Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_3_klassa.docx | 958.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
(выполнила Рыбина Н. А., учитель начальных классов
МБОУ Избердеевская сош)
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
(Учи.ру, ЭФУ)
УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, «Русский язык», 3 класс – М.: Просвещение, 2021.
Цель: Научить детей определять в слове непроизносимый согласный и сформировать умение проверять слова с данной орфограммой.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Провести наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного;
Уметь пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно соотносить свои действия с поставленной целью, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
Ориентироваться в учебном материале:
Определять круг своего незнания;
Осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
Уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для непроизносимых согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
Участвовать в работе пары, группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока, слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты:
Уметь выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Иметь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
(Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - личностные УУД).
- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в десять раз умней».
(Книга – источник знаний)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Но книга – это только один из источников знаний. Ребята, можете ли вы назвать другие источники знаний?
( дети называют: телевидение интернет, газета, журналы…)
- Существует еще один источник, это самый главный источник знаний – человек.
Самая первая книга – человек.
- Посмотрите, как важно добывать знания, чтобы потом стать источником этих знаний для других людей.
- Я желаю вам успеха, новых открытий, хорошего настроения! Вперёд за новыми знаниями!
II. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений.
(Развивать умение извлекать информацию из текста - познавательные УУД.
Учить определять цель учебной деятельности, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - регулятивные УУД).
«Есть согласные — плутовки.
До чего, шалуньи, ловки.
Их не слышишь, а пиши.
Проверяй, да не спеши».
- О каких согласных говорится в стихотворении? (Непроизносимые согласные)
— Именно эта орфограмма и подскажет тему нашего урока:
«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
- Сформулируйте цель урока:
Научиться определять в словах непроизносимые согласные и проверять слова с данной орфограммой.
- Какие задачи поставим? Составим кластер:
Наблюдаю за произношением слов.
Узнаю способы проверки новой орфограммы.
Формулирую правило, вывожу алгоритм.
Применяю новое знание.
Оцениваю решение орфографической задачи.
- Выявление места и причины затруднений.
Проблемный диалог.
Задание-загадка:
Догадайтесь, почему Аня и Ваня не поняли друг друга. Послушайте их диалог и доскажите последнюю фразу Вани:
— Аня, посмотри, как спит мой младший братик! Надо его укрыть получше, а то одеяло может свиснуть с кровати.
— Ваня, что такое ты говоришь? Как это одеяло будет свистеть?
— Оно может не свистеть, а... .
- Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Реализация проекта.
(Учить прогнозировать предстоящую работу (составлять план) - регулятивные УУД.
Формировать умение на основе анализа объектов делать вывод - познавательные УУД).
- Сравните слова свистнуть и свиснуть.
Предложите план, по которому будем действовать.
1.Выделим корень.
2.Смотрим на сочетаемость согласных.
3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки.
4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.
5.Делаем вывод.
Изменим каждое из этих слов
(свистит, свищу, свистеть; свисает, свисаю, свисать),
подберём к каждому из них однокоренные слова (свисток, свистун, свистящий; повис, висеть, висящий).
Вывод: Это разные слова, у них разные значения, они изменяются по-разному, у них разные родственные слова.
Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
(Учить осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока - познавательные УУД.
Закреплять умение работать в парах - коммуникативные УУД )
Работа в парах.
(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР) https://1.bp.blogspot.com/-
Вывод: В корнях слов вкусный, опасный, прекрасный - нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.
Словарная работа
(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)
https://uchi.ru/teachers/groups
Отметьте слово, в котором нельзя проверить непроизносимый согласный:
1) чувство
2) сердце
3) здравствуйте
4) гигантский
Чувство
Из этимологического словаря:
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание
чувьство и было образовано с помощью суффикса –ьств- (современный
–ств-) и суффикса –в-.
- Как вы понимаете значение данных словосочетаний?
Органы чувств,
прийти в чувство,
чувство юмора,
упасть без чувств.
Физкультминутка
Игра «Проверь»
Солнце – руки вверх,
Звёздный – руки в стороны,
Счастливый – руки вперёд,
Чудесный – руки вниз.
- Включение в систему знаний и повторение.
(Учить подбирать проверочные слова - познавательные УУД.
Закреплять умение работать в группах - коммуникативные УУД).
- Работа в группах.
Группа №1- Замените словосочетание - одним словом (прилагательным), запишите эти прилагательные, выделите стечение согласных:
1. Пасмурный, дождливый день - ..........
2. Храбрый, мужественный человек - .......
3. Аппетитный пирог - .....
4.Звуки, при произношении которых во рту встречаются преграды - .....
5.Весёлый, солнечный день - .............
Группа №2 - От слов образуй однокоренные прилагательные, запиши их. Подчеркни в них (если есть) непроизносимые согласные.
город - _________________________
парус - _________________________
дети - __________________________
известие - ______________________
чудеса - ________________________
капуста - _______________________
честь - _________________________
радость - _______________________
опасность - _____________________
ужас - _________________________
вкус - __________________________
гигант - ________________________
ненастье - ______________________
лесть - _________________________
место - _________________________
Группа №3 –
(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)
https://ds04.infourok.ru
Группа №4 –
(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР) https://1.bp.blogspot.com/-
- Рефлексия учебной деятельности.
(Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - личностные УУД).
- Ребята, какие источники знаний мы использовали сегодня?
- А вы, как источник знаний, приобрели что-то новое для себя на уроке?
- Важно ли, чтобы непроизносимые согласные в слове были написаны верно? Зависит ли от этого значение слова? Как проверить, есть ли непроизносимые согласные в слове?
- Где вам могут пригодиться эти знания?
- Заполните лист самооценки.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ по теме
«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
Фамилия______________________________ Имя________________________
ЗНАЮ, когда согласный в корне может не произноситься | |
ЗНАЮ, как проверить слово с непроизносимой согласной | |
УМЕЮ находить слова с непроизносимым согласным | |
УМЕЮ правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне | |
ИТОГО: |
- Можно ли сказать, что вы уже все узнали о непроизносимых согласных?
- Есть ли у кого-нибудь вопросы в табличке? На ближайших уроках, я надеюсь, вы найдете ответы на них.
-Ребята, большое спасибо за работу. Все сегодня старались и отлично выполняли задания.
- Домашнее задание по выбору:
Группа №1
(Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР) znayka.pro›uchebniki/3…russkij-yazyk-3…klimanova…
- Учебник, с. 48, упражнение 73.
Группа №2
- Соедините стрелками в карточках проверяемые слова с проверочными, запишите проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы:
Напрас.ный звёзды
вкус.ный радости
радос.ный напрасен
звёз.ный вкусы
Группа №3
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас...но, интерес...но, бессловес...но.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
презентация к уроку русского языка 2 класс . Тема "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива"...
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100
Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...
конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».
конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....
Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"
Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...