Активизация словарного запаса младшего школьника
статья по русскому языку

Дербушева Александра Юрьевна

 

Лексическая, или словарная работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarnogo_zapasa_mladshego_shkolnika.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Развивать речь детей - значит систематически работать над содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственности, духовности, интеллектуальности - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

 Слово может быть усвоено активно и пассивно. Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях. Пассивное - лишь понимание этого слова, без его употребления.

Активизация словаря - это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, в пересказах, в рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Цель словарной работы  в том и состоит, чтобы активизировать, т.е. перенести из пассивного словаря в активный, как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов.

Лексическая, или словарная работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако еще К.Д. Ушинский писал, что "только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями". Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка.

Умение выражаться точно появляется у ребёнка с овладением синонимическим богатством языка, с приобретением навыка находить и правильно использовать в речи противопоставления, с обучением нормам сочетаемости, с умением свободно оперировать словообразовательными моделями. Неразвитость умения обращаться с лексическим материалом приводит к тавтологии, повторению даже в незначительном по объёму тексте одних и тех же слов и словосочетаний.

Учитель может организовать работу, нацеленную на лексическое обогащение речи младших школьников. Лексическое развитие учащихся рассматривается на работе с глаголом, который как часть речи исключительно богат в лексическом отношении и, являясь в предложении сказуемым, содержит в себе основную мысль предложения и играет первостепенную роль в организации речевых конструкций.

Глагол -    необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности, различные явления природы.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Обладает высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Пример наиболее яркого высказывания известного советского писателя: «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» (А. Югов).

В начальных классах группы глаголов, обозначающих движение, работу, речь и другие, используются для того, чтобы сформировать у детей правильное понятие о глаголе. Главное, чтобы дети поняли, что глаголы – это слова, обозначающие не только конкретное физическое действие, но и состояние. Использование глаголов разных смысловых (семантических) групп  помогает учителю сформировать у школьников понятие о действии, лежащем в основе понятия “глагол”.Необходимо выяснение оттенков значения, различий, для того чтобы дети понимали особенность каждого слова и могли правильно и уместно употреблять его. Без этого невозможно лексическое развитие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Статья на тему: Пути пополнения словарного запаса младшего школьника

Одной из главных задач работы школьного учителя - логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией. Основ...

Пути обогащения словарного запаса младших школьников

В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Обогащение словарного запаса младших школьников.

Обогащение словарного запаса младших школьников....