Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гречишникова Елена Васильевна

Урок разрабоан для 3 класса по теме "Падежи имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Районная  методическая выставка

«Школа сегодня – будущее завтра»

в рамках IV районной практической  конференции

«Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО

в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы»

 

Тема: «Разработка урока по русскому языку в 3 классе «Падежи  имён существительных».

Гречишникова Елена Васильевна,

учитель  начальных классов п

МБОУ «Разъезженская СОШ»

 

                                  

Разъезжее, 20… год

Аннотация.

Урок построен  в соответствии с программными требованиями, с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

 На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

 Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, развитию их мышления.

Технологическая карта урока

Гречишникова Елена Васильевна

Класс: 3

 УМК «Школа России»  

Русский язык  

Тема: «Падежи  имён существительных»

Тип урока: ОНЗ

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок

Цель: познакомить с алгоритмом определения падежей; учить различать падежи по   вопросам, вспомогательным словам, предлогам; воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Оборудование: учебник Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е   издание Москва   «Просвещение» 2020, презентация, карточки с падежными вопросами.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познаватель-ные

коммуникативные

личностные

-познакомятся с падежами имен существитель-

ных;

-формируют умение изменять имена существительные по падежам.

-осмысляют учебный материал;

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

-находить  нужную информацию;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-участие в учебном диалоге;

-формулирование ответов и выводов;

-проявляют интерес к новым знаниям;

-осознают успешность при изучении темы;

-совершенствуют умение слушать и слышать.

Ход урока

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

1.

Орг. момент

≈ 1

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Приветствовать учителя

2.

Мотивацион-

ный

≈ 5

А сейчас минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, пл . вец, пш . ница.

 Какие же буквы будем писать?

 а, о, е.(на доску) – запишите по образцу.

 Словарная работа.

Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

(Все они словарные и являются именами существительными.)

Докажите, что это имена существительные.

(обозначают предмет)

На какие группы можно разделить эти слова?

1. По родам, докажите.

2. в зависимости от безударной гласной: а; о; е.

Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом

Писать каллиграфически.

Определять части речи.

Группировать по различным признакам.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

≈ 7

Ребята, у меня в руках ручка и книга. Сейчас я буду их перемещать, а вы составите словосочетания, запишите их в тетрадь. А после мы увидим, что изменилось в слове книга? ( в каждом словосочетании разное окончание).

Выделите окончание.

( Ручка на книге.

Ручка под книгой.

Ручка около книги.)

Задайте вопрос к слову книга и выделите окончание.

Как изменилось слово книга?

Кто знает, как называется в русском языке изменение существительного по вопросам? (склонение имен существительных)

А теперь, откройте учебник на странице 36, прочтите правило про себя.

Какая же тема нашего урока?

(слайд 5).

Какие цели мы можем поставить?

Как вы думаете, для чего нужно уметь склонять имена существительные?

Составлять словосочетания.

Анализировать работу.

Осмыслять выполненную работу.

Определять цели и тему урока. (Научиться различать падежи, уметь склонять существительные)

4.

Решение частных задач

.

≈ 22

В русском языке существует 6 падежей.

Сейчас мы с вами с ними познакомимся.

Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской“ Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.

Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

Рассмотрите таблицу. Работа с таблицей.

Запишите в столбик названия падежей, соблюдая их последовательность.

Сейчас вместе мы просклоняем слово стол.

(на доске падежи)

Запись на доске, по ответам детей.

Кто расскажет наизусть название падежей?

Что помогает правильно определить падеж? (вопрос, вспомогательное слово, предлог)

Первый вариант просклоняет слово сосна, а второй сова. При выполнении задания, пользуйтесь таблицей в учебнике.

  Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, проведем самопроверку.

Как мы изменяли имя существительное?

Как поставить существительное в нужный падеж?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 танец «Что манит птицу»

откройте страницу станицу 38, упражнение 67.

N, прочитай задание.

Какое слово вам непонятно?

(Полынья – это незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.)

Прежде чем приступить к выполнению, давайте составим план работы.

  1. Спишите, вставляя пропущенные имена существительные в нужной падежной форме.
  2. Определите падеж у вставленных имен существительных.
  3. Подчеркните в первых двух предложениях главные члены.

Приступаем к работе.

1)Спишите первые две строки. Следующие две строки, мы сделаем вместе. Дальше выполните самостоятельно.

2) Задание второе, мы выполним вместе. Соблюдайте тишину, имейте уважение к друг другу. Отвечайте только по поднятой руке.

3)Третье задание выполните самостоятельно.

Существительное в И.п. всегда подлежащее.

Шла весной по льду свинья.(И.п)

Ей попалась полынья.(И.п)

Плюх!.. Торчит из полыньи(Р.п)

Только  хвостик от свиньи.(Р.п)

Мы скорее к полынье,(Д.п)

Мы помочь хотим свинье.(Д.п)

Сами – чуть не в полынье,(П.п)

Но спасли-таки свинью! (В.п)

Недовольны мы свиньей (Т.п): разве шутят с полыньей? (Т.п)

Вспоминают о свинье, (П.п) чтоб не плавать в полынье. (П.п)

Подведем итог.

Как определить падеж у существительного? Давайте составим алгоритм действия,  которым потом вы сможете пользоваться.

Алгоритм определения падежа имени существительного

1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Осмыслять услышанное.

Анализ таблицы.

Осмыслять услышанное.

Рассказывать наизусть.

Анализировать работу.

Образовывать формы слова.

Взаимоконтроль.

Анализировать работу.

Работать по плану.

Систематизиро-вать полученные знания.

5.

Итог урока.

Рефлексия

(предметная).

≈10

Сейчас я буду называть падежные вопросы.

Ответы принимаются по руке.

К какому падежу относятся вопросы:

КТО? ЧТО?(именительный);

КОМУ? ЧЕМУ? (дательный);

О КОМ? О ЧЕМ? ( предложный);

КОГО? ЧЕГО? ( родительный);

КОГО? ЧТО? ( винительный);

КЕМ? ЧЕМ? (творительный).

Молодцы, ребята!

Употребляются ли имена существительные в   И. п. с предлогами?

•        Сколько падежей в русском языке? (6)

•        Перечислите их.

•         Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

•        Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

•        Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

•        В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?

Скажите пожалуйста.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

 Сейчас достаём дневники, записываем домашнее задание.

 С.39, упр.69.

Поднимите руку те, кто

  • всё понял(а)
  • всё понял(а), могу помочь другим

  • могу выполнить, но нужна помощь
  • не понял(а)

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных  новых встреч!»

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Записать домашнее задание.

Оценивать свои достижения.

Падеж

Вспомогательное

слово

Падежный

вопрос

Предлоги

Примеры

Именительный

есть

кто? что?

----------

лес, заяц

Родительный

нет

кого? чего?

От, до, из, без, у, для, с, около

леса, зайца

Дательный

рад

кому? чему?

к, по

лесу, зайцу

Винительный

вижу

кого? что?

в, на, за, про, через

лес, зайца

Творительный

любуюсь

кем? чем?

над, под, с, между, перед, за

лесом, зайцем

Предложный

говорю

о ком?

о чём?

об, о, на, в, при, во

о лесе,

о зайце

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....