васильевич Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. Более подробнее нам расскажет учащийся. Слушайте очень внимательно, после я проверю, как вы слушали.

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым, литератором, историком, художником. Родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, тому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

- Заполним нашу таблицу.

- Оцените свои достижения в нашей карте успеха.

3 станция «Вопросы падежа»

- Нам нужно узнать какие вопросы можно задать к имени существительному, чтобы определить, что это предложный падеж.

- Для этого мы должны подумать, какой вопрос можно подставить к нашему вспомогательному слову «думать». Кто-нибудь уже знает?

Вы большие молодцы!

Отметьте ваши достижения в карте успеха, за пройденную станцию.

4 станция «Предлоги падежа»

- Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведем следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами карточки «Предлоги», на них записано задание. Прочтите его. Что вам нужно будет сделать? Задание вы будете выполнять в паре. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами.

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о … (корона)

Буду с ней сидеть на … (трон)

Я мечтаю о … (слон)

Чтобы кататься при … (луна)

Я мечтаю о … (сережки)

Я мечтаю о … (сапожки)

Вечерами в … (полумгле)

Я мечтаю об … (орел)

Буду с ним летать на … (воля)

Буду я учиться в … (школа)

Ой, мечтаю я уже

О … (падеж предложный).

- Давайте проверим. Кто хочет сказать, что у него получилось?

- Назовите слова с предлогом, которые вы выписали.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод, что вы узнали из данной станции?

— Значит можно дополнить нашу таблицу.

- Оцените свои достижения в нашей карте успеха.

5 станция «Член предложения»

- Посмотрите на слайд, перед вами слова. Вам нужно: составить два предложения; найти основу предложений; задать вопрос и определить падеж имён существительных. Делаем письменно в тетради.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

1 пр.: Дедушка рассказывал о внуке.

2 пр.: В воздухе кружились листочки.

- Все правильно! А теперь сделайте вывод.

- Оцените свою деятельность в карте успеха.

- Смотрите, мы проехали все наши станции. На нашем пути появился сундук, но, чтобы нам получить от него ключ, нам нужно выполнить несколько заданий.

- Кто может сделать общий вывод по тому, что мы узнали из станций по нашей таблице.

Разминка для глаз.

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Слушают учителя.

- Путешествие – это передвижение по какой-либо территории с целью ее изучения.

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

- Поезд.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Смотрят видеофрагмент.

Рассматривают маршрутный лист на слайде.

Слушают учителя.

- Предложный падеж.

Слушают учителя.

Слушают учащегося.

Отвечают на вопрос.

- думать.

Заполняют таблицу.

Оценивают свои достижения.

Слушают учителя.

- думать о ком, о чем.

Оценивают свою деятельность.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задания.

Отвечают на вопрос.

Дополняют таблицу.

Оценивают свою деятельность.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

- В предложении имена существительными в предложном падеже являются второстепенными членами предложения.

Оценивают свою деятельность.

Слушают учителя.

- Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? О чем? В предложении являются второстепенным членом предложения.

Выполняют задание.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р: развитие мотивов учения;

К: уметь слушать и понимать речь других;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Презентация

Видеофрагмент

Презентация

Презентация

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Презентация

Видеофрагмент

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод

Практический метод

Частично-поисковый метод

  1. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Посмотрите на слайд. Перед вами строчки из стихотворения, ваша задача выписать в тетрадь только имена существительные с предлогом в предложном падеже.

Дерево прячет корни в земле.

Искры таятся в теплой золе

В желуде зрелом спрятан дубок.

В белой скорлупке спрятан желток.

На дороге, на тропинке

Пыль притихла под дождем.

Приколачивать пылинки

Хорошо таким гвоздем.  

- Какой вывод мы можем сделать? Какие предлоги есть у Предложного падежа?

Отметьте свои достижения на карте успеха.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Оценивают свою деятельность.

П: находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

К: сотрудничество и совместное решение задач урока.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная форма

  1. Организует закрепление знаний с учащимися.

- Возьмите карточки «Самостоятельная работа».

Прочитайте задание.

Ваша задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

1 вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

2 вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идем по дороге, видел белку, читал о космосе.

- Молодцы! Проверьте работу своего товарища по парте. Если задание выполнено  правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не верно «-».

  1. Организует оценивание.

- Кто не допустил ошибок, поднимите правую руку. Какой вывод мы можем сделать из этого задания?

Отметим свои достижения в карте успеха.

Самостоятельно выполняют задание по вариантам.

Проводят взаимооценивание.

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку.

Р: осуществлять взаимоконтроль;

Р: контроль, коррекция, оценка.

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный беседа

Практический

  1. Проводит работу с изученным материалом.

- Сейчас я буду читать текст. Ваша задача сказать мне падеж имени существительно, только по поднятой руке!

- Если будет шумно, мы не откроем наш сундук, и не узнаем какие сокровища в нем были.

Белка (И.п.) выскочила из дупла (Р.п.).

Филин (И.п.) сидел на дереве (П.п.).

Мышка (И.п.) спряталась в норке (П.п.) от лисы (Р.п.)

-Чему вы научились, выполняя данное задание?

- Мы открыли наш сундук. А сокровищем нашего урока являются знания!

Слушают учителя.

Выполняют задание.

- Научились находить имена существительные в предложном падеже.

Слушают учителя.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам;

Презентация

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный беседа

1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема урока?

- Каковы были задачи нашего урока и все ли мы их решили?

-Давайте повторим особенности Предложного падежа имени существительного.

- Вы сегодня большие молодцы.

- Встаньте те, кому понравилось наше путешествие и те, у кого стоят все плюсы в нашей карте успеха.

-Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания!

Отвечают на вопросы.

Повторяют по таблице.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Презентация



Предварительный просмотр:

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа

Карта успеха

Задание

+/-

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Групповая работа



Предварительный просмотр:

Карточка «Предлоги»

Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами.

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……………… (корона)

Буду с ней сидеть на ……………(трон)

Я мечтаю о ……….. (слон)

Чтобы кататься при ………….. (луна)

Я мечтаю о ………………(сережки)

Я мечтаю о ……………… (сапожки)

Вечерами в … ………….(полумгле)

Я мечтаю об …………. (орел)

Буду с ним летать на ………… (воля)

Буду я учиться в …………. (школа)

Ой, мечтаю я уже

О ………… (падеж предложный).

Карточка «Предлоги»

Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами.

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……………… (корона)

Буду с ней сидеть на ……………(трон)

Я мечтаю о ……….. (слон)

Чтобы кататься при ………….. (луна)

Я мечтаю о ………………(сережки)

Я мечтаю о ……………… (сапожки)

Вечерами в … ………….(полумгле)

Я мечтаю об …………. (орел)

Буду с ним летать на ………… (воля)

Буду я учиться в …………. (школа)

Ой, мечтаю я уже

О ………… (падеж предложный).

Карточка «Предлоги»

Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами.

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……………… (корона)

Буду с ней сидеть на ……………(трон)

Я мечтаю о ……….. (слон)

Чтобы кататься при ………….. (луна)

Я мечтаю о ………………(сережки)

Я мечтаю о ……………… (сапожки)

Вечерами в … ………….(полумгле)

Я мечтаю об …………. (орел)

Буду с ним летать на ………… (воля)

Буду я учиться в …………. (школа)

Ой, мечтаю я уже

О ………… (падеж предложный).

Карточка «Предлоги»

Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами.

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……………… (корона)

Буду с ней сидеть на ……………(трон)

Я мечтаю о ……….. (слон)

Чтобы кататься при ………….. (луна)

Я мечтаю о ………………(сережки)

Я мечтаю о ……………… (сапожки)

Вечерами в … ………….(полумгле)

Я мечтаю об …………. (орел)

Буду с ним летать на ………… (воля)

Буду я учиться в …………. (школа)

Ой, мечтаю я уже

О ………… (падеж предложный).

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

1 вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

2 вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идем по дороге, видел белку, читал о космосе.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

1 вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

2 вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идем по дороге, видел белку, читал о космосе.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

1 вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

2 вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идем по дороге, видел белку, читал о космосе.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

1 вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

Карточка «Самостоятельная работа»

Задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

2 вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идем по дороге, видел белку, читал о космосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложный падеж имен существительных".

Правила написания существительных в предложном падеже....

Предложный падеж имен существительных

Конспект урока по русскому языку в 3 классе, разработан для УМК "Школа России" с учетом УУД. Тип урока: «Открытие» новых знаний....

Предложный падеж имен существительных единственного числа. 4 класс

Данная презентация способствует лучшему усвоению темы об окончаниях существительных 1-го, 2-го и 3-тьего склонения  единственного числа...

Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения

1Тип урока:урок  открытия новых знаний2Класс:33Тема:« Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения»4Образовательная программа, автор:УМК «РО системы Л.В. Занкова», Поля...

"Предложный падеж имен существительных"

конспект урока в 3 классе "Предложный падеж имен существительных" УМК "Школа России"...