Обобщающий урок русского языка по теме "Глагол".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сат Лариса Экендеевна

Здесь представлен конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_glagol.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок русского языка в 3 «б» классе по теме «Глагол».

Цель, задачи урока:

Образовательный: систематизировать значения о глаголе, как части речи.

Развивающие: узнавать неопределённую форму глагола.

Воспитательные: оценивать результаты выполненного задания.

Тип урока: Урок  повторения.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

- Садитесь те, кто родился зимой!
-  Садитесь те, кто родился весной!  
- Садитесь те, кто рожден в летний зной!
- И те, кто родился осенней порой!
Начинаем урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был наш урок? 
(Интересным, полезным...)
- А какими должны быть вы во время урока
? (Активными, внимательными, думающими.)
- Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? (да)  Я рада

2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

а) Звучит музыка Шопена «Весенний вальс»

- Давайте послушаем музыкальный отрывок, настроимся на плодотворный урок. Автор музыки Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор, пианист.

– Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться, любоваться, мечтать)

– Слова, какой части речи вы называли? (глаголы)

- Сформулируйте тему урока (Глагол)

- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас? (НЕТ) А что вы уже знаете о глаголе? (время, лицо, число…)

2. Формулирование цели урока

- Посмотрите на доску, перед вами ключевые слова урока (время, лицо, число, род).
-  Как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке?

Повторить грамматические признаки глагола

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

3.  Минутка каллиграфии

На минутке чистописания запишите слова:

Я   мы   - 1 лицо

Ты вы   - 2 лицо

Он она оно они   - 3 лицо

- Что это за слова? И почему мы их пишем сейчас? Как они связаны с темой нашего урока?

Местоимения, которые помогают определить лицо глаголов (в наст. и буд. времени)

Обменяйтесь тетрадями, оцените друг друга (насколько красиво, аккуратно выполнена работа)
- Ребята, чему учились в этом задании? (писать красиво, оценивать друг друга)
4. Следующее задание нужно выполнить в группах.
Какая работа предстоит? (Работа в группах)
Внимательно рассмотрите предложенную схему. Попробуйте сформулировать задание
. (Вписать недостающие слова, чтобы получился рассказ о глаголе).
- Как мы называем эту схему иначе? (Кластер)

- Выберите представителя от группы, который расскажет о глаголе. Все остальные ребята внимательно слушают и сигнализируют карточками (согласны или нет) 2-3 выступающих.
Вывод:
 
- Какой вывод можем сделать после выполненного задания? Чему учились? Что получилось
? (учились составлять рассказ о глаголе, работать в группе).
- Даша (Маша), как считаешь, все ли участники команды работали в полную силу, дружно?

5.Языковая разминка

Прочитайте слова, какие задания можно выполнить? (безуд). Как можно сгруппировать эти слова?

Запишите в тетрадь
Распределите в три столбика   Докажите. Остальные группы должны выразить свое согласие или несогласие (сигнальные карточки).
- Обменяйтесь тетрадями, оцените правильность работы друг друга.

Записывают слова по группам, доказывают, что выписали слова именно в том времени, которое требовалось

Уб..жит, прин..сёт, расск..зал, п..сал, од..вает , т..чёт, в..зёт, зах..дил, уп..дёт.

- Чему учились? (Различать времена глагола)
6. ФИЗМИНУТКА
- Ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте отдохнем, но наша физминутка будет продолжением урока. Слова какой части речи для нас сейчас очень важны? (Глаголы)
Предлагаю продолжить закрепление знаний о временах глагола. Я буду предлагать называть разные формы глагола, а вы будете вставать с места.
Если назову фору прошедшего времени – встает первый ряд,
Настоящего – второй ряд
Будущего – третий ряд.

- Готовы?
Рисует, молчал, улыбается, расскажет, подсказал, вижу, убежал, радоваться, мечтаю, сияло, помогу, люблю, покажет, позвонит, решил, думать, ходим, гудит, трещал, пройдет, прилетают.

- Какие молодцы! Продолжаем работать
7. Обобщение знаний по теме

- Кто помнит,  на каком месте по употреблению в речи стоит глагол?
(на втором, после им.сущ.)
- А почему? (глагол помогает сущ. двигаться)
Все вы знаете игру «Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, расскажи, кто ты будешь такой?»
Сейчас ко мне выйдут 3 человека, выбирайте карточку, на ней обозначено действие, которое вы должны показать, остальные отгадывают 
(идёт, качается, вздыхает) 
Трое учащихся показывают действия, остальные должны угадать, что они делают

- Может быть, вы узнали детское стихотворение, из которого эти слова?
(А.Барто, «Идёт бычок качается») .
- Запишем строчку из этого стихотворения. Сверьте написанное с тем, что на доске.
- Предположите, какое задание нужно выполнить? 
(Разбор предложения)
Выполним разбор.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.(повест., невоскл, простое, распр,)
На доске и в тетради (самопроверка) 
Оценка на полях

- Чему учились? (разбирать предложение, оценивать) Ребята, кто за это задание поставил себе 5? А кто 4? Молодцы!
Дадим характеристику глаголам.

Даю минутку. Маша - с места, остальные слушают, если согласны – зеленая карточка, нет – красная. Проверка на доске. Оценивание на полях
- Чему учились, выполняя это задание? (давать характеристику глаголу) Кто справился с заданием без труда? У кого были сложности? Какой вывод делаем? Нужно больше тренироваться, учиться характеризовать глагол.

- Глагол упрямая часть речи, которая может устраивать нам ловушки в виде орфограмм. Про одну из них даже есть сказка.

Послушаем сказку «Сила любви»!

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

      Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам.                                    

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него  с криком: "Негодую! Ненавижу!"

      И вдруг замерла от неожиданности:  на этот раз Глагол остался рядом.                                                

Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".

- О какой орфограмме идет речь? (не с глаголами пишется раздельно кроме слов, где без не не употребляется)

«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт

В первый столбик слитно, во второй раздельно.

(Не)взял, (не)навидит, (не)было, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал

Еще одна орфограмма вам знакома. Давайте мы ее вспомним, прочитав шутки-прибаутки.

Как работаем с такими словами? (ставим к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то в глаголе стоит, если в вопросе нет ь знака, то и в глаголе нет)

Шутки – прибаутки

Что хочется мальчикам?

Мальчикам хочет  ся драт    ся,
с утра и до ночи купат    ся,
в грязи поминутно валят    ся
и в разных железках копат    ся.

Что хочется девочкам?

Хочет  ся им наряжат    ся,
конфетами объедат    ся,
с подружками пошептат    ся
и в брошках-серёжках копат    ся.

Самостоятельная работа. 
- А теперь я предлагаю вам стать художниками слова.
- Кого так называют? 
(писателей, поэтов)
«Оживи картинку». Посмотрите, чего не хватает в нашем тексте?
Вставьте в текст 
1 ряд – прош.вр.

2 ряд – наст.вр.

3 ряд – буд.вр.

 ………весна.  ……яркое солнце. ……… снег.    …….ручейки.  С юга ……… птицы.

Запишите получившийся текст, но, пожалуйста, оставьте место для названия.

Названия?

Прошедшее время – Наступила весна.

Настоящее – Весна

Будущее время – Скоро весна.
- Ребята, в каком тексте картина получилась более живая? 
(Настоящее время.)
Обменяйтесь тетрадям, проверьте правильность выполнения задания, оцените партнера, оценку поставьте на полях. Вернули тетради обратно. Ребята, кто поставил оценку 5? 4?

- Чему учились? (Подбирать нужные глаголы для текста, использовать глаголы в нужной форме, проверять, оценивать). 

8. Оцените свою работу за урок.

Посмотрите на накопленные оценки в тетради, выведите общую оценку.

Потом я выставлю вам свою оценку.

Задание «Я грамотей» Слайд

– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.

Начнём со слов: В школе я ……(запись в тетрадь)

Пример учителя: объясняю.

Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…

9. Д/з будет по карточке, где вам нужно выбрать задание по своим силам, выполняем в рабочей тетради.

10. – И вот, мы подошли к последнему этапу нашего урока – подведению итога.

– Вспомните тему урока (Глагол) 
- Какую цель мы ставили 
(закрепление знаний о грамматических признаках глагола)
- Предлагаю поработать с синквейном (в группах)
- Напомните, пожалуйста, что такое синквейн, из какого языка пришло к нам это слово? (франц, пятистишье без рифмы)

СИНКВЕЙН - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- Найдите на парте форму синквейна, поработайте в группах.
Проверка

1. Глагол
2. Живой, яркий.

3. Работает, знает, говорит
4. Важная часть речи
5. Действие

1. Глагол
2. Дивный и прекрасный
3. Улыбается, смеется, хохочет
4. Без него и шагу ступить нельзя
5. Выполнение

1. Глагол
2. Деятельный, трудолюбивый
3.Обозначает, изменяется, действует
4. Глаголы делают речь живой
5. Действие
- Замечательно! С этим заданием отлично справились все группы.

11. Рефлексия.
- Чем же мы занимались сегодня на уроке?
Отвечать можно только, используя глаголы (думали, играли, смеялись, трудились…)

- Как вы считаете, хорошо ли мы поработали все вместе? А вы лично? Чью работу вы бы отметили особо?

- Ребята, чтобы дать оценку уроку, своему настроению я прошу обратить внимание на доску.                                                                                                                                            Внимание на доску.                                                                                                            Домашняя работа: Упр. 228 стр. 126                                                                                             Объяснение домашней работы: Прочитайте стихотворение. Придумайте к нему заголовок. Запишите заголовок и стихотворение. Подчеркните глаголы.

                                                                                                                                                   Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»                  ...

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Обобщающий урок русского языка по теме "Глагол" (4 класс)

Цели: - обобщить полученные на уроках знания о глаголе – роль глаголов в предложении        и речи,   особенности глаголов – исключений, особенности глагол...

Обобщающий урок русского языка в 3 классе "Учение с увлечением"

Урок построен на материале стихов Алексея Скутормина....

Обобщающий урок русского языка "Имя существительное".

Этот урок проведён в форме путешествия по Африке. Изучая географические объекты данного материка, его обитателей дети повторяют изученный материал по теме "Имя существительное". В ходе урока дети запо...

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса.

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса. Презентация....

Разработка обобщающего урока русского языка в 3 классе на тему "Спряжение глаголов"

К уроку подобраны тексы из русской поэзии, с которыми учащиеся должны работать, выполняя увлекательные задания по изучаемой теме...