«Согласные звуки [р], [р,]. Буква Р, р»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Формирования представлений о согласных звуках [р], [р,] и букве Р, р, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока659 КБ
Файл Презентация 2.28 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 09.11.21

Школа: 104

Класс:

Урок: 2

Время: 08.55 – 9.35 Кабинет: 213

Студент: Брылина Виктория Владиславовна

Группа: 41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Согласные звуки [р], [р,]. Буква Р, р»

Тип урока: «Открытие нового знания»

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [р], [р,] и букве Р, р, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [р], [р,], видеть и отличать букву к от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Оборудования: Презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я проведу у вас урок Обучение грамоте.

Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

-Покажите свою готовность к уроку.

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью чистоговорки

- Ор-ор-ор — крашеный забор.

Ре-ре-ре — осень на дворе!

Рю-рю-рю — книжку подарю.

- Какой звук здесь повторяется чаще других?

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Повторение изученного материала

- Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это?

- Это кот Матроскин, совершенно верно.

-Матроскин хочет тоже научиться грамоте, давайте расскажем ей то, что мы уже знаем.

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.



- Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили?
- На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы?

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.


- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.

- Хорошо, давайте сверимся с экраном.

- Назовите признаки согласных звуков

- А теперь немного поиграем, я буду говорить вам слова, вы должны будете хлопнуть 1 раз, если услышите звонкий согласный звук или топнуть 1 раз, если услышите глухой согласный звук.

- Скажите, какие из изученных глухих и звонких согласных вы знаете


- Молодцы! Маша благодарит вас. Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите на слайд, наша непоседа Маша решила загадать загадку, давайте прочитаем ее и отгадаем

- В воде она живет, Нет клюва, а клюет.
- Верно, это рыба. Кто даст характеристику звуку б?

- Отлично, а кто даст характеристику звуку р?

- кот Матроскин

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э.

- На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости

А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.

- И – показатель мягкости согласных звуков.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными

- «Эс», «эм», «эн», «эль», «тэ».

- Рыба

- согласный, твёрдый, звонкий

Затрудняются ответить

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Предметные:

Знать:

- какие две группы звуков есть

- изученные согласные буквы

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

- звонкие и глухие согласные звуки

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, разъяснение

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?

- Также у нас будем план, которому мы будем следовать в течении всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

  1. Знакомство со звуками и буквой
  2. Чтение слогов
  3. Чтение слов
  4. Чтение предложений, текста

- На уроке мы с вами сегодня будем сегодня оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо, то будем показывать пять пальцев, а если сделали плохо – два пальца.

- Будем говорить о букве «эр» и о звуках [р], [р`].

-Узнать новые звуки [р], [р'], научиться характеризовать звуки  

[р], [р,]

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [р] от [р,]

- чем обозначают звуки [р], [р,]

Уметь:

- различать звуки [р], [р,]

- ставить цели урока

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит с буквами и звуками

-Откройте учебник на странице 92. Давайте прочитаем, что написано в левой стороне в красной верхней рамке. 

-Разделите слово турист на слоги

-Поставьте свою ладонь вот таким образом. Чтобы она держалась ниже, че ваш подбородок. Также чтобы при открытии рта, подбородок касался вашем ладони при произношении.

-Сколько раз ваш подбородок коснётся ладони, значит столько слогов и будет.

-Давайте попробуем.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

-Назовите первый звук в этом слоге.  

-Дайте его характеристику.

-Звук согл или гласный?

- р- какой? Мягкий или твёрдый?

-Давайте узнаем звонкий или глухой?

Чтобы это узнать. Закройте уши руками.

Если идёт шум-значит глухой, если идёт звук-значит звонкий.

-Так какой он звонкий или глухой?

- Ребята, а что вы знаете про звонкий звук р

- Верно, давайте теперь поработаем со звуковичками.

Сначала проговорим слово.

- Первый звук какой? Второй? Третий? Четвертый? Пятый?

- Теперь прочитаем слово правее

-Разделите слово рак на слоги

- Сколько слогов?

- Назовите этот слог.

-Назовите первый звук в этом слоге.  

-Дайте его характеристику.

- Как он будет отмечен в схеме?

- На письме звуки [р], [р,] обозначаются одной буквой р

- Определите местоположение буквы к в нашем алфавите.

- Между какими буквами стоит наша буква Р?


 Динамическая пауза.
- Мы отлично поработали! Давайте поиграем в игру «Карлики и великаны»: если я говорю слово «карлики», вы должны присесть, а услышав слово «великаны», встать и поднять руки вверх. Запомните, вы не должны смотреть на то, что я показываю, вы должны меня внимательно слушать.

- Сейчас давайте немного поиграем. 1 ряд должен будет придумать слова, где звук р в начале, 2 ряд – звук р в середине, 3 ряд – звук р в конце.

Читают слово «турист»

- ту-рист

- 2 слога

- ту

- рист

- [р]

- согласный

- твердый

- звонкий

- у него нет пары по звонкости

тв. Зв. синий кружок,
м. зв зелёный кружок.
- клоун

- т – согласный твердый, у – гласный, неударный, р – согласный, твердый, и – гласный, ударный, с – согласный, твердый, т – согласный, твердый.

- рак
- рак

- 1 слог

- рак

- [р,]

- согл, твердый, звонкий

- синим кружочком

Показывают букву

 - Между буквой П и С


Придумывают слова

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и прописная буквы к

- чем отличается звук [р] от [р,]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебникомСловесный: беседа

Организует работу на закрепление нового знания

- Откройте ваши учебники на странице 92. Рассмотрите, из чего сделана новая буква?

- А почему использовали именно рака?


- Правильно! А о чём нам говорят синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки под буквой «ка»?

- Прочитайте слоги в рамочке.
- Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [р].
- Какой слог не прочитали? Почему?





- Посмотрите на верхнюю картинку. Кто на ней изображён?


- Что делает отец?

- Верно, давайте подумаем, кого он может поймать?

- Чем похожи все эти слова?

- Буква составлена из рака.
- Слово рак начинается с буквы «эр».
- Этой буквой обозначаются два звука: звук [р] твёрдый и звук [р
,] мягкий.
- РА, РУ, РО, РЫ, РИ.
- РА, РУ, РО, РЫ.


- Не прочитали слог РИ, потому что в нём согласный читается мягко: [р
,]. Гласная буква «И» - показатель мягкости согласных звуков.
- На картинке отец и сын.
- рыбачит.
отвечают на вопрос

- Во всех словах есть звук [р]

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

- что значат синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки

 

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания

Организует самостоятельную работу

- Прочитаем пары слов:

- В каком слове согласный читается мягко: [р,]? В каком

 слове читается твёрдо?

- Назовите слова, в которых ударение падает на 1 слог

Выполняют задание

- В слове смотри, смотрит. Нора, норка.

- норка, смотрит.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

- Пожалуйста, прочитайте предложения под словом турист. Нам предлагают прочитать текст. Прочитайте первое предложение.

- Что необычного в предложении?

 - Прочитайте второе предложение. Кто такая норка?

-  Посмотрите, в каких еще предложениях есть картинки?
- Кто изображен на 1 картинке? А на 2?

- Все верно! Кто сможет прочитать весь текст?

- А вам нравится рыбалка? Кому нравится поднимите правую руку.

- Тогда немедленно отправляемся туда! Я предлагаю вам составить рассказ о рыбалке. А работать вы будете в парах, придумывая по предложению.

- А кто хочет прочитать свой рассказ?


- Молодцы! Вы замечательно отвечали! Мы так увлеклись, что не заметили, как наш урок подошёл к концу.


- вместо слова – рисунок.

Отвечают на вопрос.

- В 3 и последнем.

- На 1 картинке – барсук, на 2 – жук.

Читают текст.
Отвечают на вопрос

выполняют работу в парах

Читают свои получившиеся рассказы.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- как работать в парах

Уметь:

- расшифровывать текст и читать его

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

-Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке.

- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [р], мягкий звук [р'].

-Давайте вспомним тему урока

-Какая цель? Достигли мы её?

-Ребята, мы всё-таки помогли коту Матроскину начать учиться грамоте?

-Оцените свою работу на уроке.

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- я был (каким?) учеником…

-Хорошо.

- А у меня для вас есть подарок. Как вы думаете, что это?
- Правильно! Это новая буква русского алфавита: буква «эр». Мы с ней не прощаемся, теперь она всегда будет встречать нас на страницах самых разных книг.

- Спасибо за урок, все свободны

Выполняют задание

Отвечают

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Знать:

- в каких словах есть твёрдый звук [р], мягкий звук [р'].

- для чего нужна К

Уметь:

- достигать цели урока

- определять где твёрдый звук [р], мягкий звук [р'].

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ор-ор-ор — крашеный забор. Ре-ре-ре — осень на дворе! Рю-рю-рю — книжку подарю .

Слайд 2

Тема урока: «Согласные звуки [р], [р , ]. Буква Р, р» Цель урока: Узнать новые звуки [р], [р'], научиться характеризовать звуки [р], [р , ]

Слайд 3

План урока: 1)Знакомство со звуками и буквой 2)Чтение слогов 3)Чтение слов 4)Чтение предложений, текста

Слайд 7

Тема урока: «Согласные звуки [р], [р , ]. Буква Р, р» Цель урока: Узнать новые звуки [р], [р'], научиться характеризовать звуки [р], [р , ]

Слайд 8

Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - я был (каким?) учеником…

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....