Изучение использования мнемотехники в русском языке
проект по русскому языку (2 класс)

 Многие люди задаются вопросом, как можно научиться запоминать больше информации. Для осуществления этой задачи была придумана мнемотехника. действительно ли применение различных приемов мнемотехники позволяет легче запоминать информацию?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_ispolzovaniya_mnemotehniki_v_russkom_yazyke.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение использования мнемотехники в русском языке

                                                     

         Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..........

 I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ…………………………………………………………………

1.1 Мнемотехника и ее задачи……………………………………………………………………………..

1.2 Этапы мнемического запоминания………………………………………………………………..

1.3 Виды мнемических приемов………………………………………………………………………………………

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………………………………………………………………….

2.1 Проведение урока русского языка в начальной школе…………………………………………….

2.2 Итоги практического исследования…………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………………

Введение

Двадцать первый век – век компьютерных технологий открыл для современного человека неограниченный доступ к информации. В последнее время наблюдается большой разрыв между стремительным ростом высоких технологий и способностью мозга человека запомнить эту информацию. Слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать.

Школьная  программа освоение различных предметов. Одни предметы ребёнок усваивает легко, другие вызывают у ученика определённые трудности. По мнению специалистов, русский язык считается одним из трудных школьных предметов на всех ступенях школьного обучения. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку уже с начальной школы уделяется большое внимание.

 Многие люди задаются вопросом, как можно научиться запоминать больше информации. Для осуществления этой задачи была придумана мнемотехника. Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила исследовать, действительно ли применение различных приемов мнемотехники позволяет легче запоминать информацию.

Я выбрала эту тему, так как хотела убедиться в эффективности применения мнемотехники в учебе, облегчить запоминание информации и уменьшить трату времени ученикам и себе.

Актуальность моей работы заключается в том, что на уроках русского языка нам необходимо запомнить большое количество информации, а приемы мнемотехники наряду с традиционными способами изучения могут помочь в запоминании.

Цель исследования: изучить использование приемов мнемотехники при обучении русскому языку.

Предмет исследования: приемы мнемотехники при изучении русского языка.

Объект исследования: мнемотехника.

I. Основные теоретические сведения

1.1 Мнемотехника и ее задачи

Одним из способов, повышающих эффективность восприятия и усвоения новой информации в рамках обучения в школе, является использование в учебной деятельности приемов мнемотехники. Использование мнемических приемов в рамках начальной школы в процессе обучения русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки.

Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общий объём памяти путём образования ассоциативных связей; замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания .

К приемам мнемотехники могут относится: образные коды букв алфавита, запоминание слов на основе зрительного образа, фонетические образные коды (транскрипция иностранных слов), метод сжатия информации (прием для запоминания текстов) и т.д. Включение данных приемов в учебную деятельность позволяет повысить общий интерес к учебе, так как они содержат в себе смену деятельности, эмоционально вовлекают в глубины содержания учебного предмета и повышают познавательную активность. Стоит также отметить, что применение мнемотехники снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой генетически ограничены . Запоминание в мнемотехнике осуществляется на основе естественных механизмов памяти мозга, а именно преобразовании получаемой информации в зрительные образы. Задача  таким образом, состоит в подборе техники, позволяющей преобразовать запоминаемую информацию на язык мозга – в зрительные образы. Такой образ, в котором закодированы элементы запоминаемой информации, называется искусственной ассоциацией .

1.2 Этапы мнемического запоминания

Весь процесс мнемического запоминания состоит из четырех этапов:

1. Обучение кодированию элементов в зрительные образы. На данном этапе задача состоит в необходимости быстрого преобразования слов, чисел, правил в зрительные образы.

2. Формирование навыка образования ассоциации. Полученные образы необходимо соединять в воображении по определенным правилам, чтобы избежать возникновения «путаницы».

 3. Запоминание последовательности информации. На данном этапе, как правило, применяют определенные мнемотехнические схемы запоминания.

 4. На четвертом, заключительном этапе, происходит собственно сохранение информации в памяти на длительный период времени. Приемы мнемотехники в педагогике определяют по-разному: методика сенсорно-графических схем (Воробьева В. К.); предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А), блоки-квадраты (Глухов В. П). Однако абсолютное большинство отмечает, что особенностью мнемотехник является применение не изображений предметов, а их символов. Прием символизации значительно облегчает детям запоминание незнакомой информации. Подобранные образы должны быть максимально приближены к смысловому содержанию слова. Так, например, для обозначения диких животных может использоваться образ елки, а для обозначения домашних – образ дома, сложные в написании орфограммы могут быть обозначены графически (непроизносимая согласная «т» в слове «доблестный» в виде изображения меча) . Учащиеся, успешно овладевшие навыками мнемотехник, в дальнейшем способны самостоятельно применять данную методику при выполнении различных учебных заданий. Необходимо также отметить, что модели предложенные, должны быть ориентированы на возрастные особенности ученика, быть для него простыми и понятными. Поэтому на разных этапах обучения возможно применение различных мнемотехнических приемов: образных карточек, пиктограмм, рифмовок, мнемотаблиц и т.д.

1.3 Виды мнемических приемов.

Наиболее распространенными и применимыми к процессу начального обучения русскому языку являются следующие мнемотехники:

  1. Прием ассоциаций. Данный вид мнемотехники основан на формировании четких ассоциативных взаимосвязей между новой для ребенка информацией и схожим, уже хранящимся в памяти материалом. Так, например, запоминание дат можно ассоциировать с уже знакомым событием, хорошо сохраненным в памяти: за столько-то лет до, или столько-то лет после. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Необходимо отметить, что педагог не должен навязывать ученику свои ассоциации, поскольку ценность данного приёма заключается в эксклюзивности ассоциативных образов.

Существуют два подвида данного метода:

а) «Цепочка» Новую информацию, чаще всего слова – элементы какого-то списка, ассоциируют друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Например, чтобы запомнить слова-исключения: «деревянный», «стеклянный», «оловянный», можно предложить ребенку представить мысленную картину: в деревянном доме, на стеклянном окне, оловянные ручки.

 б) «Матрешка» В данном методе образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа необходимо перевести внимание на второй образ, мысленно увеличить и создать ассоциацию между вторым и третьим и так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. Например, чтобы запомнить, что в предложенных словах ударная гласная «о», учащимся можно предложить представить «каталОг», который они открывают и видят «тОрты», которые они разрезают и видят «твОрог». Данный метод требует предварительной отработки, но поняв смысл, дети довольно быстро и легко составляют подобные образные «матрешки».

 2. Прием места. Данный вид мнемотехники основан на зрительных ассоциациях. Учащемуся необходимо ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот прием не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего, нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога в школу или классная комната. Далее по хорошо известному вам «маршруту» размещаются предметы, которые нужно запомнить, и фиксируются в памяти их зрительные образы. Материал запоминается в определенной последовательности. Например, учитель просит детей закрыть глаза и представить классную комнату, затем мысленно переместиться к окну, «поставить» во двор «березу», затем к подоконнику и «ощутить» слово «ветер», затем пройти к доске и написать на ней «сентябрь» и наконец, повесить на дверь «венок». Затем, учитель просит еще раз посмотреть на все слова и посадить в центр класса большую букву «Е», с которой пишутся все эти слова. Это простое упражнение, позволяет не только зафиксировать в памяти написание сложных орфограмм, но и развить ассоциативное мышление. При постоянной практике, данный метод позволяет запомнить написание большого количества слов, не прибегая к «заучиванию» и «зубрежке». Принято считать, что этим видом мнемотехники широко пользовались древнеримские ораторы, поэтому в методической литературе он также встречается под названием «метод Цицерона».

3.Прием группировки. Прием группировки основан на «сжатии» информации в более крупные блоки. Например, буквы алфавита быстрее и удобнее запоминать «сжав» по несколько букв сразу: «АБВ» «ГДЕ ЁЖ» «ЗИКЛМН» «ОПРСТ».

4. Прием рифм и ритма. Этот прием является наиболее часто встречающимся и хорошо знакомым детям. Он лежит в основе множества орфографических и грамматических правил. Например, известная всем рифмовка, состоящая из глаголов- исключений II спряжения. Скоро, быстро, хорошо; Все пишу я с буквой «О»; Пальто, платье и платок; С буквой «А» пиши, дружок. Или правило ослика «Иа»: Если после корня «А», в корне пишем «И» всегда. Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых, благодаря ритму.

 5. Прием акронимов. Прием акронимов также является очень распространенным видом мнемотехники. Суть данного приема заключается в составлении аббревиатур из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Широко известным приемом акронимов, является метод запоминания падежей в русском языке: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».

 6. Графический прием. Графический прием чаще используется в начальной школе и представляет собой графическое или художественное выделение необходимой для запоминания информации. Например, для запоминания предлагаются слова, где сложные орфограммы, заменены рисунками, при виде которых у учащихся возникает связь с орфограммой. Например, в слове «роса», последние три буквы заменяют изображением «осы», что облегчает запоминание написания безударной гласной в корне слова. В слове «беседа» – непроверяемая безударная гласная «е», заменена изображением человека в форме буквы «е», разговаривающего с соседними буквами. «Болото» – слово изображено в виде болота, где непроверяемая безударная гласная «о» нарисована кочкой. Графический прием можно также использовать, для запоминания конкретных правил. Например, написание частицы не с глаголами будет легче усвоено школьниками, если предложить слова в виде ассоциативных изображений, где частица «не» «убегает» от глаголов. Ещё более эффективным окажется усвоение, если предложить школьникам самостоятельно «нарисовать» правило.

7. Прием символизации. Данный вид мнемотехники применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения, а также для объединения нескольких вещей в более крупные группы. Наиболее простым примером, является запоминание символа транскрипции звука, который могут обозначать буквы. Например, для буквы ё, используется символ [йо], усваивая взаимосвязь между значком звука и буквой, школьник также занимается мнемотехникой. Задания можно выстроить и на совмещении различных мнемических приемов. Например, работу со словарными словами возможно организовать, используя прием «приёмный родственник»: Капусту и кактус жевала в пруду, мохнатая рыба у всех на виду. Пара: «капуста – кактус». Батон на банте написал, я много ем, но слишком мал. Пара: «батон – бант».Лопата лопнула от злости, никто к ней не приходит в гости. Пара: «Лопата – лопнуть». Запоминание словарных слов можно сопроводить обращением к кинетическим ассоциациям. Например, «лИпкИй лИмон», «мОкрое мОлоко», «рОзовая рОмашка», «свЕжая ЕжЕвика», «тОлстый тОмат». Результативным оказывается обучение младших школьников действию мнемических приемов, основанных на совмещении графических и фонетических ассоциаций. Особенно действенным данный вид мнемотехник оказывается в случае, если в изучаемом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова «майонез» подобрано созвучие к первому слогу – «МАЙка». А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: «МАЙка испачкана майонезом».

II. Практическое исследование

2.1 Проведение урока русского языка в начальной школе

Тема: Письмо по памяти со словарными словами. Изучение слов с непроверяемыми гласными в корне слова.

Цели: познакомить детей с правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова; найти для каждого ученика наиболее подходящий и удобный метод для запоминания.

 Ход урока:

1.Ознакомление учеников с темой урока.

2. Урок был разделен на несколько этапов:

 Представляю ребятам словарные слова, уточняем их лексическое значение. Расставляем ударения в словах, указываем количество слогов. Записываем новые слова в словарь и выделяем непроверяемые гласные в корнях слов.

Провожу небольшой словарный диктант, проверяю сколько детей выучили правильное написание слов. Результаты показали, что половина класса не справилась с этой задачей и учащиеся допустили ошибки в написании.

После диктанта показываю мнемокарточки ( рисунки на листах А4 ), объясняю их значение и закодированные слова: для того чтобы запомнить написание слов, непроверяемая гласная представляется ввиде рисунка.

Обсудив мнемокарточки мы переходим к стишку, который нужно выучить и написать по памяти за оставшиеся время урока.

«Судили конкурс красоты

Сорока и ворона

Рыдали белка и лиса,

А гордая корова

В коровник радостно несла

На голове корону

Для быстрого запоминания вывожу на доску мнемотаблицу – закодированный стих в картинках. Основные действия и персонажи их стишка зарисованы в небольшие квадраты поочередно. Пытаемся прочесть всем классом стих по изображениям и пишем его в тетрадях. Для удобства оставляю мнемотаблицу на слайде, давая возможность детям вспомнить закодированные строчки.

2.2 Итоги практического исследования

1.Проверяя тетради я увидела ожидаемый результ: все ученики справились с письмом по памяти. В грамматике не было ошибок и все словарные слова были написаны правильно.

2. Такие приемы мнемотехники, как мнемоквадраты и мнемотаблица сработали намного эффективнее , нежели обычное заучивание.

Заключение

Итак, для облегчения работы механизма памяти необходимо привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы. Заметим, что ученики, успешно овладевшие навыками мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно применять её при выполнении различных учебных заданий. А значит при более глубоком изучении разных видов и методов мнемотехники каждый ученик сможет подобрать идеальный вариант для себя.

 Таким образом, использование мнемических приемов при обучении русскому языку в начальной школе обеспечивает учащимся более легкое усвоение программного материала и помогает создавать комфортную обстановку на уроке. Образовательный процесс, построенный с включением приемов мнемотехники, предупреждает перегрузки памяти, дает необходимые знания для саморазвития, способствует интеллектуализации памяти, разумному пониманию окружающего мира и своего места в нем.

Список литературы:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2013. – 159 с.

2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с.

3. Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 168 с.

4. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. Рязань: Издательство РГПУ, 2005. – 212 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»

Цель  урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе  как подготовка к восприятию конце...

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит материал об эффективных способах запоминания словарных слов в начальной школе....

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит эффективные способы запоминания слов с непроверяемыми написаниями...

Методические рекомендации к изучению отдельных тем предмета «Русский язык» в начальной школе

Данная  работа  может быть  интересна  педагогам   начальной  школы, работающим  по  любой образовательной  программе  или системе. Материал...

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка  в начальной школе.         Русский язык богат меткими и образными сочетаниями слов. Такие устойчивые соче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....