Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рыбина Наталья Анатольевна
Конспект содержит ссылки на цифровые образовательные ресурсы УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, «Русский язык», 3 класс – М.: Просвещение, 2021. Цель: Научить детей определять в слове непроизносимый согласный и сформировать умение проверять слова с данной орфограммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_3_klassa.docx958.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

(выполнила Рыбина Н. А., учитель начальных классов

МБОУ Избердеевская сош)

Тема:  Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.

(Учи.ру, ЭФУ)

УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, «Русский язык», 3 класс – М.: Просвещение, 2021.

Цель: Научить детей определять в слове непроизносимый согласный и сформировать умение проверять слова с данной орфограммой.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Провести наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного;

Уметь пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

       Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно соотносить свои действия с поставленной целью, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

        Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

Ориентироваться в учебном материале:

       Определять круг своего незнания;

       Осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под  определённую  задачу урока;

       Уметь находить и  подбирать проверочные слова по правилам корня:  для непроизносимых согласных.

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

       Участвовать в работе пары, группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока, слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

      Уметь выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

       Иметь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - личностные УУД).

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

«Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь в десять раз умней».

(Книга – источник знаний)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-  Но книга – это только один из  источников  знаний. Ребята, можете ли вы назвать другие источники знаний?

 ( дети называют: телевидение интернет, газета, журналы…)

- Существует еще один источник, это самый главный источник знаний – человек.

Самая первая книга – человек.

- Посмотрите, как важно добывать знания, чтобы потом стать источником этих знаний для других людей.

 - Я желаю вам успеха, новых открытий, хорошего настроения! Вперёд за новыми знаниями!

II. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений.

(Развивать умение извлекать информацию из текста - познавательные УУД.

Учить определять цель учебной деятельности, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей  - регулятивные УУД).

«Есть согласные — плутовки. 
До чего, шалуньи, ловки. 
Их не слышишь, а пиши. 
Проверяй, да не спеши». 

- О каких согласных говорится в стихотворении? (Непроизносимые согласные)

 — Именно эта орфограмма и подскажет тему нашего урока:

«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

- Сформулируйте цель урока:

Научиться   определять в словах непроизносимые согласные и проверять слова с данной орфограммой.

- Какие задачи поставим? Составим кластер:

Наблюдаю за произношением слов.

   Узнаю способы проверки новой орфограммы.

       Формулирую правило, вывожу алгоритм.

            Применяю новое знание.

                 Оцениваю решение орфографической задачи.

  1. Выявление места и  причины затруднений.

Проблемный диалог.

      Задание-загадка:

 Догадайтесь, почему Аня и Ваня не поняли друг друга. Послушайте их диалог и доскажите последнюю фразу Вани:
      — 
Аня, посмотри, как спит мой младший братик! Надо его укрыть получше, а то одеяло может свиснуть с кровати.
      — 
Ваня, что такое ты говоришь? Как это одеяло будет свистеть?
      — 
Оно может не свистеть, а... .

  1. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Реализация проекта.

(Учить прогнозировать предстоящую работу (составлять план) - регулятивные УУД.

Формировать умение на основе анализа объектов делать вывод - познавательные УУД).

- Сравните слова свистнуть и свиснуть.

Предложите план, по которому будем действовать.

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился  или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

Изменим каждое из этих слов

 (свистит, свищу, свистеть; свисает, свисаю, свисать),

 подберём к каждому из них однокоренные слова (свисток, свистун, свистящий; повис, висеть, висящий).

Вывод: Это разные слова, у них разные значения, они изменяются по-разному, у них разные родственные слова.

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Учить  осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под  определённую  задачу урока - познавательные УУД.

Закреплять умение работать в парах - коммуникативные УУД )

Работа в парах. 

 (Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР) https://1.bp.blogspot.com/-

C:\Users\Админ\Desktop\клубника непроизн.jpg

Вывод: В корнях слов вкусный, опасный, прекрасный - нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Словарная работа

(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)

https://uchi.ru/teachers/groups

Отметьте слово, в котором нельзя проверить непроизносимый согласный:
1) чувство
2) сердце
3) здравствуйте

 4) гигантский

C:\Users\Админ\Desktop\схема непроизн 2.jpg

Чувство

Из этимологического словаря:

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание

чувьство и было образовано с помощью суффикса –ьств- (современный

–ств-) и суффикса –в-.

- Как вы понимаете значение данных словосочетаний?

Органы чувств,

прийти в чувство,

чувство юмора,

упасть без чувств.

Физкультминутка

Игра «Проверь»

Солнце – руки вверх,

Звёздный – руки в стороны,

Счастливый – руки вперёд,

Чудесный – руки вниз.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

(Учить подбирать проверочные слова - познавательные УУД.

Закреплять умение работать  в группах - коммуникативные УУД).

  1. Работа в группах.

Группа №1- Замените словосочетание - одним словом (прилагательным), запишите эти прилагательные, выделите стечение согласных:

1. Пасмурный, дождливый день - ..........

2. Храбрый, мужественный человек - .......

3. Аппетитный пирог - .....

4.Звуки, при произношении которых во рту встречаются преграды - .....

5.Весёлый, солнечный день - .............

Группа №2 - От слов образуй однокоренные прилагательные, запиши их. Подчеркни в них (если есть) непроизносимые согласные.

город - _________________________
парус - _________________________
дети - __________________________
известие - ______________________
чудеса - ________________________
капуста - _______________________
честь - _________________________
радость - _______________________
опасность - _____________________
ужас - _________________________
вкус - __________________________
гигант - ________________________
ненастье - ______________________
лесть - _________________________
место - _________________________

Группа №3 –

 (Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)

 https://ds04.infourok.ru

C:\Users\Админ\Desktop\кроссворд.jpg

Группа №4 –

 (Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР) https://1.bp.blogspot.com/-

C:\Users\Админ\Desktop\книги непроизносимая РНО.jpg

  1. Рефлексия учебной деятельности.

(Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности - личностные УУД).

- Ребята, какие источники знаний мы использовали сегодня?

- А вы, как источник знаний, приобрели что-то новое для себя на уроке?

- Важно ли, чтобы непроизносимые согласные в слове были написаны верно? Зависит ли от этого значение слова? Как проверить, есть ли непроизносимые согласные в слове?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

- Заполните лист самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ по теме

 «Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне».  

Фамилия______________________________  Имя________________________

ЗНАЮ, когда согласный в корне может не произноситься

ЗНАЮ, как проверить слово с непроизносимой согласной

УМЕЮ находить слова с непроизносимым согласным

УМЕЮ правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне

ИТОГО:

- Можно ли сказать, что вы уже все узнали о непроизносимых согласных?

- Есть ли у кого-нибудь вопросы в табличке? На ближайших уроках, я надеюсь, вы найдете ответы на них.

-Ребята, большое спасибо за работу.  Все сегодня старались и отлично выполняли задания.

  1. Домашнее задание по выбору:

Группа №1

(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР) znayka.prouchebniki/3…russkij-yazyk-3…klimanova…

- Учебник, с. 48, упражнение 73.

Группа №2

- Соедините стрелками в карточках   проверяемые слова с проверочными, запишите  проверяемые слова, вставляя  пропущенные буквы:

  Напрас.ный                                 звёзды                                          

  вкус.ный                                      радости                                          

  радос.ный                                    напрасен                      

  звёз.ный                                        вкусы

Группа №3

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас...но, интерес...но, бессловес...но.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

презентация к уроку русского языка 2 класс . Тема "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива"...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100

Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...