Обобщающий урок русского языка в 3 классе "Учение с увлечением"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок построен на материале стихов Алексея Скутормина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Староюрьевской сош в с. Новоюрьево

План-конспект урока русского языка для 3 класса

Тема: « Учение с увлечением».

Учитель Сутормина Н.И.

2013 год.

Тема урока

Учение с увлечением  (урок закрепления и обобщения).




























































Планируемые результаты


Тип урока: урок закрепления  и обобщения знаний

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Закрепление знаний правописания приставок и предлогов, безударных гласных в корне слова, безударных гласных в приставках, парных согласных, разбора слова по составу, выделение грамматической основы предложения.»


Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:


- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):


- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять её и  решать учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных

 ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.


Средства (оборудование):

1)карточки с текстами;

2)проектор-компьютер

3) инструкционные карты,  листы  самооценки.




Знать:

  • Правописание

-безударных гласных в корне слова, в приставке;

-парных согласных в корне слова;

-словарных слов

-правописание приставок и предлогов;

-буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,


 Уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую   и выбирать наиболее удобную для себя  форму;
  • проговаривать последовательность действий при написании, отраженную в  алгоритме работы;
  • выбирать основания для   классификации и группировать слова по нескольким критериям;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • организовывать учебное взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом);
  • определять степень успешности выполнения своей работы  в ходе оценки и самооценки.

Основные понятия

Безударная гласная, парная согласная, приставка, корень, родственные слова, фразеологический оборот

Меж

предметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

Сборник стихов «Вкусные слова» А.Сутормина, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре, презентация

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД

(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Регулятивные УУД

(Самоорганизация и организация своего рабочего места)

Познавательные УУД

( повторение и расширение знаний)


Коммуникативные УУД

(умение  оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Г. Сутормина Лесная школа.(Слайд2)

Встали птицы

Утром рано,

Взяли воду из-под крана.

Носик вымыли

И лапки,

Взяли книжки,

Взяли папки,

Чай попили,

Кока-колу,

Полетели

В свою школу.

Эта школа

Не простая,

Называется –

Лесная.

Здесь не слышно

Шума, грая-

Птицы учатся,

Играя.

Ну и мы

Учением

Займемся

С увлечением.

- Понравилось вам  это стихотворение?

-О чем оно?



-Как вы думаете, какая главная мысль стихотворения?

Сформулируйте тему урока.


Слайд3


Сегодня мы будем на уроке работать со стихами Алексея Григорьевича Сутормина.

Слайд 4

Алексей Григорьевич Сутормин более 45 лет проработал в нашей школе учителем и сейчас ведет занятия литературной студии с нашими  учащимися. Он прекрасный поэт, со стихами которого мы уже знакомились на уроках литературного чтения.

Стихи  Алексея Григорьевича помогут нам  проверить  свои знания и умения. Они  вошли в сборник « Вкусные слова».



Слушание


























Ответы детей.


Об учебе в лесной школе.

Звери учатся с увлечением.



Учение с увлечением.



Слушание.

Актуализация опорных знаний

































Речевая разминка




































Словарная работа.













































































Устная работа.







































































































Физкультминутка








































Устная работа









































Закрепление.















































Поэтическая минутка.































Итог урока

рефлексия





























Познавательные УУД

(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Личностные УУД

(Осознание  своих эмоций, интереса к изучению русского языка)


Регулятивные УУД

(умение  работать по предложенному учителем плану)










Регулятивные УУД:

(анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

























Познавательные:

( уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.)





Коммуникативные:

 ( уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.)



Познавательные:

( повторить и расширить сведения об изученных орфограммах)


Личностные:

( выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.)































Регулятивные УУД

( уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.)


Коммуникативные:

( уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.)


Познательные УУД:

( выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.)


Коммуникативные:

( аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.)


Регулятивные:

( уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.)

















































Личностные УУД:

( выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.)


РегулятивныеУУД:

( контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.)



Регулятивные УУД:

( учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)


Коммуникативные:

( понимать на слух текст и ответы одноклассников.

- участвовать в обсуждении содержания данного текста.)


Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.















РегулятивныеУУД:

(осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.)



Коммуникативные УУД:

( уметь оформлять свои мысли в устной форме,

 осуществлять взаимный контроль.)


Личностные УУД:

(демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки)


Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выявления признаков
















Личностные УУД:

( выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.



РегулятивныеУУД:

(контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом)


Познавательные УУД Самостоятельное создание способов решения проблемы.






РегулятивныеУУД:

Умение контролировать результат деятельности

Познавательные УУД

Умение структурировать знания.


У вас на партах карточки с напечатанным текстом стихотворения

« Лесная школа».

Слайд 5

Запишите стихотворение, объясняя правописание указанных орфограмм













Выпишите из данного стихотворения слова с приставками и разберите их по составу.



Посмотрите на экран. Стихотворение А. Г. Сутормина « Раки».

Слайд 6

Говорили греки:

-Враки,

Что живут

В той реке раки

Тащат раки

Грека в реку;

Помогите

Человеку.

И сказали

Греку раки:

-Никогда

Не слушай враки.

Прочитайте стихотворение тихо в медленном темпе, постепенно увеличиваем темп чтения.

Обратите внимание на то, что  в словах « в реке» может быть двоякое ударение. Запишите и поставьте ударение




Слайд 7

Послушайте стихотворение

« Вкусные слова»

Начинаются на А

Очень вкусные слова:

Апельсины и арбузы,

Абрикосы и айва.

На столе лежит арбуз,

Симпатичный карапуз.

Мы возьмем его с друзьями

И попробуем на вкус.

Посмотрели - а на нас

Смотрит сочный ананас.

Мы попробовали сами-

Угостим теперь и вас.

А вот это магазин,

В магазине - апельсин. Апельсинами сегодня

Угостим и Вань, и Зин.

Очень вкусные слова

Абрикосы и айва,

Но попробовать сегодня

Нам придется их едва.

Выпишите словарные слова из этого стихотворения.

-Что обозначают эти слова?

-Как все это можно назвать, одним словом?

А арбуз, ребята, является фруктом?

Арбуз – это ягода.

В стихотворении есть еще одно словарное слово, означающее место, где можно купить эти фрукты и ягоду. Выпишите это слово.

Слайд 8

Из этих слов составьте предложение и подчеркните его грамматическую основу. Укажите, какой частью речи являются данные слова в предложении.




Слайд9


Стихотворение « Белая ворона»

(В)городе  (о,О)мске,

А может (в,В)ероне

Ж.ли да были

Когда-то в.р.ны.

(В)небе л.тали,

Как ч.рные тучи,

Доли искали,

Наверное, лучшей.

Были они

Ч.рной ночи ч.рней,

Ч.рною тен.ю

Они всех пугали,

Все их всегда

(От)себя  (от)гоняли.

Только однажды-

Что хочешь тут делай-

В.р.на одна

Оказалась вдруг белой.

Была она белого

Снега б.лей

И никогда

(Не)пугала людей.

За это в.р.ны

Ее (не)любили

И даже однажды

Немного (по)били.

Где бы ты ни был-

Под (о,О)мском, (в,В)ероной-

Очень уж трудно

Быть белой в.р.ной.



Как вы понимаете выражение «белая ворона».


Это слово употреблено в переносном смысле. Какие выражения, употребляемые в речи в переносном смысле вы знаете?

Такие устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении называются фразеологическими оборотами или «крылатыми выражениями».

Объясните правописание выделенных орфограмм.





























Физкультминутку мы проведем с помощью стихотворения А. Г. Сутормина

« Алёнушка».

Слайд 10

Алёнушка

Проснулась, сладко

Потянулась-

Солнцу  

Улыбнулась.

Протянула

Рученьку

Золотому

Лучику.

Лучик

Не дается-

Аленушка

Смеется.

И вместе

С Аленушкой

Улыбнулось

Солнышко.

Давайте и мы  все улыбнемся солнышку.



Ребята, а сейчас послушайте шуточное стихотворение

«Ашипка».

Слайд 11

Здесь ашипка

Не была и близко-

Это просто-напросто

Аписка.

И не нужно

Сильно придираться:

Так ведь может

Каждый аписаться.

У вас на  столе лежат карточки, на которых напечатано это стихотворение. Прочитайте его еще раз и скажите, что необычного заметили вы в нем?











Прочитайте стихотворение

«Разборки» и выпишите однокоренные слова , разберите их по составу. Слайд12

А у нашего

Егорки

Уж с утра

Идут разборки.

Он машину

Разобрал,

Все  по полу

Разбросал.

Были мамины

Часы

Удивительной

Красы.

Те часы

Он разобрал,

По столу все

Разбросал.

Говорит

Егорке мать:

-надо снова

Все собрать.

Но Егорке

Не до сборки-

 У него

 Идут разборки.





Сейчас вы попробуете себя в области поэзии.

Какая речь является прозаической?

 Давайте вспомним, чем поэтическая речь отличается от прозаической?

Я предлагаю вам рифмы, а вы постарайтесь сочинить свое стихотворение с ними.

Слайд13.


Утят – хотят

Блюдца – напьются

Пруд – пьют.

Теперь я предлагаю вам послушать стихотворение с этими же рифмами.




Слайд 14


Понравился вам наш урок ?

                              узнал, открыл для себя…


Сегодня на уроке Я       научился, смог

                     

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Слайд 15.

(в)стали птицы

Утром рано

Взяли воду

Из-под крана.

Нос.к  (вы)м.ли

И лапки

Взяли кни.ки,

Взяли папки,

Ч.й  (п.)пили,

Кока-колу,

(П.)л.тели

(В) свою школу.

Эта школа

Не простая,

Называется-

Л.сная.

.десь  (не) слышно

Шума, грая-

Птицы уч.тся

Играя.

Ну и мы

Учением

Займемся

 (с) увлечением.





Встали ,вымыли, попили, полетели






Читают стихотворение постепенно увеличивая темп чтения. Произносят как скороговорку.


























В ре′ке - в реке′













Слушание .





































Апельсин, абрикос, айва –


фрукты


Нет





Магазин.




В магазине продавали фрукты  апельсины, абрикосы, айву.  

После обеда в магазин привезли арбузы.








Слушание.

























































Непохожий на других, выделяющийся чем-то .



Гол как сокол,









В городе  Омске,

А может Вероне

Жили да были

Когда-то вороны.

В небе летали,

Как черные тучи,

Доли искали,

Наверное, лучшей.

Были они

Черной ночи черней,

Черною тенью

Они всех пугали,

Все их всегда

От себя  отгоняли.

Только однажды-

Что хочешь тут делай-

Ворона одна

Оказалась вдруг белой.

Была она белого

Снега белей

И никогда

Не пугала людей.

За это вороны

Ее не любили

И даже однажды

Немного побили.

Где бы ты ни был-

Под Омском, Вероной-

Очень уж трудно

Быть белой вороной.

Встали, потянулись, наклон вперед, правую руку вперед, вверх, левую руку вперед, вверх, руки на пояс, покачать головой, глаза закрыть руками, наклоны в стороны.





































Слушание.




















Ученики выделяют слова и объясняют их правописание.


Аписка- описка, ашипка- ошибка







































Разборки, разобрал, собрать, сборки.
































Прозаическая речь- это наша повседневная речь.

Поэтическая речь отличается от прозаической рифмой и ритмом.










Утка вывела

Утят ,

А утята

Пить хотят.

Налила воды

Им  в блюдца:

Пьют утята-

Не напьются.

Отведу я их

На пруд-

Пусть утята

Вволю пьют.






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Учение с увлечением. ( урок закрепления и обобщения) Учитель начальных классов Филиала МБОУ Староюрьевской сош в с. Новоюрьево Сутормина Н.И.

Слайд 2

А. Г. Сутормин Лесная школа. Встали птицы Утром рано, Взяли воду из-под крана. Носик вымыли И лапки, Взяли книжки, Взяли папки, Чай попили, Кока-колу, Полетели В свою школу. Эта школа Не простая, Называется – Лесная. Здесь не слышно Шума, грая- Птицы учатся , Играя. Ну и мы Учением Займемся С увлечением.

Слайд 3

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Слайд 4

А.Г. Сутормин

Слайд 5

А. Г. Сутормин Лесная школа. (В)стали птицы Утром рано Взяли воду Из-под крана. Нос.к (вы)м.ли И лапки Взяли кни.ки, Взяли папки, Ч.й (п.)пили, Кока-колу, (П.)л.тели (В) свою школу. Эта школа Не простая, Называется- Л.сная. .десь (не) слышно Шума, грая- Птицы уч.тся Играя. Ну и мы Учением Займемся (с) увлечением.

Слайд 6

Раки. Говорили греки: -Враки, Что живут В той реке раки Тащат раки Грека в реку; Помогите Человеку. И сказали Греку раки: -Никогда Не слушай враки.

Слайд 7

Вкусные слова Начинаются на А Очень вкусные слова: Апельсины и арбузы, Абрикосы и айва. На столе лежит арбуз, Симпатичный карапуз. Мы возьмем его с друзьями И попробуем на вкус. Посмотрели- а на нас Смотрит сочный ананас. Мы попробовали сами- Угостим теперь и вас А вот это магазин, В магазине- апельсин. Апельсинами сегодня Угостим и Вань, и Зин. Очень вкусные слова Абрикосы и айва, Но попробовать сегодня Нам придется их едва.

Слайд 8

Словарные слова Апельсин, арбуз, абрикос, айва- фрукты и ягода. Магазин.

Слайд 9

Белая ворона (В)городе (о,О)мске, А может (в,В)ероне Ж.ли да были Когда-то в.р.ны. (В)небе л.тали, Как ч.рные тучи, Доли искали, Наверное, лучшей. Были они Ч.рной ночи ч.рней, Ч.рною тен.ю Они всех пугали, Все их всегда От)себя (от)гоняли. Только однажды- Что хочешь тут делай- В.р.на одна Оказалась вдруг белой. Была она белого Снега б.лей И никогда (Не)пугала людей. За это в.р.ны Ее (не)любили И даже однажды Немного (по)били. Где бы ты ни был- Под (о,О)мском, (в,В)ероной- Очень уж трудно Быть белой в.р.ной.

Слайд 10

Аленушка Аленушка Проснулась , Сладко Потянулась- Солнцу Улыбнулась . Протянула Рученьку Золотому Лучику. Лучик Не дается- Аленушка Смеется. И вместе С Аленушкой Улыбнулось Солнышко.

Слайд 11

Ашипка. Здесь ашипка Не была и близко- Это просто-напросто Аписка. И не нужно Сильно придираться: Так ведь может Каждый аписаться.

Слайд 12

Разборки А у нашего Егорки Уж с утра Идут разборки. Он машину Разобрал, Все по полу Разбросал. Были мамины Часы Удивительной Красы. Те часы Он разобрал, По столу все Разбросал. Говорит Егорке мать: -Надо снова Все собрать. Но Егорке Не до сборки- У него Идут разборки.

Слайд 13

Утят – хотят Блюдца – напьются Пруд – пьют.

Слайд 14

Сегодня на уроке у знал, открыл для себя… Я научился, смог могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Слайд 15

Спасибо за урок.

Слайд 16

Литература Сутормин А.Г. Вкусные слова. Стихи для детей. Тамбов: Изд-во Тамбовского отделения ОООп « Литфонд России», 2006

Слайд 17

Источники информации http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://olesya-emelyanova.ru/stihi/soroka-vorona_25.jpg&imgrefurl=http://olesya-emelyanova.ru/index-stihi-soroka-vorona-zanjatija http://fotto.ru/tag/kartinki_fruktov/wsls http :// www.google.ru / imgres?imgurl=http :// pics.livejournal.com / dominicana_faq / pic /0000zx55&imgrefurl=http:// dominicana-faq.livejournal.com / 5589.html&h=341&w=400&sz=40&tbnid=8n9dfvC_04mNNM:&tbnh=100&tbnw=117&zoom=1&usg=__TYoVuL4FVfeIMwBWzXJ6TsY2axA=&docid=0sgnfuXIlWCEHM&hl=ru&sa=X&ei=_hf9UICXO-eA4gSnzIGgCg&sqi=2&ved=0CDEQ9QEwAQ&dur=369 http :// www.google.ru / imgres?imgurl=http :// www.slavg.net / uploads / posts /2009-08/1251208228_12345.gif&imgrefurl=http:// www.slavg.net / news / yarovoenews / 238-zhitelyam-yarovogo-predlozhili-razrabotat.html&h=452&w=384&sz=84&tbnid=8G8h1osG-MGjfM:&tbnh=90&tbnw=76&zoom=1&usg=__iBFAuKwcgkdmoDSNP56ktUpSCC0=&docid=Kuagid5iaH49cM&hl=ru&sa=X&ei=-Rz9UPWwHsb04QSQ5oCgAw&sqi=2&ved=0CDEQ9QEwAQ&dur=404

Слайд 18

http :// allforchildren.ru / pictures / showimg /school21/school2106jpg.htm http :// allforchildren.ru / pictures / showimg /school21/school2112jpg.htm http://mirnt.ru/files/ucheba_1.jpg http://moechudo2010.narod2.ru/portfolio/scrn_big_1.jpg http://vperedi.ru/images/toys.jpg http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTKENPd8t-Vd50aWH6I6F50Q0P6mX0m9QWy3IAKZqgAsZ_aExK4b2FTjBqKwQ http://demiart.ru/forum/journal_uploads/j82674_1234426313.jpg http://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/zabavnie_jivotnie/rechnoy_rak_foto_01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»                  ...

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Обобщающий урок русского языка по теме "Глагол" (4 класс)

Цели: - обобщить полученные на уроках знания о глаголе – роль глаголов в предложении        и речи,   особенности глаголов – исключений, особенности глагол...

Обобщающий урок русского языка "Имя существительное".

Этот урок проведён в форме путешествия по Африке. Изучая географические объекты данного материка, его обитателей дети повторяют изученный материал по теме "Имя существительное". В ходе урока дети запо...

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса.

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса. Презентация....

Разработка обобщающего урока русского языка в 3 классе на тему "Спряжение глаголов"

К уроку подобраны тексы из русской поэзии, с которыми учащиеся должны работать, выполняя увлекательные задания по изучаемой теме...

Обобщающий урок русского языка "Имя Существительное"

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, как части речи. Развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса слов, совершенствование устной речи. Воспитание любви к родной при...