Что такое имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Жаркой Юлия Александровна

Что такое имя существительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_imya_sushchestvitelnoe.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное. Что такое имя существительное?

Тип урока: урок изучения нового материала/

Форма урока: урок – путешествие

Путешествие на остров Кточто.

Формы работы: общеклассная дискуссия, самостоятельная, индивидуальная, работа в паре.

Цель урока: дать первоначальное представление  об именах существительных (общее значение, вопросы).

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 - формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

 - развитие самостоятельности;

 - формирование положительной мотивации к учению и познанию;

 - развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

 - формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, в учебнике);

  - формирование умения работать в парах;

 - формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

 - познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;

 - учить выделять имена существительные в тексте;

 Методы обучения:

  1. Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;
  2. Наглядные методы: презентация, карточки со словами и предложениями, текст телеграммы;
  3. Практические методы: письменные упражнения.

Оборудование урока: Компьютер; Проектор;  презентация к уроку; карточки со словами; листы для работы в парах; орфографический словарь; кораблики для учащихся; у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.

Сценарий урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(1 мин)

(5мин)

(7мин)

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел для нас звонок,

Время начинать урок!

Тихо сели девочки! Тихо сели мальчики! Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетради, учебники, карандаши, ручки, линейки.

А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Улыбка всегда располагает нас к приятному.

2 . Актуализация знаний.

- Ребята, а вы любите путешествовать? (да)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров.

                                                    Кто за приключения?
                                                 Все без исключения?
                                                 Скорей поднимем парус
                                                 И прямо в океан!
                                                 Ведь и для нас осталось
                                                 Еще немало стран,
                                                 Пока что не открытых,
                                                 Или давно забытых!
                                                 Дорог в морях немало -
                                                 Смелее у штурвала!

Откройте свои тетради, сядьте правильно. Запишите в тетради число, классная работа. Какая орфограмма встретилась в слове классная? (удвоенная согласная с)

Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Слова: к.рабль, к.питан, м.рской, см.треть, шт.рмовой, плыть.

Разделите эти слова на группы с определёнными признаками так, чтобы все слова нашли своё место. Используйте специальные термины из прошлого урока. (Использование технологии формирующего оценивания: "Рассуждение по алгоритму").

Что обозначают слова каждой группы? (слова, которые  обозначают предмет, признак предмета и действие предмета).

В первый столбик запишите слова, которые обозначают предмет, во второй признак предмета, а в третий действие предмета.  Один ученик работает у доски. Все ли части речи вам знакомы?

Хорошо, молодцы!

Обратите внимание на слова, записанные в первом столбике.

На чём мы совершим наше морское путешествие? (на корабле) Показ рисунка.

Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН

 Капитана нашего корабля зовут ФОКС.

    КОРАБЛЬ                                 КАПИТАН

         ЧТО?                                       КТО?

- На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?)

Остров, на который мы с вами отправимся называется Кточто.

- Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто  и племени Что.

Беседа.

Над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему и цель урока. (Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто? что? и обозначающими предмет, расширить свои знания о части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)

Может быть кто-нибудь из вас уже знает, как в русскому языке называются слова, которые обозначают существующие предметы и отвечают на вопросы кто или что? (имена существительные)

- Чтобы подняться на борт корабля мы должны выполнить следующее задание.

3. Работа по учебнику.

Откройте учебники страница 44 упражнение 74.

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. Поставьте к каждому слову-названию предмета  вопрос. Запишите слова в два столбика: в первый столбик  слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй на вопрос что?

Итак, давайте проверим всё ли верно. Какие же слова  отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос  что?

(Кто?) девочка, сорока, заяц, обезьяна, воробей

(Что?) яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста.

К какой части речи относятся эти слова? (к именам существительным)

Давайте проверим правы ли мы. Прочитайте на странице 75 слова тётушки совы. Давайте ещё раз повторим, что же такое имя существительное.

Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто или что называются именами  существительными.

Ребята, как вы считаете, почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? (слова, которые отвечают на вопрос кто? это живые предметы или одушевлённые, а слова, которые отвечают на вопрос что – это неживые предметы или неодушевленные) Прикрепляю слова одушевленные и неодушевленные)

4. Физкультминутка.

Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимите руки вверх, если на вопрос что? - руки вперёд, если встречаются другие слова -присесть

Берёза, кошка, голубой, мама, парта, доска, учитель, сова, песок, ромашка, бежать.

5. Первичное закрепление. Работа в паре.

- Итак, продолжаем наше путешествие.

 - Добраться до острова нам поможет карта.

- Как только мы отплыли была получена телеграмма от островитян. (показ телеграммы сделанной детям)

У каждого из вас на парте лежат карточки  с текстом телеграммы.

Прочитайте, что же пишут нам островитяне.

Читает ученик.

Ваша задача   исправить ошибки, допущенные жителями острова Кточто. (Использование технологии формирующего оценивания: "Поиск ошибок").

Скажите, ребята, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга?  (Конечно, с помощью друга).

Выполните это задание вместе со своим соседом по парте.

Кто закончит работу, должны будут поднять вверх руки (показ учителем). Просигналить.

Итак, давайте проверим, что же у вас получилось.   

- Какие правила не знают островитяне? (начало предложения пишут с заглавной буквы; правописание жи  - ши, безударная гласная). Посмотрите на доску. Всё правильно.

 - В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их и подчеркните одной чертой простым карандашом.

У доски подчеркивает ученик.

  (ребята, жители, острова, подарки).

  На какие две группы можно разделить эти слова?

6. Составление предложения. Закрепление изученного.

- Пока мы с вами исправляли ошибки, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало.

Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке.

Посмотрите на доску.  Прочитайте слова про себя, составьте из слов предложение.

(Использование технологии формирующего оценивания: "Интервью").

- Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном).

- Найдите в предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Что такое парусник (судно с парусами)

- Итак, мы доплыли до острова. Вот мы и на острове Кточто.

 Я сейчас проверю все ли вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему урока.

Я прочитаю слова. Ваша задача назвать лишнее слово и сказать почему оно лишнее.

Итак, слушает внимательно слова.

Дельфин, щука, краб, молоко, креветки, акула.

Корабль, трюм, мачта, юнга, сундук, палуба.

 Определите лишнее слово.

Умнички.

8. Обобщение знаний

- Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные)

- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой.

 7.Рефлексия и итог урока.

Итак, у вас на партах лежат цветные картинки с корабликами, но на корабликах флажки не раскрашены. Нужно приготовить три карандаша (красный, желтый, зелёный) и раскрасить флажок.

(Использование технологии формирующего оценивания: "Светофор").

Зеленый- урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить находить имена существительные и помочь другим.

Желтый- на уроке работали хорошо, вы научились определять имена существительные, но иногда вам ещё нужна помощь.

Красный–вы могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке

Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики.

Настраиваются на активную работу на уроке

диалог

Выбор транспортного средства (диалог)

 

(коллективная работа) и распределение сразу же на 2 группы

Мини – вывод совместно  с учителем

Работа в парах

Коллективная

проверка.

Проверка своей деятельности, рефлексия

формирование положительной мотивации к учению и познанию;

Формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

познакомить учащихся с понятием «имя существительное»

Дети выполняют упражнение.

Чтение текста с его редактированием

развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока

работа с деформированным предложением

учить

выделять  имена существительные с опорой на вопрос кто? что?  

формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность

Развитие творческих способнос-тей

Формирование положительной мотивации к учению;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

"Что такое имя существительное?"

Цель урока: введение  понятия  «имя  существительное»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПланируемые результаты (предметные): формировать понятие об имени суще...

План - конспект урока русского языка "Что такое имя существительное"

В конспекте урока раскрывается тема - имя существительное....

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...

Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?

Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?...

Что такое имя существительное?

Конспект урока для 2 класса...