Урок-проект
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вандаева Жаргалма Михайловна

Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного во 2 классе»

Цель: Повторить и обобщить знания о прилагательном, полученные во 2 классе.

Задачи:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о прилагательном для дальнейшего изучения данной части речи;
  • формирование умений находить прилагательные в тексте, наблюдать за их ролью, использовать в речи;
  • развитие уважительного отношения к родному языку, стремления к культуре речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_imya_prilagatelnoe.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного во 2 классе»

Цель: Повторить и обобщить знания о прилагательном, полученные во 2 классе.

Задачи:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о прилагательном для дальнейшего изучения данной части речи;
  • формирование умений находить прилагательные в тексте, наблюдать за их ролью, использовать в речи;
  • развитие уважительного отношения к родному языку, стремления к культуре речи.

Ожидаемые результаты:

Личностные: сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные: принимают учебную задачу; планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное.

Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, фломастеры, тексты, листы оценивания.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я вам!

- Начинаем урок русского языка. Прочитайте пословицу, подумайте, подходит ли она к нашему уроку. Учиться – всегда пригодится.

- Правильно, полученные знания обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое.

Объясняют смысл пословицы.

Личностные УУД: смыслообразование

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей

II. Актуализация знаний учащихся

- Вот и Буратино тоже стремится учиться. На одном из уроков он получил задание составить текст по картине (На слайде весенний пейзаж). И вот что у него получилось… (Текст на слайде «На небе солнце светит. У реки стоит береза. На ней появились листочки.») Пришла Мальвина, хмыкнула и велела переделать, а что не так, не сказала. Ребята, может, вы поможете Буратино разобраться? Обсудите в паре.

- Дополните устно текст Буратино.

- Наверное, теперь Мальвина останется довольна.

- Скажите, ребята, почему мы так быстро смогли помочь Буратино?

- А вот наш герой прилагательное не выучил, и как ему дальше быть, не знает. Можем ли мы ему помочь?

Обсуждают, высказывают предположения, о том, что не хватает прилагательных.

Дополняют прилагательные в текст.

Потому что имя прилагательное мы изучали во 2 классе.

Если мы очень постараемся все вместе, то о прилагательном все изученное вспомним.

Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия

Коммуникативные УУД: сотрудничество со всерстниками, высказывание суждений

III. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез, планирование деятельности

- Буратино не любит толстые книжки изучать, ему нравится, когда все коротко и ясно. Подумайте, как ему все о прилагательном представить?

- Что же в этой схеме должно быть? Спланируйте.

На доске появляются записи:

1. Вспомнить, что такое прилагательное.

2. Вспомнить, на какие вопросы отвечает.

3. Вспомнить, что обозначает прилагательное.

4. Определить, с какой частью речи связано прилагательное в предложении.

5. Какую синтаксическую роль выполняет в предложении?

6. Сформулировать общее правило.

- Для получения результата предлагаю поработать в группах.

Предлагают разные варианты, в том числе в виде схемы на одном большом листе.

Из предложений детей складывается план, который появляется на доске.

Дети рассаживаются по группам, получают карточки с заданием, тексты для наблюдений и анализа, алгоритмы действий.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование деятельности

Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия 

Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками, высказывание суждений

IV. Реализация проекта, работа в группах

- Итак, каждая группа выполнит свою часть задания и в результате получится полная характеристика имени прилагательного.

Учитель при необходимости оказывает помощь учащимся

Работа в группах

Поиск и выделение необходимой информации, запись ее на специальных листках.

Регулятивные УУД:

планирование деятельности

контроль

Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия

Физкультминутка. (Если называю имя существительное –руки вверх; имя прилагательное – присесть; глагол – бежать на месте).

Праздник, вырастил, овчарка, умный, смотрит, приседать, замечательная, весёлые.

Выполняют упражнения.

V. Презентация «продукта» исследования

- Пришло время озвучить полученные результаты.

Учитель прикрепляет на доску ватман

- Используя полученную схему, расскажите о прилагательном.

- Буратино вам очень благодарен, но все-таки думает, что без прилагательных можно обойтись, нечего голову засорять! Вы согласны с ним?

Дополнительные исследования

- Согласна с вами. Давайте проведем небольшое исследование, определим роль имен прилагательных в речи. У вас на столах лист исследований.

Шаг первый. Прочитайте текст (на слайде).

«Под кустом притаился.. зверек. У него …уши, ...хвост. Тело покрыто …шерстью. Есть… зубы, но обороняться ими он не может».

- О ком идет речь? Почему трудно догадаться, о каком зверьке говорится?

- Преобразуйте текст так, чтобы признаки подходили только к одному животному.



-Сравните первоначальный текст и дополненный. Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.

- Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой частью речи дружат прилагательные?

Шаг второй исследования роли прилагательных в речи: составьте словосочетания и сгруппируйте их по одному общему признаку:

Собачий (конура, хвост, холод)

Золотой (кольцо, перстень, характер)

Медвежья (шуба, услуга)

Стальные (нервы, прутья)

-Сколько групп получилось?

- Какие прилагательные входят в первую группу?

- Какие – во вторую?

- Внимательно посмотрите на словосочетания во второй группе. Как они называются?

Устойчивые сочетания в переносном значении называются фразеологизмами.

- Какое значение имеет фразеологизм «медвежья услуга», «собачий холод»?

- Объясните значение сочетаний «золотой характер», «стальные нервы».

- Как называются образные определения, выраженные прилагательными?

- Какую роль играют прилагательные в переносном значении?

- Сделайте общий вывод о разных значениях одного и того же прилагательного.

Представители групп представляют результаты своих исследований. Листки с записями помещаются на ватман

Рассказывают о прилагательном по схеме:

Прилагательное - часть речи.

Отвечает на вопросы: какой? какая? И т. д.

Высказывают свои мнения о необходимости знать и употреблять прилагательные в речи.

Читают текст, делают вывод, что нельзя точно сказать, о каком зверьке идет речь, так как не хватает прилагательных.

Группы получают задание (1, 3 группы - добавить слова, чтобы речь шла о зайце, а 2 и 4 группы -о лисе.)

Озвучивают полученные тексты.

Сравнивают, делают вывод о том, что прилагательные делают нашу речь более точной и красивой.

С существительными.

Работа в группах. Составленные словосочетания группируются по признаку прямое/переносное значение прилагательного.

Представители групп озвучивают результат.

Две.

Имеющие прямое значение.

Имеющие переносное значение.

Услуга, приносящая вред; сильный мороз.

Хороший характер. Крепкие нервы.

Эпитеты

Уместное употребление прилагательных в переносном значении делают речь поэтичнее, ярче, выразительнее.

Прилагательные могут иметь в сочетании с разными существительными разные значения: прямые и переносные.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической речью

Регулятивные УУД: коррекция, оценка

Коммуникативные УУД:

высказывание суждений

Познавательные УУД: логические действия

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Познавательные УУД: общеучебные, логические действия

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, владение монологической речью

Познавательные УУД:

общеучебные, логические действия

VI. Общие выводы по итогам проектной деятельности, рефлексия.

-Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы ее? Убедили ли Буратино в необходимости знать и использовать в речи прилагательные?

- Где будете применять полученные знания?

- Охарактеризуйте себя сегодня на уроке с помощью имён прилагательных. Какие вы были?

-Оцените работу на уроке.

Высказывают свои мнения.

Умные, дружные, внимательные, любознательные

Оценивают свою работу, группы

Коммуникативные УУД: высказывание суждений

Регулятивные УУД: оценка и самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)

В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока  использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проект

Урок литературного чтения во 2 классеТема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проекЦель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий....

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...