разработки конспектов урока по русскому языку и литературе
план-конспект урока по русскому языку

Кухарь Екатерина Вадимовна

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 52-57)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Синонимы и антонимы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний о синонимах и антонимах.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах и антонимах, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного мышления, произвольного внимания, произвольной памяти, развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, различать и определять синонимы от антонимов, составлять предложения с ними, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок. Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность, каллиграфическую грамотность письма.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету, формированию положительной мотивации к учению посредством смены различных видов учебной деятельности, интереса к родному языку посредством разнообразных видов работы, интерактивного оборудования, бережного отношения к русскому языку посредством соблюдения литературных норм.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания;    строит  логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и  обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: распознаёт глаголы синонимы и антонимы, находит их в тексте и применяет в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения;  использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1, В.П. Канакина и В.Г.Горецкий. 


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в один из городов русского языка, в котором живут необычные люди. Сядьте ровно, выпрямите спины, ведь наше приключение начинается!

II. Актуализация умений и знаний.

Проверка домашнего задания

2.Минутка чистописания        

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Найдите удвоенную букву, которая есть во всех словах.

Пассажир, бассейн, массаж, профессия.

У: - Какая буква является удвоенной во всех этих словах?

О: - «эс».

У: -Какие звуки обозначает эта буква?

О: [с], [с`]

У: - Охарактеризуйте звук [с]

У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «эс», соединения этой буквы с другими буквами

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - На доске представлены слова: труд, работа, деятельность. Почему они все написаны в одной строчке? Что в них схожего?

О: - все эти слова имеют похожее значение

У: - верно, такие слова называются «Синонимы»

У: - А почему слова трудиться и бездельничать также находятся в одной строчке? Ведь их значение не похоже по смыслу?

О: - они находятся в одной строчке, потому что они, наоборот, противоположные по значению.

У: - верно, слова, противоположные по значению называются «Антонимы». Теперь вы можете узнать какой город русского языка мы с вами посетим. Как он называется?

У: - Верно! Мы посетим сегодня с вами город, в котором живут антонимы и синонимы, и узнаем о них много чего интересного. Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомним, познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 52 и 54 найдите определение в рамочках и прочитайте их.

У: - Что такое синонимы?

О: - Синонимы — это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

У: - Что такое антонимы?

О: - Антонимы — это слова, противоположные по своему значению.

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 53 и прочитайте упражнение 69

У: - Прочитайте первое задание к упражнению. Как вы его поняли?

О: - нам нужно найти в стихотворении синонимы.

У: - какие синонимы вы нашли?

О: - зябнет, дрожит, стынет, мерзнет

У: - С какой целью автор использовал их в одном упражнении?

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Нужно списать стихотворение в тетрадь и подчеркнуть синонимия.

У: - да, работаете в своих тетрадях, после меняетесь тетрадями. Правильный вариант подчеркнутых синонимов будет на доске. 

У: -Критерии на доске, поставьте баллы карандашом на полях своему партнеру по парте. Поменяйтесь обратно тетрадями.

У: - Откройте учебник на странице 56 и прочитайте упражнение 74

У: - Как вы поняли первое задание?

О: - нам нужно прочитать загадку и отгадать ее.

У: - верно, Аня, прочитай всем ее вслух. Поднимите руку, кто знает ответ.

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Нужно списать загадку, найти в ней антонимы, и найти антоним к слову «близко»

У: - да, работаете также в своих тетрадях. На доске сейчас появится вариант решения этого задания. Критерии на доске, если у вас нет ошибок-поставьте себе 5 баллов и тд.

V. Физминутка

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Самостоятельная работа

У: - составьте рассказ 10 предложений, в котором будут содержаться 4 антонима и 4 синонима.

У: - желающие, зачитайте свой получившийся рассказ.

У: - какие синонимы были у тебя в тексте? Какие антонимы ты использовал?

У: - верно. Подчеркните свои синонимы и антонимы. Обменяйтесь с соседом по парте своими тетрадями. На доске критерии, поставьте баллы, и обменяйтесь тетрадями обратно.

Работа в паре

У: - Подберите и запишите в парах синоним и антоним к данным вам двум словам.

Например:

Задание: напишите синоним к слову «храбрый»-…; напишите антоним к слову «день»-….

Ответ: храбрый-смелый; день-ночь

На доске написаны правильные ответы, сверьте их, поставьте себе баллы по критериям.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

У: - у вас на столах лежат чистые письма, я предлагаю вам написать письмо жителям города, который мы с вами сегодня посетили. Напишите, что вы узнали нового, благодаря им, что вам понравилось в этом путешествии.

У: - Подсчитаем баллы. Сложите свои баллы на полях. Если у вас 20 – 18 баллов – это отметка «5». 17 – 15 баллов – отметка «4», 14 – 11 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.

 

Общее количество баллов

Отметка

20 – 18

«5»

17 – 15

«4»

14 – 11

«3»

У: - Мне было приятно с вами работать! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания 

 Выполняем одно упражнение на выбор

Страница 54 упражнение 71 или страница 57 упражнение 75



Предварительный просмотр:

  1. Организационно-мотивационный

У: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Проверьте вашу готовность к уроку и сядьте ровно! 

У:Знаете, со мной произошло одно событие, которым я хочу с вами поделиться.  Вчера я обнаружила у себя под дверью письмо. И знаете от кого оно было? Его написал мальчик Вова из страны невыученных уроков. Он решил исправиться, решил начать учиться, и поэтому попросил научить его великому русскому языку! Ребята, мы ведь с вами ему поможем? Значит сегодня мы изучим новую тему и поможем разобраться с ней Вове, чтобы обогатить наши общие знания!

  1. Постановка учебной задачи

У:А чтобы узнать новую тему, я вам предлагаю посмотреть на доску. Что вы видите?

О: я вижу летящих птиц

У: да, а кто-нибудь из вас знает куда улетают птицы осенью и почему?

О: они улетают на юг, потому что там тепло, а у нас зимой холодно.

У: верно, вы все правы. На доске написаны 3 предложения, вам нужно найти в каждом предложении слова, которые обозначают действия. Кто нашел все 3- поднимите руку вверх!

Многие птицы осенью улетели на юг.

Осенью многие птицы летят на юг.

Улетят на юг осенью многие птицы.

У: Скажите, что объединяет все эти слова? К какой части речи они относятся?

О: Эти слова являются глаголами.

У: Правильно, все эти слова- глаголы. А в чем между ними разница в этих трех предложениях?

О: эти глаголы обозначают действия в разное время

У: верно, так какую тему мы с вами сегодня будем проходить, и объяснять Вовочке?

О: Времена глаголов

У: Вы правильно определили тему урока, попробуйте теперь с помощью вспомогательных слов определить план нашего урока: вспомним, узнаем, будем учиться, поможем.( вывешиваю на доску)

О: вспомним что такое глагол и на какие вопросы он отвечает, узнаем какие бывают времена глаголов, будем учиться правильно употреблять глаголы разных времен в предложениях, поможем Вове разобраться с темой «времена глаголов».

У: молодцы, мы построили план урока, по которому будем действовать.

  1. Учебное действие

У: Ребята, что такое глагол и на какие вопросы он отвечает?

О: глагол-самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

У: верно! Мы вспомнили что такое глагол и теперь можем поставить галочку в 1 пункте нашего плана. Откройте свои учебники на странице 112, и прочитайте правило (1 ребенок читает вслух). Поднимите руку вверх, кто понял правило. ( поднимают руку).Отлично! …., попробуй объяснить его нашему Вовочке по таблице, которая выведена на доску.

У: На какие вопросы отвечает прошедшее, настоящее, будущее время? Правильно! Составим с вами алгоритм определения времени глагола. Что мы делаем первым?

О: находим в предложении глагол.

У: кто согласен- поднимите руку. Какое наше следующее учебное действие?

О: следующим делом мы задаем вопрос к этому глаголу и по таблице определяем время

У: я убедилась в том, что вы поняли новое правило, поставим галочку во втором пункте нашего плана

У: разделимся на пары. Первая пара выполнит задание у смарт-доски, вторая пара у маркерной, третья сделает задание на листочке. Но перед началом мы должны вспомнить правила техники безопасности со смарт-доской. (у смарта распределяют предложения на 3 группы времен, у маркерной доски вставляют пропущенные окончания, на листочках распределяют слова по столбцам)  (выполняют задание)

У: если у вас возникнут трудности с выполнением задания-поднимите руку, я к вам подойду и помогу. Молодцы ребята, вы, верно, выполнили задание, можете садиться. …., скажи, есть ли ошибки в выполненном задании твоих одноклассниц? Я тоже считаю, что вы справились! Садитесь. Сейчас проверим как вы справились со своей работой, выйдете к доске и зачитайте свои ответы с объяснением другим. (листочек под документ-камеру)

У: справились! Молодцы! Поднимите руку, кто считает, что теперь мы можем поставить галочку в 3 пункте плана!

  1. Действие контроля и самоконтроля

У: что нам осталось сделать?  Да, нам нужно теперь объяснить тему Вове из страны невыученных уроков! Мы разделимся с вами на 2 группы. 1-ая группа будет называться «прошлое», а 2-я группа будет называться «будущее». Вова будет давать вам предложение в настоящем времени, а вам нужно будет переделать его в зависимости от названия группы (прошлое- переделывает предложение в прошедшее время, будущее, соответственно в будущее время). Вы записываете его на листочке, группа, которая сделала – поднимает руки вверх. Далее вы будете объяснять Вове почему именно так составлено предложение.

У: ребята, а что значит фраза Вовы «я берусь за голову»?

О: это значит, что он начнет учиться!

У: да, правильно. (работаю с фразами)

  1. Действие оценки и самооценки

У: вы отлично справились с заданием, и наш герой благодарит вас! Теперь мы можем поставить последнюю галочку в плане нашего урока.  Сейчас я раздам вам карточки с глаголами, а вы их заполните. Напишите, что вам понравилось, что узнали нового, и было ли вам интересно! Всем спасибо за урок, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения
 УМК: «Школа России», 2 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч.  Стр. 161-167)

Целевой компонент урока:

Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания содержания и специфики рассказа, умения давать характеристику героям, давать оценку ситуациям, обосновывать её, находить главную мысль, познакомить с творчеством В. Драгунского. 

Задачи:

Образовательные: познакомить с творчеством В. Драгунского, сформировать умения анализировать рассказы, определять их жанровые особенности, находить главную мысль, выразительно читать.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием рассказа, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развить читательский интерес к произведениям В. Драгунского, к детской литературе.

Воспитательные: воспитать такие моральные качества как честность, умение анализировать свой поступок, интерес к литературному чтению.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

Организационно-мотивационный этап

У: здравствуйте! Меня зовут Екатерина Вадимовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

У: сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете его и ответите мне на вопрос! (1 слайд)

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

У: что автор хотел сказать данным стихотворением? Как вы считаете правильно ли поступил Ваня?

О: Ваня поступил неправильно, потому что скрыл свой поступок от папы. Автор хотел сказать, что все скрытое тобой когда-нибудь раскроется, все тайное станет явным.(2 слайд)

У: да, сегодня мы с вами будем разбирать рассказ, который так и называется «тайное становится явным», написанный Виктором Юзефовичем Драгунским.

(3 слайд)

 Постановка учебной задачи 

Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: вспомним, узнаем, будем учиться.

О: Мы вспомним особенности рассказа, узнаем биографические сведения о В. Драгунском, будем учиться анализировать, работать над содержанием, проводить словарную работу.

Учебное действие

 У: Молодцы, сейчас вспомним с вами жанровые особенности рассказа. У вас на столах лежит чистый лист, на которых вы должны написать в парах 3 жанровые особенности рассказа, которые знаете. Как закончите выполнение задания поставьте руку на локоть.

У: в это же время даю отдельной паре распечатанную биографию В. Драгунского, они читают ее и рассказывают потом своим одноклассникам

У: зачитайте написанное, не повторяйтесь. Посмотрим на доску и сравним правильно ли вы написали. …, зачитай. (4 слайд)

  • рассказ – произведение небольшого размера;
  • наличие одной чётко выделенной главной темы;
  • ограниченное число героев (от 1 до 3 главных и до 10 второстепенных);
  • присутствие завязки, основной части, кульминации, развязки;
  • ситуации в рассказах являются жизненными и близкими детям

У: молодцы, попрошу выйти к доске девочек, которые подготовили для вас ребята небольшую информацию о жизни писателя. (5 слайд)

Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году. Местом рождения будущего писателя стал город Нью-Йорк. В 17 лет он поступает в «Литературно-театральные мастерские», где учится актерскому ремеслу, а в 22 начинает выступать в Театре транспорта. В это же время Виктор развивает себя в жанре писательства: пишет, рассказы, придумывает сценки и монологи.(6 слайд) Самым известным творением Виктора Юзефовича считаются добрые, и поучительные рассказы о Денисе Кораблёве, вышедшие под названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано неслучайно. Так звали сына писателя.(7 слайд) «Денискины рассказы» стали классикой детской литературы, выдержали множество переизданий, переведены на другие языки. Многие из рассказов были экранизированы. Умер писатель 6 мая 1972 года в Москве.

У: спасибо, девочки, вас было интересно слушать, можете присаживаться.

Словарная работа

У: вашим домашним заданием было прочитать рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», давайте разберем непонятные слова, которые встретились вам при прочтении. (8 слайд)

1. Читаем про себя.

2. Читаем вслух цепочкой.

3. Определение (дает ученик).

4. Определение (дает учитель).

«Грановитая палата»- старейшее здание в Московском кремле, которое использовалось для торжественных событий, проводимых в нашей стране.

«Не клевещите» (от слова клеветать)- распространять ложную информацию о ком-то или о чем-то.

«язвительный»- стремящийся досадить. Синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Действие контроля и самоконтроля 

У: Чтобы понять внимательно ли вы читали дома произведение Драгунского, сейчас проведем интересную проверку, и выясним насколько вы замечаете мелочи. Если возникнут затруднения, то вы можете воспользоваться учебником на стр 161. Можете его пока открыть.(9 слайд)

Задание  в learningapps

https://learningapps.org/watch?v=p0e1yh1a321 

Действие оценки и самооценки (10 слайд)

У: На доске написаны «слова-помощники».  Обсудите с партнером по парте что вы вспомнили, узнали, и чему научились на сегодняшнем уроке.

О: Мы вспомнили жанровые особенности рассказа, познакомились с биографией В. Драгунского, учились работать над содержанием.

У: да, вот такую работу мы провели. На доске нарисован Дениска, и он очень хочет в этот раз съесть манную кашу и пойти в Кремль. Давайте поможем ему в этом. Каждый из вас скажет, что нового он узнал на сегодняшнем уроке или что вам понравилось делать, а Дениска за каждый ваш ответ будет съедать по ложке каши. Отвечаем по очереди друг за другом и внимательно слушаем ответы одноклассников.

У: вы отлично поработали, спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока литературного чтения
                                               УМК: «Школа России», 2 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч.  Стр. 136-138)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания содержания и специфики рассказа, умения давать характеристику героям, давать оценку ситуациям, обосновывать её, находить главную мысль, познакомить с творчеством Е. Чарушина, определять жанровые особенности рассказа.

Задачи:

Образовательные: познакомить с творчеством Е. Чарушина, сформировать умения анализировать рассказы, определять их жанровые особенности, находить главную мысль, выразительно читать.

 Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием рассказа, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развить читательский интерес к произведениям Е. Чарушина, к детской литературе.

Воспитательные: воспитать заботливое отношение к животным, моральные качества; умение анализировать свой поступок, трудолюбие, интерес к литературному чтению.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения; воспитывать бережное отношение к животным через анализ содержания художественного произведения;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности рассказа, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности, отвечать на вопросы и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; понимать и ценить литературное слово, выразительно читать произведения,  передавая эмоциональное состояние, чувства автора.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, обучающиеся! Меня зовут Наталия Шарифовна /Екатерина Вадимовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

(Слайд 1)

3) Мотивация:
Литературное чтение – прекрасный урок!
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ -
Вы учите их, они учат нас!

У: В какой строчке отражена главная мысль произведения? Как вы понимаете фразу:          « они учат нас»?

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадку и решить кроссворд.
У: Эта проза с повестью похожа,
   Только повесть все подробнее нам даст,
   Ну а эта, покороче, проза
   Называется… Скажите, как?

    (Ответ — рассказ)
У: Что такое рассказ?
О: Рассказ – это небольшое литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем .
У: Поднимите руку те, кто помнит особенности рассказа, мы с вами их уже проходили.
О: произведение небольшого объема, в основном три главных героя.
У: Верно. Рассказ представляет собой небольшое по объему произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.
У: Чтобы узнать с рассказом какого автора мы познакомимся, мы предлагаем решить вам кроссворд. Приступим.

ч

а

й

к

а

ж

у

р

а

в

л

и

с

о

р

о

к

а

г

у

с

ь

к

у

к

у

ш

к

а

а

и

с

т

п

а

в

л

и

н


Над водою кружит. Белых птичек стайка. Посмотри, как ловко. Ловит рыбу... Ответ: Чайка.
 Клин летит курлыча к югу, Не желая встретить вьюгу. Облетая пол Земли, Вдаль несутся - ... (Журавли)
Все стрекочет и вертится, Ей на месте не сидится, Длиннохвоста, белобока Вороватая… (Сорока)
Красноногий, длинношеий, Шипеть умеет. Щиплет за пятки - Беги без оглядки. (Гусь)
В лесу на ветке она сидит, одно «ку—ку» она твердит (кукушка).
Людей почти он не боится, на крыше дома вьёт гнездо, И где решит он поселиться — Навеки в дом войдёт добро. (Аист)
 Встав на крыльцо, как на помост, Он распушил красивый хвост. Сбежалась ребятня гурьбой, А он любуется собой. (павлин)


У: Какие молодцы! Теперь прочитайте слово, которое у нас получилось.                                                                                                                       О: Чарушин.
У: Правильно! Так о каком авторе мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
О: Мы будем говорить о Евгении Чарушине.
У: Верно, сегодня мы познакомимся с произведением Чарушина. Ребята, кто такой Чарушин?
О: Евгений Чарушин – детский писатель, который учит любить волшебный мир птиц и зверей. Так же он рисует иллюстрации животных к своим произведениям.
У: Молодцы! Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»:  вспомним, узнаем, будем учиться.
О: Мы вспомним особенности рассказа, сведения о Е.Чарушине, узнаем с какой целью был написан рассказ, какова идея,  узнаем новое о творчестве Е. Чарушина, будем учиться анализировать, работать над содержанием.
У: Правильно.

III. Открытие новых умений, знаний.

  1. Подготовительная работа

У: вы сейчас послушаете краткие биографические сведения о Е.Чарушине и ответите на вопрос: «Что нового вы про него узнали?»

   а) Краткие биографические сведения об авторе
Евгений Иванович Чарушин - детский писатель и художник. Автор произведений о животных.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Его отец был художником- архитектором. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его хорошо рисовать. «Я вырос с карандашом и кистью в руках» - вспоминал Евгений Чарушин. С детства писатель полюбил поездки с отцом за город. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Любовь Александровна была искусным садоводом и огородником.
Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду около дома. У Евгения были прекрасные отношения с родителями, именно они заложили в нем творческое начало.
После окончания гимназии Евгений поступил в Петербургскую Академию художеств на живописный факультет. Он много времени проводил в зоопарке, где рисовал животных с натуры.
Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Евгения Ивановича с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Будущий писатель выкармливал уток. Разводил кроликов. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. Отсюда и пошла любовь к живому миру. Зверята и птенцы – любимые герои почти 50 его книг. Вначале известность к Чарушину пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных.
 
У Чарушина был необычайный стиль рисования. Он искусно изображал зверей различными пятнами и штрихами, при этом в каждом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения.
Вся жизнь Чарушина пропитана любовью, пониманием и поддержкой. Поэтому семейная жизнь Чарушина сложилась счастливо. В браке у него родился сын Никита, ставший продолжателем дела отца. По стопам известного деда пошли его внучка и правнучка. Произведение такого интересного человека мы с вами прочитаем.

        б) Словарная работа  

У: В рассказе почти все слова вам знакомы, однако если возникнут вопросы, вы смело можете их мне задать. Попытайтесь объяснить значение слова:

Сени - в деревенских избах и встарину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан

- помещение в доме, служащее кладовой.
1. Читаем про себя.
2. Читаем вслух цепочкой.
3. Определение (дает ученик).
4. Определение (дает учитель).
в) Речевая разминка (Слайд 13)

Чтение начнем с речевой разминки:

Скороговорка:

Встретил в чаще ёж ежа. – Как погода ёж? – Свежа. И пошли домой дрожа сгорбясь, съёжась два ежа.
IV. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

V. Первичное чтение рассказа

У: Евгений Чарушин не раз повторял, что его сердце наполнено огромной любовью к природе и детям. Именно для детей он пишет рассказы о животных, а также рисует иллюстрации к своим произведениям. Чтобы узнать какой его рассказ мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке, вам необходимо составить из разбросанных на доске букв слова.
О: Мы будем изучать на уроке произведение Чарушина «Страшный рассказ».
У: кто считает также, поднимите руку. Да, верно, сейчас мы прочитаем произведение «Страшный рассказ». Сначала читаю вам я. Закройте свои глаза и постарайтесь представить все, что там происходит. После моего прочтения ответьте на вопрос: «Какое настроение у этого произведения?»
У: Молодцы!

VI.  Вторичное чтение рассказа «Страшный рассказ». Анализ содержания. Открываем учебник на странице 136.

У.: Прочитайте рассказ вслух цепочкой с выражением.

Беседа. Анализ содержания.
У: Какая тема рассказа? О ком или о чем данное произведение?
О: Природа и мы. Данный рассказ о мальчиках и ежике.
У: Кто помнит, что такое сюжетная линия – поднимите руку. Что такое сюжетная линия? Четко ли выделена сюжетная линия?
О: Сюжетная линия — это ряд событий, происходящих последовательно в художественном произведении. Тут она выделена четко.

У.: Кто является главными героями рассказа?

О.: Шура и Петя.

У: Кто является второстепенными героями?
О: Мама, папа, ежик.

У: Кого испугались мальчики?

О: Шура и Петя испугались ежика.

У: Как вы считаете, автор специально выставил мальчишек трусишками или нет?
О: Нет, автор хотел добавить в рассказ юмор.
У: Так как он относиться к главным героям?
О: Автор относиться к героям положительно, Шура и Петя накормили ежика, приютили, это показывает их с хорошей стороны.
У: Чему учит нас это произведение?
О: Рассказ учит нас доброте, любви к животным, быть смелым, помогать братьям нашим меньшим.

У.: верно! Найдите и зачитайте из произведения завязку и кульминационную часть.

О: зачитывают

У: правильно, так почему же мы можем назвать это произведение Чарушина рассказом? Какие отличительные особенности вы заметили в тексте?

О: Мы можем назвать это произведение рассказом, потому что четко выделена одна сюжетная линия, 2 главных героя, рассказ небольшого размера, есть в композиции: завязка, основная часть, кульминация, развязка.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

У: На доске написаны «слова-помощники».  Обсудите с партнером по парте что вы вспомнили, узнали, и чему научились на сегодняшнем уроке.

О: Мы вспомнили что такое «рассказ», узнали с какой целью был написан этот рассказ, познакомились с творчеством Е. Чарушина, научились работать над содержанием.
У: Вот какую огромную работу мы с вами провели! На электронной доске вы видите ежа, которого нарисовал сам Евгений Чарушин в своем стиле. Цепочкой, по очереди каждый подойдет к доске и перетащит выбранное яблоко на иголки ежику. Если урок вам понравился, и вы узнали что-то новое, то нужно выбрать зеленое яблоко. Ну а если же вам было что-то не понятно на уроке- выберите красное яблоко.                                                                                                                              
У: Всем спасибо за урок!                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Методическая разработка. Конспект урока по русскому языку "Повторение. Предложение"

Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о предложении, знаках препинания;создать условия для распознания диалога и монолога, объяснения орфограмм....

Методическая разработка Конспект урока по русскому языку "Парные согласные в корне слова"

Методическая разработкаКонспект урока русского языка для 2 класса Выполнила: Кривенкова Любовь ЕвгеньевнаТема урока:  Парные согласные в корне слова.Цель урока: формирование знаний о правопи...

Разработка конспекта урока по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему :Имя прилагательное.

Разработка конспекта урока по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему :Имя прилагательное....