Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Запятая в предложении с однородными членами". Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Яснова Т. А.
Учебный предмет : русский язык
Класс: 4
УМК «Перспектива»
Тема урока: «Запятая в предложениях с однородными членами».
Технологии: проблемно – диалоговая, здоровьесберегающая, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тип урока | Урок открытия нового знания (проблемно – диалоговая технология) |
Дидактическая цель | Создать условия для формирования умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединенными союзами И, А, НО, |
Планируемые Результаты | Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане); - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; - иметь собственное мнение и позицию; - строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; - использовать речь для регуляции своего действия. - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач ; - устанавливать причинно-следственные связи. |
Основные понятия | Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: однородные. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. Часть 2. Система контроля и мониторинга качества знаний (пульты) Карточки для групповой работы, графические модели, схемы, ребусы. |
Формы работы: | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Планируемые Результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учащиеся включаются в деятельность, в режиме смены динамических поз находят необходимые буквы. | Создаёт благоприятную рабочую обстановку, активизирует умственную деятельность, мыслительные операции. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | - Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. А начнём мы наш сегодняшний урок с концентрации внимания. (Используется приём – режим поиска: карточки с буквами располагаются по всему классу.) - Покажите букву, с которой начинается слово дождь; - Покажите букву, которая обозначат 2 звука в начале слова, после гласной буквы, после твёрдого и мягких знаков; - Покажите букву, которая в алфавите следует за буквой Б; - Покажите букву, которая находится в середине слова кит. - Покажите букву, которая обозначает звонкий мягкий согласный [зʹ] и твёрдый звонкий согласный [з]. - Какое слово получилось? (ДЕВИЗ) Давайте прочитаем девиз сегодняшнего урока: Когда у нас дело ладятся – Класс по школе славится! Вот с таким прекрасным настроением продолжим урок. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Использовать речь для регуляции своего действия. (Коммуникативные УУД) Иметь ценностное отношение к учебной деятельности на личностном значимом уровне. |
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: организовать актуализацию знаний; организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; | Отвечают на вопросы учителя. Работают с пультами. Проговаривают ответы. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует актуализацию знаний, необходимую и достаточную для восприятия нового материала. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | Но сначала разгадайте ключевое слово нашего сегодняшнего урока: (предложение) Давайте с помощью кластера повторим всё, что мы знаем о предложении: - Итак, что такое предложение? - Назовите предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения. - Чем бывают осложнены предложения? - Что такое однородные члены предложения? - А теперь возьмём пульты, выполним словарную работу. (Ребята вставляют пропущенные буквы в словах сирень, черёмуха, апельсин, абрикос, картина). - Вспомните, с какими словарными словами мы работали. Дополните предложения словарными словами. В саду расцвела _______ ____________. (сирень, черемуха).
(апельсины, абрикосы) - Составьте схемы этих предложений. Прочитайте грамматическую основу 1 предложения. (Расцвела сирень, черемуха)
однородные подлежащие)
В саду расцвела сирень черёмуха. На деревьях растут апельсины и абрикосы. -Что интересного вы заметили? (Нет постановки запятой в первом предложении) -Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке? На доске появляется тема урока : Запятая в предложениях с однородными членами предложения. | Фиксирование повторяемых понятий и правил в виде схемы. (Познавательное УУД) Ребята работают с пультами - контролируют и оценивают свои действия. (Регулятивные УУД) Сформулировать цель и тему урока. (Регулятивные УУД) Строят высказывания, аргументировано доказывают свою точку зрения. (Коммуникативные УУД) |
III. Открытие нового знания. Цель: включить учащихся в деятельность, направленную на решение поставленной учебной задачи. | С помощью учителя и графических подсказок объясняют постановку знаков препинания, объясняют их роль в письменной речи. | Создаёт условия для поиска решения учебной задачи. | Сегодня мы увидим, кто из вас был самым внимательным на уроках русского языка. На доске вы видите мои подсказки. Кто попробует выступить в роли учителя и объяснить все эти схемы?
Беседа о роли знаков препинания. 1. – Для чего нужны знаки препинания в письменной речи? Ответить на этот вопрос поможет текст в серой рамке . Чтение текста вслух. – А почему эти знаки так называются – знаки препинания? Подберите однокоренные слова (запинаться, запинка). Это своеобразные остановки, паузы в речи. Есть такое шутливое выражение «Вот тут – то и запятая". В нём слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные. Очень важно правильно расставлять запятые в предложении. Так девочка, получив телеграмму, так и не поняла идти ей в поход или нет. Давайте, попробуем разобраться. (Работа со слайдом презентации, на котором набран текст телеграммы: Быть дома нельзя идти в поход.) | Учащиеся ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Учащиеся участвуют в диалоге; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, оформляют свои мысли в устной и письменной речи (Коммуникативные УУД) Принимают и сохраняют учебную задачу и активно включаются в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем. (Регулятивные УУД) |
IV. Первичное закрепление. Цель: Организовать выполнение учащимися упражнений на новое знание. | Выполняют задания, выполняют самопроверку, называют причины затруднений, исправляют ошибки. | Организует поиск соответствий предложений со схемами. Создаёт условия для закрепления нового материала. | 1.Выполнение упражнения - Внимательно прочитайте задание. Давайте проверим, как вы поняли выполнение задания. Расскажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Ответы детей) - Прочитайте предложения. - Рассмотрите 1 схему. Какие члены предложения являются однородными и как они соединяются? - Найдите предложение, в котором есть однородные подлежащие, соединёнными союзом «и» (3 предложение) - Рассмотрите 2 схему. Какие члены предложения являются однородными и как они соединяются? - Найдите предложение, в котором есть однородные сказуемые, соединёнными союзом «и» (1 предложение). - Рассмотрите 3 схему. Какие члены предложения являются однородными и как они разделяются? - Найдите предложение с однородными сказуемыми, разделёнными запятой. (2 предложение). Ребята записывают предложения, выделяя грамматическую основу. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, умение корректировать выполнение задания. (Регулятивные УУД) Ясно формулируют свои затруднения , возникшие при выполнения задания. (Коммуникативные УУД) Учащиеся находят однородные члены предложения, объясняют расстановку знаков препинания. (Познавательные УУД). |
V. Систематизация и повторение. Цель: закрепить полученные на уроке знания. | Выполняют задания под руководством учителя. Работают в группах, находят лишнее слово. Подбирают ассоциации к слову. Закрепляют умения разбирать предложения, подбирать однокоренные слова, объяснять расстановку знаков препинания. | Создаёт ситуацию для закрепления нового материала и повторения ранее изученного, организует творческую деятельность, побуждает к размышлению | А теперь поработаем в группах. Каждая группа должна среди предложенных слов найти лишнее слово: 1группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, подлежащее. 2группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, сказуемое. 3 группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, дополнение. 4 группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, определение. 5 группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, обстоятельство. На доске появляется запись: Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство - Почему вы выбрали именно эти слова? Потому что это члены предложения, а другие слова – части речи. А теперь отгадайте загадку: Я раскрываю почки в зелёные листочки. Появляется изображение весны. - Сегодня весна – это слово магнит. Какие слова притягиваются к этому слову? Ребята подбирают ассоциации к этому слову. А сейчас закройте глазки и послушайте звуки весны… (Звучит фонограмма - голоса птиц) После прослушивания таких прекрасных звуков мальчик составил такое предложение : Поют птицы. - Что вы можете сказать об этом предложении? (Нераспространенное) - Давайте сделаем его красивее – дополним второстепенными членами предложения. Ребята записывают получившееся предложение, выполняют синтаксический разбор. - А теперь запишем следующие предложения, заменяя выделенные слова однородными членами предложения Ребята посадили в саду В школьном дворе росли Летом так чудесно поют | Учащиеся принимают участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. Выполняют работу в соответствии с заданным планом. (Регулятивные УУД) Работают в группах – формулируют собственное мнение, учитывают мнения других. (Коммуникативные УУД) |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: развивать умения у учащихся соотносить цель и результат. | Делают выводы о результатах своей работы и всего класса. | Учитель проверяет уровень усвоения учебного материала. | Подведём итог нашего урока. - Когда ставится запятая в предложениях с однородными членами? - Когда запятая не ставится? -Вместе с нами на уроке присутствовал ученик Петя Ошибкин. Задайте ему, пожалуйста, вопросы, – на которые он сможет ответить однозначно (да или нет). Оцените свою работу в тетрадях с помощью оценочной линеечки: - Поставьте крестик сверху, если вы считаете, что работа выполнена аккуратно, и вы сегодня справились с учебными задачами на уроке. - Если вы считаете, что вы сегодня недостаточно поняли новый материал, то поставьте крестик внизу. - А я соберу тетрадки поставлю свои крестики. Помните, я очень ценю честность и умение себя оценивать на уроке. - Я благодарю вас за прекрасную работу на уроке. Послушайте информацию о домашнем задании. | Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. (Коммуникативные УУД) Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. (Личностные УУД.) |
VII. Информация о домашнем задании. | Объясняет домашнее задание. | - Сегодня ваше домашнее задание будет творческим – придумать сказку об однородных членах предложениях. А сейчас сказку вам расскажет Соня (Приложение 1). |
Приложение 1. «Сказка об однородных членах предложения».
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.
Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.
С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...