Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шмакова Наталья Анатольевна

Цель урока: познакомить с грамматическим признаком имен существительных - родом; сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе.

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Задачи:

-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

-развивать речь детей, словарный запас, мышление.

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , тетрадь с печатной основой, мультимедиапроектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи это стихотворение?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Что же мы уже знаем об этой части речи?

- Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

- Ребята, у вас на партах есть карточки на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

-С какой буквы начинаются все слова?

- Каким звуком обозначается? Давайте дадим характеристику этому звуку.

1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст

2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.

-Какая орфограмма нам здесь встретилась?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО? сорока, снегирь, собака)

неодушевлённые имена существительные (ЧТО? стакан, сахар).

3. Актуализация знаний.

1. Запишите под диктовку. (Один ученик пишет на доске и указывает орфограммы.)

Река, Киев, солнце, пирогживотное, мышиВолга, площадь, Алексей.

2. На какие две группы можно разделить слова? ( собственные и нарицательные)

3. Какое слово здесь лишнее?

- Итог, что мы откроем секрет ещё один.

4. Постановка учебной задачи.

Ребята, теперь разделите эти существительные на три группы.

- Вы сможете сделать задание?

- Почему? В чём затруднение? (Не хватает знаний)

- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)

- Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя). Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус.

шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

-Вот тема нашего урока.

5.«Открытие» учащимися новых знаний

- Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали?

6. Физминутка.

- Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания

Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали.

Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево.

7. Первичное закрепление.

Работа по учебнику с.25,упражнение 39.

-Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?

- Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по карточкам.

Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Игра «Кто самый внимательный?»

- Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.

(После выполнения учащимися задания, учитель открывает образец со словами )

-Сверьте с образцом свою работу.- Давайте подведем итоги.

-У кого нет ошибок?

-В каком слове допустили ошибку?

9. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Составить и записать словосочетания из слов, данных слева и справа от линии, определить род имен сущ., выделить изученные орфограммы.

10. Рефлексия.

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите, как определить род имен существительных?

Работа с электронным приложением.

11. Домашнее задание.

Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Род имен существительных".

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока "Понятие о несклоняемых именах существительных"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»

Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой  коллекции ЦОР...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. 3 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...