«Собственные и нарицательные имена существительные».
план-конспект урока по русскому языку

Волчек Людмила Николаевна

Формирование предметных универсальных учебных действий: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как число существительных, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные.

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в парах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a455d-8af73ef2.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока:

«Собственные и нарицательные имена существительные».

Цели.

Формирование предметных универсальных учебных действий: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как число существительных, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные.

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в парах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Ход урока

  1. Организационный момент

            Прозвенел уже звонок,
           Начинаем мы  урок.
           Быть должны у нас в порядке
          Ручки, книжки и тетрадки.

  1. Введение в тему урока и постановка целей.

- Великое количество слов в нашем языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Что такое морфология? Морфология-это наука, которая занимается изучением частей речи. И сегодня мы побываем в гостях у Морфологии.

- Подаст, к примеру, команду Морфология: “Части речи, становись!” И вмиг все слова построятся в чёткие колонны.   А первым будет стоять старичок.

Есть один седой старик, 
Превращаться он привык 
В шляпу, в бабушку, в котлеты, 
В тапочки, в слона, в конфеты, 
Словом, в разные предметы.

Какой же старичок правит первой страной на острове Морфологии? (Имя существительное)

Верно.

- А какие ещё части речи живут на острове Морфологии? Давайте назовём сначала самостоятельные части речи. (Глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие)

- А теперь назовём служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие.

- Как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово в нашей речи. Поэтому эта страна такая большая.

Мы сегодня отправимся в путешествие по этой стране. А помогут нам в этом, наш верный друг учебник и те знания, которые мы получили на уроках русского языка.

3. Определение имени существительного.

- Итак, чтобы попасть в страну имени существительного, нам надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечает имя существительное, и что оно обозначает?

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?что? И обозначает предмет?)

“Я – Имя существительное, 
Очень удивительное. 
На вопросы кто? И что? 
Отвечать всегда должно!”.

- Пароль отгадан, и мы можем начать наше путешествие.

4. Работа со словарными словами.

- И вот мы уже в стране Имя Существительное. 

Посмотрите, нас пришли встречать слова. Прочитайте их: жИвотные, сАмолёт, мЕдведь, овОщи, лесТница, челОвек, РоССия, обЕзьяна, МОсква,  путЕшествовать.

- Что это за слова? (Cловарные)

- Все ли из них из данной страны? Нет ли лишних? (Путешествовать)

- Почему оно лишнее? (Это глагол, он отвечает на вопрос что делать?)

- Можем ли мы превратить его в имя существительное с помощью подбора родственного слова ? (Путешествие)

- Запишите теперь эти слова, вставляя пропущенные буквы.(у доски работает ученик)

- Проверьте правильность написания слов. 

- Какие правила встретились в данных словах? (ЖИ, непроверяемая гласная в корне, безударная гласная в корне , удвоенная согласная, разделительный мягкий знак, большая буква, непроизносимый согласный)

- А на какие 2 группы вы бы могли разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)

- Как определить, какое это существительное? (Задать вопрос)

- Запишите у себя над  словами, какое оно: одушевлённое или неодушевлённое.(Од. Н.)

Проверим. Назовите одушевлённые сущ.. Что они называют? (Животных и людей)

Назовите неодушевлённые сущ. Что они называют? (Предметы, растения, явления природы, чувства, географические названия)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.  

Идём дальше. Наш старичок предлагает нам провести игру « Подбери пару по аналогии».(работа в парах)

Париж-Франция , Москва-…(Россия)

марсиане –Марс, земляне-…(Земля)

« Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»-…(Толстой)

страна-город, дом-…( квартира)

(при проверке на доске появляются правильные ответы)

-Ребята ,а вы мне можете сказать почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?( Собственные  и нарицательные сущ.)

-Так какая цель нашего урока? ( Сегодня мы должны закрепить и углубить  знания о собственных и нарицательных именах существительных)

 -Имена существительные Париж, Франция, Москва, Россия, Марс, Земля….-называются именами собственными. Это слово пришло к нам из старославянского языка и обозначает оно личное (только моё). Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. Какие у вас собственные имена? (Юля, Алёша, Саша…)

-Да, у человека –это имя. У города, реки, улицы- это название. У животных –это клички.

-Но есть ещё нарицательные имена существительные. Это слово пришло в нашу речь тоже из старославянского языка и обозначает оно нарицать , т.е. говорить , называть . Нарицательные имена сущ. называют предметы, которые не являются единичными

-Как вы думаете , как пишутся такие слова? ( со строчной маленькой буквы).

-Какой сделаем вывод?( Собственные имена пишутся с  большой буквы, нарицательные пишутся с маленькой буквы)

6. Физкультминутка. Зимняя.

7. Закрепление полученных знаний.

Работа с учебником.

-А сейчас давайте поработаем с нашим верным помощником –учебником. Открываем учебник

Закрепление полученных знаний .

Проверка выполненного задания.

-Выполним следующее задание нашего мудрого старичка.  Найдите и соедините автора с его произведением.

Стихотворение « Берёза»              С.Т. Аксаков (Сергей Тимофеевич)

Басня « Стрекоза и Муравей»       Л.Н. Толстой

Рассказ « Акула»                               С.А. Есенин

Сказка « Аленький цветочек»        И.А. Крылов

- Имя существительное даёт нам новое задание. Мы должны прочитать это деформированное предложение.  

БелыемедведиприходятнаостроВрангеля.

-Что не так с этим предложением?( все слова написаны слитно)

-Мы сможем правильно   прочитать и написать это предложение? (да)

11. Итог урока. Рефлексия.

Выставление оценок .  Д/З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...