урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шапчиц Елена Адольфовна

Закрепление о обобщение знаний по теме "Части речи". Самостоятельные и служебные части речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Предмет

Русский язык,  3 Б  класс  Программа «Школа России»

УМК   Т.Г. Рамзаева   Русский язык  II часть

Тема

Самостоятельные и служебные части речи

Цель

Задачи

 Систематизировать  и  расширить знания учащихся о частях речи

1.Расширять представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.

3.Ввести алгоритм определения части речи, формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников

Основное содержание темы

Изучение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Разделение частей речи на самостоятельные и служебные.

Планируемый результат:                        

умеют ставить вопросы к словам,

умеют различать части речи

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:

Эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

— определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;

— строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола

Тип урока

Урок закрепления знаний

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа

Используемые технологии

Элементы: здоровьесберегающей технологии  (динамическая  пауза);

информационно-коммуникативной технологии  (компьютерная презентация); технологии деятельностного, критического мышления;

технологии проблемного обучения.

Информационно- технологические ресурсы

Презентация Power Point “Части речи”, компьютер, проектор, раздаточные листы для обучающихся, учебник русского языка Т.Г. Рамзаева   II часть 3 класс, кубик Блума, листок с Лесенкой успеха.

Технология проведения

             

                     Деятельность учителя, содержание урока

   Деятельность учащихся

 Планируемый результат

1.Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

Ну, ответь скорей, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Что ж, пора нам начинать

И открытья совершать!    Слайд 2

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей) 

Настраиваются на рабочий лад, отвечают на вопрос учителя

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для пальчиков рук)

Число. Классная работа. Чистописание.

На доске запись:

ночь – 3

вьюга – 5

объяснил – ?

– Определите, какую цифру нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове ночь три звука, поэтому стоит цифра 3. В слове вьюга пять звуков, отсюда цифра 5. В слове объяснил 8 звуков, значит, вместо вопроса нужно писать цифру 8.)

– Сегодня мы составим цепочку из букв алфавита, в которую войдут буквы, занимающие места под номерами данных цифр: 3, 5, 8. Какие это буквы? (в, д, ж.)

Вдж     Жвд     Джв      Вдж … Слайд 3

Открывают тетради, проверяют готовность к письму

Определяют, какая цифра пропущена,   какая буква в алфавите соответствует этой цифре.

Составляют и записываю цепочку из букв

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель: активизировать к изучению темы, постановка цели и задач

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме  

• Выявить уровень умения делить слова на группы.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: актуализировать знания о

классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета.

научить  определять часть речи и обосновывать своё мнение;

4.Закрепление и повторение материала

Цель: выполнять учебное задание, используя образец;

— формулировать вопрос к определённой части речи;

— писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

1.Определение темы урока, постановка цели и задач 

Разложите слова по группам. Как нам это сделать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

Затруднение! Проблема!

 Как разбить слова на группы?

На какие группы вы разбили слова? (устная проверка)

Что помогло вам разложить слова на группы?

(задавали вопросы)

На какие вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто помнит, как называется каждая группа, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

На экране слайд, на котором слова расположены по группам?    Слайд 4  

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи)

- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: “Части речи”. Слайд  5

Тогда цель нашего сегодняшнего урока 

(Научиться определять части речи)

И прямо сейчас мы займёмся этим.

Проблемный вопрос

 Как правильно определить часть речи?

2.  Орфографическая минутка.

- Запишите, пожалуйста, слова в тетрадях:

  • ребята из 1 ряда – имена существительные;
  • ребята из 2 ряда - имена прилагательные;
  • ребята из 3 ряда – глаголы.

Ребята, какие орфографические правила вы видите в этих словах ?    Молодцы !  Слайд 6

3. Создание проблемной ситуации.

Составьте текст, используя слова только своей части речи.

- Можно ли составить текст, используя только слова своей части речи? Почему?

- Что обозначают имена существительные? (они называют предметы)

- На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?) Слайд 7

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и пытается назвать все то, что его окружает.

Выведите правило об имени существительном.

- Что обозначают имена прилагательные? (они обозначают признак предмета)

- На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)

Выведите правило об имени прилагательном.

- Что обозначают глаголы? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечают? (Что делать? Что сделать?)

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!

Выведите правило о глаголах.

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в парах. Составление текста.

Теперь вы понимаете, как важны все эти части речи. – Что же нужно сделать для того, что бы у нас получился текст? (использовать все части речи). Попробуйте составить текст, работая в парах.  Слайд  8

Чтение и запись наиболее удачных предложений в тетрадях

- Какие еще слова нам пришлось использовать при составлении предложений? (предлоги и союзы)

- Назовите их (с, на, и)

- Попробуйте задать к ним вопросы. Что они обозначают?

Все правильно, эти слова ничего не обозначают и вопросы к ним задать нельзя. Они не могут существовать сами по себе, т. е. самостоятельно. В русском языке много частей речи. Все они делятся на 2 большие группы – самостоятельные части речи и служебные. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия - это самостоятельные части речи. А предлоги и союзы относятся к служебным частям речи и служат для связи слов в предложении. Слайд 9

6. Физкультминутка

А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть имя существительное, вы встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.

Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, печь, белоснежный, пила,

- Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов? - Какие слова вызвали у вас сомнения?

7. Проблемная ситуация

Даны слова: печь, пила.     Слайд 10

- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Докажите.

1.Работа по учебнику с.4 упр.  368

Взаимопроверка.

2. Работа по карточкам. Разноуровневые задания

- Сейчас вы сами побываете в роли учителя и попробуете оценить свои силы. (Каждый ученик получает карточку с заданиями.) Перед вами карточка. На ней задания двух уровней.

Второй уровень для тех ребят, кто хорошо понял эту тему, и уверен, что справится с этим заданием.

 Первый уровень для ребят, которым ещё нужна тренировка.

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:

День, хорошая, друг, думает, смелый.

2 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом

  • веселье – ..., ... .
  • шум – ..., ... .
  • лес - ..., ...

Открывают конверты и раскладывают слова по группам

(существительные, прилагательные глаголы), работают в паре.

Проверяют по образцу правильность разбивки слов,  формулируют тему урока, определяют цель и задачи  урока.

Решают проблему, записывают слова в тетрадях, определяют

 орфограммы  в словах.

Выводят правила о частях речи, делают вывод.

Работают в паре, устно составляют текст, записывают наиболее удачные предложения в тетрадях с комментированием.

Динамическая пауза, выполняют движения  по правилу.

Решают проблему, доказывают свою точку зрения, придумывают предложения.

Закрепляют знания по учебнику, выполняют упражнение, проводят взаимопроверку.

Выбирают задания по уровню знаний, самостоятельно выполняют, проверка.

Познавательные умения:

— определять часть речи и обосновывать своё мнение;

— распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

— формулировать вопрос к определённой части речи;

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание,

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталон

5. Обобщение и систематизация знаний

Цель: организовать обобщение знаний о частях речи.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей 

1. Работа с кубиком Блума

Тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

 Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Вопросы могут задавать дети.

- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Лист самооценки «Лесенка успеха»

Слайд 11

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Желающие бросают кубик, на выпавшее слово задают вопросы по теме урока, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: уметь задавать вопросы по теме Части речи, находить ответы вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные умения:

соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: 

установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

7.Подведение итогов урока

-  Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (писали, вспоминали орфограммы, составляли текст, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)

- Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?

8.Домашнее задание

 1. Составить алгоритм «Как определить часть речи»

2. Учебник с.3 правило

    с. 4 упр.369    Слайд 12

Выставление оценок.

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой! Слайд 13



Предварительный просмотр:

наступила  

долгожданная

зима    землю

нарядила  

белоснежный

покрывало

мороз   окна

расписал красивый

узор   горка

радостные

ребятишки

катаются  

вылепили

весёлый

снеговик

Карточка по теме: «Части речи»

Фамилия _________________________

1 уровень

Определить  к какой части речи относятся  эти слова

День (________),  хорошая (_______),  друг (_______), думает ( _____),

смелый (______), читать (______)

2 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом

Желток  _______________,    ________________

Шум  _________________,    _________________

Веселье  _______________,    _________________

Лес ___________________,    _________________

Карточка по теме: «Части речи»

Фамилия _________________________

1 уровень

Определить  к какой части речи относятся  эти слова

День (________),  хорошая (_______),  друг (_______), думает ( _____),

смелый (______), читать (______)

2 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом

Желток  _______________,    ________________

Шум  _________________,    _________________

Веселье  _______________,    _________________

Лес ___________________,    _________________

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №3 им. А.А. Ивасенко учитель: Шапчиц Е.А.

Слайд 2

Ну, ответь скорей, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Все ль в порядке? Что ж, пора нам начинать И открытья совершать!

Слайд 3

ночь – 3 вьюга – 5 объяснил – ? Чистописание Определи, какая цифра пропущена? Продолжи запись Вжд Вдж Жвд ? ?

Слайд 4

Орфографическая минутка глагол наступила нарядила расписал катаются вылепили существительное зима покрывало мороз ребятишки снеговик прилагатель ное долгожданная белоснежное красивый радостные весёлый

Слайд 5

Тема урока: Части речи задачи урока : научиться определять части речи; правильно употреблять части речи в речи;

Слайд 6

Орфографическая минутка глагол н а ступила н а р я дила р а сп и сал к а таются выл е пили существительное з и ма п о крывало м о ро з р е б я тишки сн е г о вик прилагатель ное д о лг о жда нн ая б е л о снежное кр а сивый рад о с т ные в е сёлый

Слайд 7

существительное Отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет прилагательное Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признаки предмета глагол Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета

Слайд 8

Составьте текст

Слайд 9

Части речи Самостоятельные существительное прилагательное глагол - можно задать вопрос - обозначают предмет, признак или действие Служебные предлог союз - нельзя задать вопрос - ничего не обозначают

Слайд 10

пила печь

Слайд 12

Лесенка успеха Оцени себя: я знаю… я умею… - ставить вопрос к слову - определять часть речи - правильно использовать слова в речи

Слайд 13

Домашнее задание Составить алгоритм «Как определить часть речи» Учебник стр. 3 правило с. 4 упр. № 369

Слайд 15

Тест 1. Предлог это …….. а) часть речи б) часть слова 2. Числительное отвечает на вопросы …… а) что делает? что делают? б) сколько? который? 3. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, нужно …… а) поставить вопрос к слову б) выделить корень в слове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....