Методические приемы продуктивного мышления на уроках русского языка
статья по русскому языку (2 класс)

Советова Елена Юрьевна

   Активизация продуктивной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем в педагогике.  Все большее значение приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретения опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Возникает необходимость в развитии продуктивного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               Советова Е.Ю

       Методические приемы продуктивного мышления на уроках                                                                       русского  языка.

      Активизация продуктивной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем в педагогике.  Все большее значение приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретения опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Возникает необходимость в развитии продуктивного мышления.

    Главное условие возникновения продуктивного мышления  это наличие проблемной ситуации, которые могут быть  различными по содержанию, по их месту в структуре урока. Одним из важнейших принципов развития продуктивного мышления является оптимальное развитие разных видов мыслительной деятельности. Продуктивное мышление  - точка опоры для мышления человека. Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности  и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию опираясь на:

– приоритет индивидуальности;

--вариативности;

--открытости.

       Русский язык — один из самых трудных школьных предметов. Решая главную задачу обучения русскому языку — развитие школьника как личности, умеющей полноценно владеть устной и письменной речью, учитель сталкивается с недостаточным уровнем сформированности продуктивного мышления. Использование выше названой технологии  помогает ликвидировать данные пробелы.

   Приемы, которые использует учитель, находятся в теснейшей взаимосвязи с технологией ТРИЗ, которая обеспечивает активное участие на уроках каждого ученика. На таких уроках знания, умения, навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.

      В ТРИЗ — технологии разработаны различные универсальные приемы с возможностью применения на каждом учебном предмете. На уроках русского языка в начальных классах преимущественно применяются  следующие ТРИЗ — приемы: системный оператор, типовые приемы фантазирования, дихотомия — сужение поискового поля, системный лифт,  морфологическая копилка, создай паспорт, раскадровка, методы создания речевых творческих продуктов, мозговой штурм. Данные приемы направлены на интенсивное развитие интеллектуальных способностей младших школьников, способствуют продуктивному мышлению на уроках.

     Рассмотрим некоторые приемы на практических примерах.

1) дихотомия — сужение поискового поля

    Игра «Да», «Нет». Главная задача заключается в том, чтобы чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех основных вопросов. Учитель может отвечать  лишь фразами «Да» и «Нет»,»Нет информации», , «Не имеет значения»

Тема: Правописание Ь знака после шипящих

Задание детям :задай вопрос, отгадай слово, определи тему

беречь, туч, ключ, дочь, вещь, лещ, карандаш, багаж, стеречь и т. д.

Возможные варианты вопросов уч-ся

-о части речи

- о наличии ь-знака на конце слова;

- о числе существительного;

- о роде существительного и т. д.

       При повторении изученного возможно применение такого приема как «Системный лифт» Используется для рассматривания частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Например: звук(буква) — слог — слово — предложение — текст — речь.

      На уроке закрепления ранее изученного материала прводится игра «Расселение» Так при изучении темы «Правописание приставок и предлогов» учащимся представлены различные словосочетания, для которых нужно подобрать дома. Таким образом перед учениками стояла задача определить по каким признакам данные словосочетания можно объединить в различные группы В итоге проделанной работы словосочетания были расселены по домам:

- словосочетания, в которых есть слова с предлогом
- словосочетания, в которых есть слова с приставками

- словосочетания, в которых нет предлогов и приставок

   В процессе расселения ученики повторяли материал по правописанию приставок и предлогов.

    На уроке изучения новой темы на этапе обобщения полученных знаний применяется прием «Кластер», направленный на систематизацию полученных знаний в своеобразный конспект  опорной информации по изученной теме .Данный прием способствует развитию логического мышления младших школьников, а коллективная форма работы создает возможность учащимся свободно выражать свою точку зрения.

     Таким образом . Применение технологий продуктивного мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

- умение работать в группе;

- умение графически оформлять текстовый материал;

- умение распределять информацию по степени новизны и значимости;

- умение обобщать полученные знания;

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

информационный материал к уроку русского языка...

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...