Что такое имя существительное?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Денисова Наталья Викторовна

Конспект урока для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое имя существительное?

Цель:. формирование умения классифицировать слова по сходству в их лексическом значении; умение ставить вопросы к именам существительным; различать имена существительные, обозначающие  одушевленные и неодушевленные предметы.

Задачи: учить определять признаки имен существительных; учить находить в тексте имена существительные по выделенным признакам; формировать внутреннюю мотивацию учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: распознавать имена существительные среди других частей речи; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и значению).

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя; анализировать объекты с выделением существенных признаков; делить слова на группы по выделенным признакам.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку; ориентироваться на принятые нормы поведения при работе в паре; учитывать другие мнения и позиции.

Оборудование: карточки, иллюстрации, названия этапов урока, ребусы, учебник, тетрадь.

Тип урока: получение новых знаний.

 

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Мотивация
  3. Минутка чистописания

«Угадайка»

Мы уже не раз встречались с проделками жука-буквоеда, который обитает в тетрадях некоторых учеников. А сегодня он обглодал буквы, которые я написала на доске. Угадайте, какие это буквы?

З   и   м  а   ы  зи   им  ма  мы  зима – зимы

Что можно сказать об этих словах?  (проверочное и проверяемое)

  1. Словарная работа

«Вспоминайка»

Винни-Пух и Пятачок решили подарить ослику Иа на день рождения шары, на которых написали буквы. Но ветер перемешал шарики. Помогите им быстрее составить словарные слова, определите куда падает ударение и написание какой буквы надо запомнить.

Город, лопата, петух, язык, класс.

Составьте с этими словами словосочетания.

  1. Новая тема

«Изучайка»

Отгадайте загадку:

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

А на ней щетинка.         (поросенок )

Какие слова вам помогли отгадать загадку? (пятачок, крючок, спинка, щетинка)

Что обозначают эти слова?

Какую «работу» они выполняют?  (обозначают предметы). Кто знает как называется эта часть речи?

С какой же частью речи мы сегодня будем работать? Для чего нам необходимо изучать эту тему?

А теперь давайте вспомним. В первом классе мы уже работали с такими словами. Пятачок, крючок, спинка и щетинка – все эти слова обозначают живые предметы или неживые? Если слова обозначают неживые предметы, на какой вопрос они отвечают? (Что?) Придумайте такие слова. Запишите 3 таких слова.

Что? Карта, лето, мебель…

А если слова обозначают живой предмет, на какой вопрос они отвечают? (Кто?) Придумайте такие слова. Запишите 3 таких слова.

Кто? Гном, мальчик, лошадь…

Правило на стр.45 – прочитать.

Работа с учебником.

Выполнение упр.74 – устно.

Игра.

Кого и что ты встретишь на пути, помоги свой домик им найти.

Растения.                                  Животные.

Учитель показывает рисунки, дети распределяют.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие растения? Почему?

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие животных? Почему?

Работа по вариантам: 1в. – записывает слова, отвечающие на вопрос кто?; 2в. – записывает слова, отвечающие на вопрос что?.

А как надо относиться к растениям и животным? Это наши меньшие друзья и мы их должны защищать. Послушайте стихотворение «Родное», запомните слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною, -

Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!

Назовите слова, какие запомнили.

  1. Физминутка

«Отдыхайка»

«Волшебные превращения»

Я загадываю загадки, вы их отгадываете, но вслух не называете, а показываете и озвучиваете.

Глазищи, хвостище, усищи –

А моется всех чище.      Кот

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Он копытами «Цок-цок».

Покатай меня, дружок!    Конь

Сено день и ночь жует,

Много молока даёт.          Корова

Кто рано встает,

Голосисто поет,

Детям спать не дает?      Петух

  1. Закрепление и осмысление знаний

«Думайка»

Работа в паре.

Послушайте стихотворение. Что в нем не так?

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою называли Жучкою.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка

А еще – два козла –

Сивка да Бурка!

Соедините стрелочками названия животных с их обычными кличками.

Собака        Хохлатка

Курица        Жучка

Корова         Мурка

Кошка        Буренка

Лошадь        Сивка-Бурка

  На какой вопрос отвечают слова первого столбика? Почему? А какие слова отвечают на вопрос что? Почему? Что обозначают эти слова? Как называют такие имена существительные?

Работа по учебнику.

 Упр.76 – выписать одну пословицу ( по выбору учащихся).

«Поиграйка»

В лесу часто можно встретить рыжую, хитрую…лису. Она приготовила нам свои хитрости.

Хитрость первая.

На что похожи данные предметы?

На какой вопрос они отвечают? Почему? Запишите 2слова.

Хитрость вторая.

Какие слова спрятались в ребусы?

На какие вопросы отвечают? Почему? Запишите 2слова.

Работа по учебнику

С.46 упр.77 – письмо по памяти. Подчеркнуть имена существительные.

  1. Итог урока

К какой части речи относятся слова: окно, мышка, игра, кабан?

На какие вопросы они отвечают? Как называют такие имена существительные?

  1. Рефлексия

X. Домашнее задание

Стр. 45 Упр.75, правило выучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....