Обобщающий урок русского языка по теме "Глагол" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Когутовская Людмила Николаевна

Цели: - обобщить полученные на уроках знания о глаголе – роль глаголов в предложении        и речи,   особенности глаголов – исключений, особенности глаголов, оканчивающихся на   –ять; поупражняться в определении спряжения и правописании личных окончаний глаголов, учить работать со словарём, закреплять правописание некоторых словарных слов;

- развивать речь, мышление, внимание, память, умение составлять алгоритм с ветвлением;

- настраивать детей на обучение в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пролетарская СОШ»

Конспект

открытого урока

по русскому языку

(4 класс)

Учитель: Когутовская Людмила Николаевна

2009год

Тема:   Обобщение знаний о глаголе.

Цели: - обобщить полученные на уроках знания о глаголе – роль глаголов в предложении        и речи,   особенности глаголов – исключений, особенности глаголов, оканчивающихся на   –ять; поупражняться в определении спряжения и правописании личных окончаний глаголов, учить работать со словарём, закреплять правописание некоторых словарных слов;

- развивать речь, мышление, внимание, память, умение составлять алгоритм с ветвлением;

- настраивать детей на обучение в среднем звене.

Оборудование:  карточки со словами и фигурами – блоками для алгоритма, кроссворд на доске, печатные листы для работы на уроке (на каждого ученика), тесты.

Ход урока

     1.  Организация класса.

   Проверить готовность к уроку. Приветствие гостей урока. Сообщить, что работать дети будут в парах.

  1. Сообщение темы урока.

    Работать мы сегодня будем не в тетрадях, а на специальных листах, лежащих у вас на партах. На двух верхних строчках запишите число и классная работа.

    Детям предлагается разгадать кроссворд, начерченный на доске, а заодно и повторить написание некоторых словарных слов. Учитель читает определение слова, ученик, отгадавший его, выходит и записывает слово в сетку кроссворда. Остальные пишут на листах.

Г

О

Р

И

З

О

Н

Т

К

О

Р

А

Б

Л

Ь

Г

Р

А

Ж

Д

А

Н

И

Н

Г

А

Л

Е

Р

Е

Я

К

О

С

Т

Ё

Р

С

О

Л

Д

А

Т

  1. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, всё видимое вокруг наблюдателя пространство.
  2. Морское судно, а также летательный аппарат.
  3. Человек, постоянно проживающий в данном государстве, а также форма обращения к взрослому мужчине.
  4. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также помещение для выставки картин.
  5. Горящая куча дров, сучьев.
  6. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и неначальствующему составу.

3.  Постановка целей.

     Итак, перед вами тема нашего сегодняшнего урока. Мы уже довольно много о нём знаем. Как вы думаете, какие цели мы с вами поставим на сегодняшний урок?

(Дети высказываются, учитель обобщает сказанное.)

Итак, исходя из сказанного вами, мы ставим себе следующие цели:

(на доску вывешиваются напечатанные таблички)

Употребление глаголов в речи.

Различение глаголов 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям.

Алгоритм написания безударных личных окончаний.

Особенности глаголов-исключений

Трудности написания глаголов на –ять.

    Поскольку тема «Глагол» широко изучается и в последующих классах, то наша задача – хорошо подготовиться к обучению в пятом классе.

4.  Повторение теоретических знаний.

На ваших листах под номером два записаны вопросы о глаголе. В течение одной минуты обсудите их с соседом. Потом ответим на них.

  1. Что такое глагол?
  2. Какие окончания имеют глаголы в начальной форме?
  3. Что можно определить у глагола? Когда можно определить род? Но зато что в прошедшем времени не определяется?
  4. Каким членом предложения работает глагол?

5. Работа по развитию речи.

На доске записаны 5 предложений и список глаголов:

Радостные ученики . . . . . . . .  из школы.                      

Лениво . . . . . . . . .  к реке коровы.

Ребята . . . . . . . . .друг с другом.

По улицам города . . . . . . . . . . . мотоциклы.

Дети . . . . . . . . .о прошедших уроках.

Список глаголов: мчатся, бредут, идут, возвращаются, беседуют, болтают, разговаривают, говорят, семенят, шагают.

(Дети подбирают подходящий глагол и вставляют его в предложение.)

Первое предложение запишут все. Один ученик разбирает его у доски. Затем девочки пишут 3-е и 5-е предложение, а мальчики 2-е и 4-е.

Прочитайте, что у вас получилось. У кого получился текст? Почему?

Какой вывод мы можем сделать об употреблении глаголов в речи?

 (Нужно очень внимательно относиться к употреблению глаголов в своей речи, чтоб смысл сказанного был понятен окружающим.)

6.  Различение спряжения по ударным окончаниям.

    А теперь переходим к следующей нашей задаче. У вас на листе под номером 3 записаны предложения. (Попросить одного ученика зачитать их вслух.)

Кот ход…т, леший брод…т, русалка сид…т, королевич пленя…т, колдун нес…т. царевна туж…т, волк служ…т, избушка сто…т, царь чахн…т, плотина держ…т.

    Кто заметил, откуда эти предложения? Кто автор произведения? Какого предложения не было в этом стихотворении?

   А сейчас отметь справа галочкой те глаголы, у которых легко написать окончание.

Почему это было легко сделать? Что можно нам определить у глагола по ударным окончаниям? Выдели окончание и определи спряжение у этих глаголов.

   

7.  Составление алгоритма.

А теперь давайте составим алгоритм написания безударных окончаний глаголов.

(Алгоритм в рассыпанном виде представлен на доске. Дети выходят и составляют его.)

начало

конец

Поставить глагол в нач. форму

Посмотреть на суффикс

Глагол оканчивается на

-ить

1-спр,пишем Е или –УТ,

-ЮТ

2-ое спр.,пишем И или

-АТ, -ЯТ

На каком уроке мы учились составлять такие алгоритмы?

Какое предложение не подчинится этому алгоритму? Почему?

Давайте вспомним остальные глаголы- исключения.(стихотворение)

Пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные окончания.

  1. Трудности написания глаголов на –ять.

А какую букву надо вставить в окончание этого глагола?

СОБАКА ЛА…Т

   Как будет звучать этот глагол в начальной форме? Какие ещё глаголы на –ять мы знаем? К какому спряжению они относятся? В чём их основная трудность?

   Давайте откроем страницу 113 в учебнике и прочитаем, что говорит Костя Погодин об этих глаголах.

   Открой обратный словарь на  -ять и выпиши их в столбик. Выделите суффикс –Я. Кто запишет – встанет.

   А теперь устно по ставьте глаголы в 3 лицо ед .ч., в 3 лицо мн. ч.

   А как напишем эти глаголы в прошедшем времени?

  1. Домашнее задание.

Сегодня ваше домашнее задание будет связано с этими глаголами. Откройте дневники и запишите стр.113 №84

  1. Проверочный тест.

   А теперь проверим, как же вы усвоили тему «Глагол». В течение 7 мин. Вы отвечаете на вопросы теста. Правильный ответ обводим в кружок. Правильных ответов может быть несколько.

( Дети выполняют задания и определяют свой уровень знаний.)

  1. Подведение итогов.

   Как вы думаете, какие знания и умения, полученные в 4 классе, вам пригодятся в 5 классе?


______________________________________________________


______________________________________________________


 №1. _____________________________________________________

_________________________________________________________
_________________________________________________________


 №2. 1) Что такое глагол?

          2) Какие окончания имеет глагол  в начальной форме?

          3) Каким членом предложения работает глагол?

          4) Что можно определить у глагола?


 №3. Радостные ученики _________________________ из школы.

         Лениво_______________  к реке коровы.

          Ребята ________________________ друг с другом.

          По улицам города ________________ мотоциклисты.

          Дети ________________ о прошедших уроках.


 №4.  Отметь галочкой предложения, в которых написание окончаний не вызывает затруднений.

           Кот ход__т.

          Леший брод__т.

          Русалка сид__т.

          Королевич пленя__т.

          Колдун нес__т.

          Царевна туж__т.

          Волк служ__т.

          Избушка сто__т.

          Царь чахн__т.

          Плотина держ__т.


 №5. ____________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»                  ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок"

Обобщающий урок по теме "Распознавание падежей имен существительных".Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу , предлогу, ро...

Обобщающий урок русского языка в 3 классе "Учение с увлечением"

Урок построен на материале стихов Алексея Скутормина....

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"

Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....

Разработка обобщающего урока русского языка в 3 классе на тему "Спряжение глаголов"

К уроку подобраны тексы из русской поэзии, с которыми учащиеся должны работать, выполняя увлекательные задания по изучаемой теме...