Письмо строчной буквы «з»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема: Письмо строчной буквы «з»

Цель: Организация деятельности для овладение обучающимися умения писать строчную букву «з» в слогах и словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pismo.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №460 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

ФИО учителя:

Антипова Валерия Владиславовна

Предмет, УМК

Обучение грамоте — письмо, «Школа России»

Класс:

1 класс

Тема:

Письмо строчной буквы «з»

Тип урока:

Открытие нового знания


Тема:

Письмо строчной буквы «з»

Цель:

Организация деятельности для овладение обучающимися умения писать строчную букву «з» в слогах и словах.

Задачи урока:

Дидактические

Научить писать строчную букву «з» в словах и в слогах. Закрепить знание о букве «з», о звуках [з],[з’]. Сформировать  знание об элементах буквы «з», алгоритме написание буквы «з». Обобщить знание об отличии заглавной буквы от строчной, печатной буквы от письменной, умение дополнять слог до слова. Обобщить умение списывать предложение с печатного текста. Выработать умение правильно рассказывать о слове по звуковой схеме.  

Развивающие

Развивать интерес к изучению написания строчной буквы «з» за счет проблемной ситуации, развивать фонематический слух за счет выполнения фонематических упражнений, закрепить умения планировать деятельность за счет составления плана достижения цели.

Воспитательные

Убедить обучающихся в значимости овладения умением писать строчную букву «з»  посредством учебной беседы.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

 Название элементов , из которых состоит строчная  буква «з», характеристику звуков [з], [з’]. Понятие «звук», «буква», «слог», «слово» , «предложение», правила записи предложения.

Понимать:

Отличие печатной буквы от прописной, строчной буквы от заглавной, алгоритм написание строчной буквы «з».

Применять:

Уметь писать строчную букву «з», слоги и слова со строчной буквы «з»

Анализировать:

Набор слов для нахождение слов с изучаемыми звуками, для определение части слова, в котором слышится изучаемый звук, буквы для составление из них слова  

Синтезировать:

Составление предложения со словом, в котором есть буква «з»

Оценивать:

Значимость овладения умением письма строчной буква «з» для написания слогов, слов , предложений

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей,умение соотносить свои действия с поставленной целью, владение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные:

Умение наблюдать,читать, слушать, сравнивать буквы- письменные и печатные, заглавные и строчные, умение работать со звуковой схемой.

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально и в группе, умение формулировать , аргументировать свою точку зрения.

Личностные

проявлять интерес к новому содержанию занятия, формировать самооценку, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Межпредметные связи:

 ОГ-чтение, физкультура, окружающий мир.

Основные понятия:

Буква, слог, слово, предложение, элементы.

Методы, технологии:

Метод учебной беседы, рассказа, объяснения, технология создания проблемной ситуации.

Ресурсы урока для учителя:

Компьютер для использования программы «Zoom», презентация.

Ресурсы урока для учащихся:

Страница прописи, канцелярские принадлежности (ручка, карандаши), распечатка с заданием для штриховки, компьютер для использования программы «Zoom».

План урока с распределением времени

1.Орг. момент – 1 мин.

2.Повторение материала, изученного на уроке чтения – 3 мин.

3.Определение цели, плана, постановка проблемной ситуации – 3 мин.

4. Составление предложения по рисунку – 2 мин.

5.Подготовка руки к письму (штриховка) – 2 мин.

6.Обучение письму элементов буквы и новой буквы – 5 мин.

7.Обучение письму соединений – 3 мин.

8.Обучение письму слов – 5 мин.

9.Обучение письму предложений – 5 мин.

10.Подведение итогов, рефлексия – 3 мин.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

Орг. Момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок письма. Сели ровно , чтоб вам было удобно.

Повторение  материала ,изученного на уроке чтения

Давайте вспомним, какие звуки вы изучали на уроке чтения?

звуки [з], [з`]

Что вы знаете про звук [з], какой он?

Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.

Что вы знаете про звук [з`]?

Звук [з`] – согласный, звонкий, мягкий.

Сейчас я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [з] или [з`]:

- стол

не хлопают в ладоши

- музыка

хлопают

Какой звук вы услышали?

Звук [з]

В какой части слова слышите новый звук?

В середине слова

- заяц

хлопают

- окно

Не хлопают

Какой звук вы услышали?

Звук [з]

В какой части слова слышите звук?

В начале слова

Определение  темы и цели урока, плана , постановка проблемной ситуации

Перед вами слова , в которых пропущена буква з. Кто сможет их прочитать

Я…ык, …онт, ..ве..да, …ебра, …абор.

Читают слова

Давайте запишем это слово в прописи. Готовы?

Нет

Почему возникло затруднение с этим заданием?

Мы не знаем как писать строчную букву «з»

А вы хотите научиться писать эту букву?

Да

А зачем нам надо научиться писать её?

Нам нужно научиться писать строчную букву «з», так как без неё мы не сможем писать слова, предложения.

Хорошо, убедили! Так какая тема нашего урока?

Письмо строчной буквы «з»

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Научиться писать строчную букву «з» в слогах и словах.

Чтобы нам выполнить эту цель, предлагаю составить план её достижения.

Как вы думаете, чему мы еще научимся? Что узнаем?

Узнать, из каких элементов состоит строчная буква «з».

Научиться писать строчную букву «з».

Научиться писать слоги с этой буквой.

Научиться писать слова с этой буквой.

Закрепить умение писать предложение

Откроем пропись на странице 9, найдите буквы в рамке.

Показываю на слайде

Открывают прописи

Почему их две?

Одна буква «З» заглавная, а другая – строчная.

Когда будем писать заглавную букву «З»?

Необходимо писать заглавную букву «З», если мы пишем первое слово в предложении, если пишем имена, отчества, фамилии, названия стран, городов, морей, рек, улиц, сёл, клички животных.

Приведите примеры когда мы пишем заглавную букву «З»

Имена — Зоя, Зина , Захар ; фамилия -  Зимина; фамилия- Захаровна ; кличка собаки — Зёва ; город — Зарайск , Заринск.

Составление предложения по рисунку

Посмотрите на рисунок под рамкой с буквами. Кто к нам сегодня пришёл в гости?  

Девочка

А что держит в руке девочка ?

Звонок

Как вы думаете, почему именно звонок держит девочка?

Потому что слово звонок пишется с буквы «з».

Сейчас вы будете работать в паре, вам нужно будет придумать предложения по иллюстрации

Какие предложения у вас получились?

Отлично, у вас получились очень интересные предложения!

В руке у девочке звонок.

Зина будет давать первый звонок на школьной линейки.

Прозвенел первый звонок.

Прозвенел звонок на перемену.

Подготовка руки к письму (штриховка)

Какое задание мы выполняем, прежде чем начать письмо?

Выполняем штриховку

Вот лошадка

Вся в полосках,

Может быть она в матроске?

Нет, она такого цвета.
Угадайте кто же это?

 

Зебра

Туловище зебры штрихуем прямыми линиями сверху вниз; ноги прямыми линиями слева направо 

(на слайде зебра)

Штриховку выполняем аккуратно, не выходим за края рисунка.

Соблюдайте одинаковое расстояние между линиями.

Приступайте к работе.

Обучающиеся выполняют штриховку.

Обучение письму элементов буквы и новой буквы

Возвращаемся к прописи. Давайте найдём верхнюю строчку, что вы видите справа от письменной буквы «з»?

Элементы, из которых состоит строчная буква «з».

Сколько элементов в письменной строчной букве «з»?

В письменной строчной букве «з» два элемента.

Назовите их

-правильно

Полуовальная линия и прямая линия с петлей

Сейчас вам нужно обвести элементы, из которых состоит строчная буква «з».

Перед тем, как выполнить это задание проверьте посадку: сидим мы прямо, опираемся спиной на спинку стула, ноги держим прямо, стопы на полу, обе руки на столе.

Приступайте к выполнению задания. Обратите внимание на стрелочки, которые показывают, откуда необходимо начать обводить элемент.

 

Обводят элементы на верхней строчке

Что вы видите на второй строчке?

Петельки

Правильно! Теперь обведите петельки

Обводят

Гимнастика для пальцев

Давайте разомнем наши пальчики, чтобы красиво писать.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

Выполняют пальчиковую гимнастику

Посмотрим на рабочую строку. Что необходимо сделать?

Посмотрите, как будем писать строчную букву «з».

(Учитель показывает видеофрагмент написания буквы)

Начинаем выше середины строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки; опускаем ее к нижней линейке, отклоняясь влево. Направо прописываем закругление, опускаем вниз прямую ;не доходя немного до дополнительной линейки , делаем закругление влево, коснувшись ее; плавную линию продолжаем вверх, отклоняясь вправо, пересекаем ею прямую линию на верхней линейке.

Следите за курсором: и-раз-и-два.

(Учитель показывает курсором, как писать букву, тактируя)

Теперь попробуем написать строчную букву «з» в воздухе. Обращаю ваше внимание - пишем без отрыва руки.

Поставили ручку, и вместе со мной: и-раз-и-два.

Обвести строчную букву «з» и прописать её до конца строки.

Обучающиеся пишут букву в воздухе

Найдите рабочую строку. Обведите строчную букву «з» по вспомогательным линиям. Пропишите строчную букву «з» до конца строки. Не забывайте соблюдать одинаковое расстояние между буквами, писать буквы под наклоном.

Проверьте посадку. Спины держим прямо.

Те, кто справится с заданием, поставьте «+» в чат.

Поставьте точку над самой красивой буквой, которая больше всего похожа на образец.

Обучающиеся прописывают строчную букву «з», находят самую красивую букву и ставят точку рядом с ней.

Обучение письму соединений

Прочитай первый слог.

«за»

Дополни слог до целого слова.

Заяц

Составь предложение с этим словом.

Заяц ест морковку.

Прочитай второй слог.

«зи»

Дополни слог до целого слова.

Зима

Составь предложение с этим словом.

Зима к нам пришла.

Прочитай третий слог.

«зу»

Дополни слог до целого слова.

Зубы

Составь предложение с этим словом.

Надо чистить зубы.

Прочитай четвертый слог.

«зе»

Дополни слог до целого слова.

Зебра

Составь предложение с этим словом.

В зоопарке живет зебра.

Прежде чем написать слоги, давайте обратим внимание на соединения букв.

В слоге «за» каким соединением соединены буквы?

В слоге «за» буквы соединены нижним соединением.

Запишите рядом с образцом слог «за». Не забывайте про наклон и то, что пишем мы без отрыва руки.

Записывают слог

В слоге «зи» каким соединением соединены буквы?

В слоге «зи» буквы соединены верхним  соединением.

Запишите рядом с образцом слог «зи». Не забывайте про наклон и то, что пишем мы без отрыва руки.

Записывают слог

В слоге «зу» каким соединением соединены буквы?

В слоге «зу» буквы соединены верхним соединением.

Запишите рядом с образцом слог «зу». Не забывайте про наклон и то, что пишем мы без отрыва руки.

Записывают слог

В слоге «зе» каким соединением соединены буквы?

В слоге «зе» буквы соединены средним соединением.

Запишите рядом с образцом слог «зе». Не забывайте про наклон и то, что пишем мы без отрыва руки.

Записывают слог

Обучение письму слов

Прочитайте слово

Зима

Что такое зима?

Правильно!

Зима это время года.

Давайте запишем это слово рядом с образцом. Обратите внимание, что мы пишем все буквы без отрыва руки.

Записывают слово зима.

Физминутка для глаз

Посмотрите на следующую строчку. Что вы видите? Это предложение?

Нет, так как пропущены слова.

Какое слово пропущено, прочитайте его по схеме.

Зима

Как вы поняли, что пропущено слово зима?

Верно, давайте заполним звуковую схему слова «зима».

Пропущены 4 буквы, так как написаны 4 точки, а в слове «зима» 4 буквы, оно подходит к звуковой схеме.

Сколько в слове слогов? Почему?

В слове «зима» 2 слога, потому что в нём 2 гласных звука.

Какой слог является ударным? Позови слово.

Второй слог является ударным

Произнеси первый слог. Из чего он состоит?

Произнеси второй слог. Из чего он состоит?

Первый слог состоит из двух слогов-слияний звонкого, мягкого согласного звука [з`] c гласным звуком [и].

Второй слог состоит из двух слогов слияний звонкого, твердого согласного звука [м] с гласным звуком[а].

Закрасьте звуковую схему.

Заполняют звуковую схему слова «зима»

Проверьте, так ли вы заполнили. (Учитель показывает правильный вариант)

Сверяют звуковую схему с образцом

Запишите слово «зима» вместо точек после звуковой схемы. Пишите буквы под наклоном без отрыва руки.

Записываю слово зима.

Обучение письму предложений

Почему к нам сегодня пришла для штриховки зебра. Ведь зимой ей у нас холодно. А она любит жить в жарких странах.

Потому что она начинается на букву «з». 

 Где мы можем увидеть зебру зимой? 

 В зоопарке

Кто помнит, что такое зоопарк?  

Место, где живут животные из разных стран и за ними ухаживают люди

Прочитаем предложение в прописи 

Вот зоопарк.

Обведите самостоятельно по образцу слово зоопарк.

Обводят

Прочитайте предложение. Как думаете, что нужно сделать? 

Записать прописными буквами. 

Докажите, что это предложение.

Первое слово начинается с заглавной буквы, в конце стоит знак препинания, слова связаны по смыслу.

Найди и прочитай слова с новой буквой.

Зоопарк, змеи

Какой звук обозначает буква «з» в этих словах?

Буква «з» обозначает согласный, звонкий, твёрдый звук [з].

Сколько слов в предложении?

В предложении 3 слова

Теперь разделим слова на слоги, отделив каждый чертой. Работаем самостоятельно.

Сравните с образцом.

Разделяют слова на слоги

Кто мне назовет правила записи предложения?

1.Начало предложения пишем с заглавной буквы.

2.Все слова пишем отдельно.

3.В конце предложения ставим точку или другой знак препинания.

Начинаем записывать предложение письменными буквами на следующей строчке после печатного текста. Списываем по одному слову, диктуя себе по слогам. Помним, что спины держим прямо, ноги на полу, обе руки на столе.

Записывают предложение

Соотнесите свою запись с образцом. Если вы считаете, что всё правильно поставьте «+» красной ручкой после написанного вами предложения.

Подведение итогов, рефлексия

Ребята, какую букву мы сегодня учились писать?  

учились писать строчную букву з

Что еще научились писать с буквой «з»

Научились писать слоги, слова с буквой «з», предложение со словами, в которых есть буква «з».

Какие звуки обозначает буква «з»?

Звук [з] и [з`].

Охарактеризуйте звук [з].

Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.

Дайте характеристику звука [з`].

Звук [з`] – согласный, звонкий, мягкий.

Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Научиться писать строчную букву «з» в слогах и словах.

Достигли мы цели?

Давайте посмотрим на наш план достижения цели. Все мы выполнили?

Вспомнили, какие звуки обозначает буква?

Узнали, из каких элементов состоит строчная буква «з»?

Научились писать строчную букву «з»?

Научились писать слоги с этой буквой?

Научились писать слова с этой буквой?

Закрепили умение писать предложение?

Да

Да

Продолжите предложения:

я узнал…

я научился…

я смогла ...

 узнала, из каких элементов состоит строчная буква «з»

Я научилась писать слова, слоги со строчной буквой «з».

Я смогла списать предложение с печатного текста.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Урок письма Знакомство с буквами Л, л, М, м Письмо строчной буквы л

   Познакомить с написанием заглавной и строчной букв М, м, Л, л...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...