урок русского языка в 3 классе по теме : "Безударные гласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Зиновьевна Якубова

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Форма урока: урок – путешествие

Задачи: - формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; - развивать орфографическую зоркость; - воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Планируемые результаты:

Предметные: - знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Форма урока: урок – путешествие

Задачи: - формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; - развивать орфографическую зоркость; - воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Планируемые результаты:

Предметные: - знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: 

учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;

- карточки с разноуровневыми заданиями для урока и домашнего задания,

- карта путешествия,

- записные книжки путешественников,

- сигнальные карточки,

- смайлики,

- проектор,

- экран.

ИКТ: интерактивная презентация к уроку

Цели: отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.

2. Приветствие гостей.

-Доброе утро , ребята! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.У нас в классе сегодня гости.Повернитесь к ним ,поздоровайтесь и улыбнитесь.

 Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

- Кто такой путешественник?

(Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.

- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа.

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

24 ноября

Классная работа

- Ребята! Вы записали число. А какой праздник вскоре ожидает всех нас? (День матери 29 ноября)

Мы все очень любим наших мам, и я предлагаю привезти из нашего путешествия мамам красивый цветочек, а добудем мы его своими знаниями. За каждую выполненную работу вы будете наклеивать один лепесток, и если мы хорошо поработаем, то получим красивый цветок к концу урока.

- Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск).

5. Чистописание.

- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. НАКЛЕИВАЕМ 1 ЛЕПЕСТОК

6.Словарная работа   

1) Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь).

2) Взаимопроверка по образцу на слайде.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. НАКЛЕИВАЕМ 1 ЛЕПЕСТОК

Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

-Пока мы будем идти ,Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово? Поставьте ударение.Выделите корень.

с м…чом – мяч – с мячом

-Где находится орфограмма?

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- В конце урока мы с вами должны ответить на вопросы:

 

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/23/s_5e006e6c1beb5/1297856_1.png НАКЛЕИВАЕМ 1 ЛЕПЕСТОК

9. Упражнения для закрепления.

- Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.

В этой долине живет мудрая тётушка Сова, она хочет познакомить нас с очень важным правилом. Это правило расположено в жёлтой рамке. (чтение правила, обсуждение, составление алгоритма)

Давайте составим алгоритм проверки безударной гласной в корне слов.

Алгоритм

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Определи безударную гласную.
  5. Подбери проверочное слово

-Тётушка Сова вместе со своими лесными друзьями предлагает нам выполнить интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным.

1) Игра «Молчанка» (слайд)

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е, я).

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно. Слова на слайде.

НАКЛЕИВАЕМ 1 ЛЕПЕСТОК

- Наше путешествие по долине Безударных гласных продолжается. Тётушка Сова хочет, чтобы мы выполнили №194.

-Прочитайте слова из упражнения.

-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?

( подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово. Например: дворы- двор, дворник)

Письменное выполнение задания. НАКЛЕИВАЕМ 1 ЛЕПЕСТОК

ФИЗМИНУТКА.

10.Закрепление и отработка навыка.

-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу «Граммотеевск». Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города ? Прочитайте. Выполните это задание.

Задание.

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Все работают самостоятельно

- Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы.

Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями и стали полноправными жителями королевства Русского языка. Теперь Вам не составит труда выполнить любое задание. НАКЛЕИВАЕМ 1 ЛЕПЕСТОК

11. Итог урока.

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.

-Какая была тема нашего путешествия?

-Чему вы учились сегодня на уроке?

Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова).

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова).

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением).

 

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/23/s_5e006e6c1beb5/1297856_2.jpeg

 

- ребята,я хочу посмотреть на ваши цветочки. ЗамЕчательный подарок мамам вы приготовили.

-А сейчас я хочу проверить, кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями, кому было трудно, а у кого остались какие-либо вопросы. Кому было легко- напишите на листочках букву Л, кому было трудно- букву- Т, а кого остались какие-либо вопросы- нарисует в воздухе вопросительный знак.

12. Дифференцированное домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"

Урок-закрепление. Выработка орфографического навыка написания безударной гласной в корне слова осуществляется на основе использования межпредметных связей. Обучающиеся получат возможность научиться по...

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...