Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Хлус Анна Максимовна

Тема урока «Повторение. Парные согласные»

 

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: углубление и расширение знаний о парных по глухости и звонкости согласных звука 

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Актуализировать знания учащихся по теме парные согласные.
  2. Закрепить умения различать парные звонкие и глухие согласные.
  3. Познакомить с непарными согласными

Развивающие:

  1. Развивать способность к структурированию знаний.
  2. Совершенствовать навыки языкового анализа посредством разбора орфограмм.
  3. Способствовать развитию устной речи во время парной работы.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку через содержание дидактического материала.
  2. Воспитывать ответственное отношение к учению в процессе выполнения задания.
  3. Воспитывать уважение друг к другу через групповые и парные формы работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Узнавание

1.Актуализация имеющихся знаний о правописании слов с  разделительным мягким знаком.

1. Прочитайте предложения. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните.

Ночью была вьюга.

Трещали сухие сучья сосны.

Летели хлопья снега.

Илья и Кузьма — друзья.

Скоро польёт дождь.

Пчёлы спрятались в ульи.

1. Практический: выбор слов.

Критерии:
1 балл – учащиеся знают слова с разделительным мягком знаком и подчеркнули все правильные ответы.
0 баллов – учащиеся не справились с заданием, допустили ошибки при выборе слов.

1. «Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и. Значит, подчёркиваю слова: сучья, хлопья, Илья, Кузьма, друзья, польёт, ульи».

Задания могут быть использованы на этапе актуализации и мотивации.

2.Актуализация имеющихся знаний о правиле правописания разделительного мягкого знака.

2. Укажите верное продолжение правила.

2. Практический: выбор правильного ответа.

Критерии:
1 балл – учащиеся знают правило о случаях правописания разделительного знака и выбрали правильный ответ.
0 баллов – учащиеся не знают правило о случаях правописания разделительного знака и допустили ошибку.

2. «Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е,ё,ю,я,и. Значит, выбираю ответ: е,ё,ю,я,и».

3.Актуализация имеющихся знаний о правописании слов с  разделительным мягким знаком.

3. Укажите, в каком слове пишется разделительный мягкий знак.

3. Практический: выбор правильного ответа.

Критерии:
1 балл – учащиеся знают правило о случаях правописания разделительного знака и выбрали правильный ответ.
0 баллов – учащиеся не знают правило о случаях правописания разделительного знака и допустили ошибку.

3. «Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е,ё,ю,я,и. Значит, выбираю ответ: медвежья».

Воспроизведение

1. Распознавание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного звука.

1. Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Объясни выбор.

Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука

Разделительный мягкий знак

Пальчики, деньки, мальчик, вьюга, глазунья, соловьи, крылья.

Практический: распределение слов на группы, словесный: рассказ по таблице.

Критерии:
2 балла – учащиеся знают различия между группами, дан правильный, обоснованный ответ.
1 балл – дан правильный, но не обоснованный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ.

«Слова с мягким знаком после букв е,ё,ю,я,и относятся ко второй группе, остальные слова относятся к первой группе и обозначают мягкость согласного звука, значит, пальчики, деньки, мальчик – первая группа, вьюга, глазунья, соловьи, крылья – вторая группа».

Задания могут быть использованы на этапе «открытия» нового знания или первичного закрепления во внешней речи.

2. Воспроизведение по схеме-опоре роли мягкого знака в словах.

2. Восстанови схему. Расскажи о роли мягкого знака.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d06/0004db7d-6a8591b3/img10.jpg

2. Словесный: рассказ по схеме-опоре о части речи, практический: восстановление схемы.

Критерии:
2 балла – учащиеся знают различия между группами, дан правильный, обоснованный ответ.
1 балл – дан правильный, но не обоснованный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ.

2. «Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е,ё,ю,я,и, значит, под первой стрелкой пишу (разделительный), мягкий знак, который обозначает мягкость согласного звука пишется после согласного и перед согласным, значит, под второй стрелкой пишу (обозначает мягкость согласного)».

Понимание

1. Осмысленное восприятие информации об разделительном мягком знаке.

1. Подчеркните слова, в которых мягкий знак является разделительным, объясни.
Вьюга, сирень, накипь, рьяный, мышь, лось, вьюнок

1. Практический: выбор правильного ответа, словесный: словесное объяснение.

Критерии:
2 балла – учащиеся знают случаи правописания разделительного мягкого знака, подчёркнуты все правильные слова.
1 балл – дан правильный, но не обоснованный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ.

«Я понимаю, что в словах разделительный мягкий знак пишется перед буквами е,ё,ю,я,и, значит, подчёркиваю вьюга (мягкий знак перед гласным ю), рьяный (мягкий знак перед гласным я), вьюнок (мягкий знак перед гласным ю)».

Задания могут быть использованы на этапе «открытия» нового знания или первичного закрепления во внешней речи.

2. Осмысленное восприятие информации об разделительном мягком знаке.

2. Выберите слово, в котором нужно писать разделительный мягкий знак.

2. Практический: выбор правильного ответа, словесный: словесное объяснение.

Критерии:
2 балла – учащиеся понимают, что гласные звуки после согласного и разделительного мягкого знака обозначают два звука, выбран правильный ответ.

1 балл – дан правильный, но не обоснованный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ.

2. Буквы е,ё,ю,я,и обозначают два звука, если стоят после согласного звука и разделительного мягкого знака, значит выбираю первое слово (ульи), звук и обозначает два звука й,и».

Применение в типичных условиях

1.Самостоятельное применение правил правописания слов с разделительным мягким знаком.
1. Спишите текст. Вставьте мягкий знак в слова, где это необходимо.

Андрей поставил книгу на пол  ку. Катя и Игорь танцевали пол  ку.

Зина сорвала пят   ромашек. На маме было надето красивое пальто до пят  .

Артур опят  получил двойку. Ребята набрали полные корзины опят  .
1. Практический: выполнение задания, словесный: словесное объяснение.

Критерии:
3 балла – учащиеся знают случаи правописания мягкого знака, слова написаны верно, ответ обоснован. Орфографических ошибок нет.
2 балл – допущены орфографические ошибки, слова с пропущенным мягким знаком полностью обоснованы.

1 балл - допущены орфографические ошибки, слова с пропущенным мягким знаком частично обоснованы.
0 баллов – допущены орфографические ошибки, слова с пропущенным мягким знаком не обоснованы.

«Андрей поставил книгу на полку. Катя и Игорь танцевали польку (танец, для различения слова пишем мягкий знак). Зина сорвала пять (пишем мягкий знак, обозначающий мягкость согласного) ромашек. На маме было надето красивое пальто до пят. Артур опять получил двойку. Ребята набрали полные корзины опят».

Задания могут быть использованы на этапе самостоятельной работы.

2.Самостоятельное применение правил правописания слов с разделительным мягким знаком.

2. Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1146/000bbd8d-f6b64ae8/img12.jpg
2. Практический: выбор правильного ответа, словесный: словесное объяснение.

Критерии:
2 балла – учащиеся знают случаи правописания разделительного мягкого знака, подчёркнуты все правильные слова.
1 балл – дан правильный, но не обоснованный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ.

«Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е,ё,ю,я,и, значит, выписываю слова ружьё, копьё, птичьи, соловьи, деревья, ночью».

Применение в новых условиях

1. Оценить умение применять знания об разделительном мягком знаке, приводить примеры слов на творческом уровне.

1. Составьте в группе кроссворд, придумайте пояснение к словам.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0eee/0005a0b5-29ddc685/hello_html_376ff4d7.jpg

Практический: групповая работа, словесный: словесное объяснение.
Критерии:

Задание выполнено в группе

1

5

Соблюдены основные требования к составлению кроссворда

1

Прописаны все 5 слов

1

Придуманы пояснения ко всем словам

1

Работа оформлена творчески

1

«Мы в группе составили кроссворд используя слова с разделительным мягким знаком, у нас получились следующие слова: вьюга, ульи, пальто, обувь, варенье, к ним мы придумали следующее описание: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0eee/0005a0b5-29ddc685/hello_html_376ff4d7.jpg

Задания могут быть использованы на этапе включения в систему знаний.

2. Оценить умение применять знания об разделительном мягком знаке на творческом уровне.

2. Придумай сказку про разделительный мягкий знак

2. Практический: групповая работа, словесный: словесное объяснение.
Критерии:

Задание выполнено в группе

1

5

Соблюдены основные требования к составлению сказки

1

Сказка соответствует заявленной теме

1

В сказке описаны особенности разделительного мягкого знака

1

Работа оформлена творчески

1

2. Мы в группе сочинили сказку:



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые эксперты!

Будущему учителю начальной школы важно умение ориентироваться в дидактических материалах учебника русского языка. Знание о разноуровневых заданиях помогает правильно отбирать упражнения для разных этапов работы над понятием или умением. Рассмотрим РЗ на примере темы ......

Для решения этой проблемы я разработала уровневые задания по ….. Тема: …

 УЗНАВАНИE

Цель задания: актуализация знаний об …

Задание может быть использовано на этапе актуализации и мотивации.

Обучающимся необходимо узнать, описание, какого предмета указано.

Предполагаемый ответ ребенка может звучать следующим образом: прочитав описание, а именно:

Я пришел к выводу, что правильным ответом является вариант А.

Уровень сложности задания: базовый (1 балл)

Оцениваться задание будет по следующим критериям:

1 балл

ответ А

0 баллов

Если выбрали вариант …

 ВОПРОЗВЕДЕНИE.

Цель задания: актуализация знаний … и воспроизведения определения.

Задание может быть использовано на этапе «открытия» нового знания или первичного закрепления во внешней речи.

Обучающимся необходимо воспроизвести определение, вставив необходимые слова.

Предполагаемый ответ ребенка может звучать следующим образом: ознакомившись с понятием, я понял, что речь идет о …. Вот какое определение получилось: Вопрос что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар. Такие имена существительные называются неодушевленными.

Уровень сложности задания: базовый (2 балла)

Оцениваться задание будет по следующим критериям:

2 балла

Дан правильный ответ

1 балл

Дан неточный ответ

0 баллов

во всех остальных случаях

ПОНИМАНИE.

Цель задания: осмысленное восприятие информации об одушевленных и неодушевленных именах существительных

Задание может быть использовано на этапе «открытия» нового знания или первичного закрепления во внешней речи.

Обучающимся необходимо распределить слова на группы, устно объяснив свой выбор, продемонстрировав уровень понимания пройденного материала.

Предполагаемый ответ ребенка может звучать следующим образом: одушевленные им. сущ. отвечают на вопрос кто? и обозначают людей, животных, поэтому к ним относятся кот, человек, олень. Неодушевленные им. сущ. отвечают на вопрос что?, обозначают предметы неживой природы, к ним относятся: компьютер, дерево, трамвай.

Уровень сложности задания: повышенный (3 балла)

Тип задания с развернутым ответом.

Оцениваться задание будет по следующим критериям:

3 балла

Слова распределены верно, дан развернутый ответ

2 балла

Слова распределены верно, но без объяснений

1 балл

Дан неточный ответ

0 баллов

во всех остальных случаях

ПРИМЕНЕНИE В ЗНАКОМЫХ УСЛОВИЯХ.

Цель задания: самостоятельное применение знаний нахождения в тексте одушевленных и неодушевленных им.сущ., умения задавать к ним вопросы

Задание может быть использовано на этапе самостоятельной работы.

Обучающимся необходимо применить полученные знания и выписать из текста сначала одушевленные имена существительные, затем  неодушевленные. Перед каждым именем существительным записать вопрос, на который оно отвечает.

Предполагаемый ответ ребенка может звучать следующим образом: Внимательно прочитав текст, я выделил следующие одушевленные и неодушевленные имена существительные:   (Кто?) птичка, (кто?) сойка, (кто?) рябчик, (кто?) сорока. (Что?) лес, (Что?) поляна, (Что?) голос.

Уровень сложности задания: повышенный (4 балла)

Тип задания с развернутым ответом.

Оцениваться задание будет по следующим критериям:

Верно выписаны все одушевленные им. сущ.

1

4

Верно выписаны все неодушевленные им. сущ.

1

Заданы вопросы к им. сущ.

1

Орфографических ошибок не допущено

1

ПРИМЕНЕНИE В НОВЫХ УСЛОВИЯХ.

Цель задания: оценить умение применять знания об одушевленных и неодушевленных им. сущ., приводить примеры слов на творческом уровне.

Задание может быть использовано на этапе включения в систему знаний.

Обучающимся необходимо применить полученные знания, в группе составив словарь «Одушевленные и неодушевленные им. сущ. в нашей школе», по указанным требованиям: 

Предполагаемый ответ ребенка может звучать следующим образом: Работая в группе, мы составили свой словарь «Одушевленных и неодушевленных им.сущ. в нашей школе». Распределив роли и обязанности в группе, нам удалось достичь цели. В наш словарь мы записали одушевленные имена сущ. (кто?) учитель, ученик, повар, врач, директор, одноклассник, друг, водитель, библиотекарь, тренер; неодушевленные имена сущ. (что?) стол, шкаф, книги, кабинет, столовая, ручка, дневник, дверь, портфель, доска.

Уровень сложности задания: высокий (5 баллов)

Тип задания с развернутым ответом.

Оцениваться задание будет по следующим критериям:

Задание выполнено в группе

1

5

Соблюдены основные требования к составлению словаря

1

Указано 10 одушевленных имен существительных

1

Указано 10 неодушевленных имен существительных

1

Работа оформлена творчески

1

Таким образом, разработанные уровневые задания дают учителю возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...