Презентация "Виды диктантов"
презентация к уроку по русскому языку

Павленко Наталья Дмитриевна

Презентация "Виды диктантов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_diktantov._pavlenko.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды диктантов Автор: П авленко Н.Д. учитель начальных классов

Слайд 2

Заголовок слайда Существует несколько классификаций диктантов. Поскольку между ними нет противоречий, то мы не будем отвлекаться на частности. Кроме того, при оптимальном раскладе любой диктант выполняет и функцию контроля, и является средством обучения. Достичь этого нетрудно, если тщательно подготовить материал и продумать форму проведения диктанта.

Слайд 3

Виды диктантов по цели проведения: обучающий диктант; контрольно-обучающий диктант (диктант «Проверь себя»); контрольный диктант.

Слайд 4

Виды диктантов по структуре текстов: словарный диктант, в т.ч . диктант по вариантам трудностей одной орфограммы; диктант на сопоставление нескольких орфографических правил; диктант на основе тематической группы слов или лексико-грамматической группы слов; диктант по связному тексту.

Слайд 5

Виды диктантов по характеру записи диктуемого: диктант без изменения диктуемого; диктант с изменением диктуемого, в т.ч . выборочный диктант; распределительный диктант; восстановленный диктант; диктант с графическим изображением диктуемого, в т.ч . в виде схемы; в виде условных изображений; цифровой диктант.

Слайд 6

Виды диктантов по времени объяснения диктуемого: предупредительный диктант; комментированный диктант; объяснительный диктант.

Слайд 7

Виды диктантов по степени изменения текста: творческий диктант; свободный диктант; диктант с продолжением.

Слайд 8

Виды диктантов по осложненности дополнительным заданием: творческий диктант; диктант с грамматическим заданием.

Слайд 9

Виды диктантов по восприятию текста: слуховой диктант; зрительный диктант; диктант по памяти (по выученному наизусть тексту).

Слайд 10

Условно диктанты можно подразделить на контрольные и обучающие . Контрольные менее продуктивны: как уже отмечалось выше, результаты их не всегда объективны. Но и контрольный диктант можно сделать информативнее для учителя и удобнее для ученика. Обучающие диктанты — любимая многими форма работы на уроке, удобная и в самом деле результативная.

Слайд 11

По материалу диктанты делятся еще на ряд видов. Словарные диктанты как правило содержат слова, словосочетания или части предложений с непроверяемым или трудно проверяемым написанием. Текстовые диктанты представляют собой связный текст. Причем и в том, и в другом случае возможны разные виды записи. С этой точки зрения можно выделить еще выборочный, свободный, творческий, схематический диктант и различные диктанты с краткой записью. Можно проводить смешанные работы.

Слайд 12

Диктант с грамматическим заданием Это, наверное, оптимальный способ провести контрольный диктант, так как такая форма позволит оценить уровень грамотности более или менее объективно. Учитель читает текст, затем диктует его, а дети записывают, после чего ученикам предлагается выполнить от одного до пяти (реже больше) грамматических заданий. Например, подчеркнуть грамматические основы, обозначить приставки, найти все глаголы в прошедшем времени. А еще лучше — обозначить графически условия выбора той или иной буквы. То есть показать учителю ход своих размышлений над орфограммой. Грамматическое задание чаще всего соответствует только что пройденной теме, но лучше, если часть его затрагивает и прежде изученные правила и понятия.

Слайд 13

Такой диктант чаще всего занимает весь урок. Стоит внимательно отнестись к манере диктовки. Все слова надо произносить четко и внятно, но без утрирования окончаний. После первого прочтения полного текста стоит спросить детей, поняли ли они смысл текста (скорее всего, да) и нет ли непонятных слов (часто такие слова бывают, их надо объяснить; если школьники стесняются спросить, есть смысл учителю самому дать пояснения по поводу тех слов, которые могут оказаться непонятыми).

Слайд 14

Затем прочитывается предложение, дается несколько секунд на осмысление (желательно не разрешать детям записывать при ознакомительном чтении: в этот момент в сознании ученика должен сложиться синтаксический образ предложения и появиться представление о том, где и какие знаки надо поставить), после чего учитель диктует предложение по частям. Чаще всего это три – четыре слова, но может быть больше в сильном классе или меньше в слабом или просто еще невзрослом.

Слайд 15

Объяснительный диктант Чаще всего это тоже текст, но могут быть и отдельные предложения. Он выполняет обучающую функцию, причем помогает в достижении не только предметных результатов, но и метапредметных : воспитывает внимание, сосредоточенность, взаимопомощь и т.п. Ребята записывают предложение под диктовку, затем один из учеников читает по своей тетради, объясняя орфографию и пунктуацию. Остальные учащиеся вносят при необходимости исправления в свои записи. При этом учитель может отработать множество правил и поставить оценки как тем ученикам, которые объясняли правописание, так и слабому ученику, у которого взять затем тетрадь на проверку.

Слайд 16

Предупредительный диктант Текст для такого диктанта прорабатывается заранее. Например, можно продиктовать домашнее упражнение или разобрать трудное предложение на доске, а затем стереть и предложить его же записать под диктовку. Можно предупредить детей заранее, что это упражнение или предложение потом запишем на оценку, а можно и не предупреждать. К этой же группе относится и диктант по памяти. В этом случае школьникам предлагается запомнить наизусть стихотворение или афоризм, пословицу (в зависимости от возраста и возможностей детей, можно дать текст на дом или предложить прочитать его на уроке несколько раз в течение, допустим, двух минут).

Слайд 17

Диктант «Проверь себя!» Это, по-видимому, один из самых полезных диктантов, так как он учит школьников самокритичности. Суть его в том, что ученики записывают текст под диктовку, а при самопроверке подчеркивают слова, знаки или буквы, в написании которых они сомневаются.

Слайд 18

Затем каждый ученик может задать несколько вопросов по написанию подчеркнутых им слов (каждое слово можно спросить только один раз!). Начинать лучше с сильных учеников. Отвечать на вопросы может учитель или любой, кто знает правильный ответ. Вариант: можно проверить себя по словарю. Если ученик написал слово неправильно, подчеркнул его и затем исправил, то это засчитывается как достоинство, а не недочет работы. Огромная польза такой формы работы — ученик привыкает осознавать, где он может ошибиться, то есть какое правило надо подучить и в каком месте его применить. Другими словами, ребенок начинает обучать себя сам и сам контролировать процесс.

Слайд 19

Свободные и творческие диктанты Эти формы не только позволяют отработать грамотность, но и готовят учеников к написанию изложения. Суть свободного диктанта в том, что ученик записывает прочитанное не дословно, а так, как он запомнил. При этом можно подсократить, упростить синтаксис и не слишком знакомые слова заменить «удобными» синонимами.

Слайд 20

Творческий диктант предполагает целенаправленную переработку текста. Например, заменить первое лицо третьим, добавить (или исключить) описание предмета, природы, интерьера, вставить (или убрать) определения. Такие формы исключительно полезны и обычно нравятся ребятам.

Слайд 21

Какому виду диктантов отдать предпочтение? Ответ очевиден: только используя диктанты разных видов (ведь каждый вид диктанта имеет свои преимущества и способствует формированию определенных навыков), можно достичь максимального результата в изучении русского языка и повышении грамотности.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....

Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.

Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....

Арифметический диктант диктанты

Арифметические  диктанты для начальной школы...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...