Конспект урока. «Правописание НЕ с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

«Правописание НЕ с глаголами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_23.04.docx69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

1 Организационный момент

Фронтальная работа.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Желаю всем хорошего настроения и успехов на уроке.

Приветствуют учителя.

2 Актуализация знаний

Фронтальная работа. Индивидуальная работа.

Минутка чистописания.

-Отройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске записаны буквосочетания. Буквосочетания прописываем от начала и до конца строки. Расстояние между буквосочетаниями должно быть примерно одинаковое. Обратите внимание на соединение.

ев, ен, не

-Прочитайте высказывание поэта представленное на доске.

Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда-

И та награда в нем самом.

-Что хотел  сказать нам поэт? ( Если мы будем учить русский язык, то узнаем много полезного и интересного)

-Запишите первое предложение к себе в тетрадь, найдите и  подчеркните в нем сказуемое.

-Какое слово подчеркнули? (учите)

-Какой часть речи является слово учите? ( глаголом)

-Что вы уже знаете о глаголе? ( что обозначает, на какие вопросы отвечает, как определить время и число глагола)

Прописывают буквосочетания.

Читают высказывание.

Отвечают на вопросы.

Записывают предложение, подчеркивают сказуемое.

Рассказывают, что знают о глаголе.

3 Мотивация познавательной деятельности

Фронтальная работа.

-Прочитайте на доске загадки и отгадайте их.

Не лает, не кусает, а в домне пускает. (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят

А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Был ребёнок –

Не знал пелёнок,

Стал стариком –

Сто пелёнок на нём. (Капуста)

-Найдите глаголы. Назовите их. Что стоит перед некоторыми глаголами? (не)

-Как пишется частица НЕ в загадках? (раздельно)

-Какое предложение можно сделать?  (НЕ с глагола пишется раздельно)

- Кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Правописание частицы НЕ с глаголами)

-Какую цель мы должны поставить перед собой?  (научиться писать глаголы с частицей НЕ)

Отгадывают загадки.

Определяют тему урока и цель.

4 Открытие нового знания

Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах.

-Откройте учебник на странице 124. Прочитайте название темы. (Правописание НЕ с глаголами)

-Прочитайте про себя правило, которое дает тётушка Сова.

-Правильно ли мы сформулировали вывод о правописание НЕ с глаголами (да)

-А что бы лучше выучить это правило, я предлагаю вам разучить стишок. (на доске)

Не выучил, не знаешь – не делай, не спеши.

С глаголом отдельно частицу НЕ пиши.

-Давайте все вместе проговорим этот стишок.

-Замечательно!  Вы быстро запомните это правило.

-Найдите упражнение 224.

-Прочитайте про себя.

-Как вы понимаете смысл данных выражений?

-Спишите. Подчеркните частицу НЕ.

-Переверните страницу. Найдите упражнение 225. Выполним его устно.

-Кто готов прочитать первую строчку? вторую? третью?

-Какое значение вносит частица НЕ?  (частицы НЕ придает отрицательный смысл)

-Кто готов прочитать, что написано под галочкой. Обратите внимание!

-Мы с вами были правы? (да)

Физкультминутка.

https://www.youtube.com/watch?v=7G47SfY1Mug

-Послушайте сказку (читаю я, представлена на слайде)

«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь...»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» ... И вдруг замерла от

неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.

Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».

-Какие глаголы с НЕ можете назвать? ( не люблю, не верю, не подходила, не говорит, негодую, ненавижу.)

-Что Вы заметили? ( глаголы негодую, ненавижу пишутся слитно)

-Ребята, а вы можете предположить почему? ( не имеют смысла без НЕ)

-Давайте уберём частицу НЕ и попробуем прочитать. ( годую, навижу)

-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать.

-На доске вы видите два столбика. В одном столбике глаголы исключения, во втором их толкование. Попробуйте устно соединить значение слов. Кто готов?

Ненавидеть – Негодовать –

Недоумевать – Недомогать –

Проверим:

Ненавидеть – чувствовать отвращение.

Негодовать – испытывать гнев.

Недоумевать – испытывать сомнения.

Недомогать – болеть.

- Запишите в тетрадь глаголы-исключения.

-Как же узнать, когда глаголы пишутся слитно или раздельно?

-Сейчас каждому я положу на парту алгоритм, чтобы Вы не допускали ошибок.

Алгоритм.

1. Читаем слово.

2. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, то пишем

раздельно.

3. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, то пишем

слитно.

-Сейчас Вас ждёт творческое задание.

-Составить небольшой текст, используя глаголы с частицей НЕ.

-Вы можете выбрать одну из данных тем:

О правилах поведения на уроке

О правилах поведения с книгой

О правилах поведения в лесу.

-Сейчас я прочитаю текст, который составила для вас я.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

-Кто хочет прочитать, что у него получилось?

Читают правило.

Выучивают правило.

Работают с упражнением.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения.

Выполняют физкультминутку.

Слушают сказку.

Изучают глаголы-исключения.

Получают памятку.

5Закрепелние изученного материала

Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в группах.

-А сейчас давайте проверим, как вы усвоили новую тему.

- Посмотрите на экран. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.

1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 4) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 5) Торопливость делу (не)помогает.

- Как пишется частица не перед глаголами? (Раздельно)

- Какое значение придает частица не?

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга (на доске представлен правильный вариант)

6 Итог и рефлексия

Фронтальная работа.

-Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться писать частицу НЕ с глаголами)

-Достигли её? (да)

-Как пишется НЕ с глаголами? (раздельно)

-Как пишутся глаголы - исключения? (слитно)

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия

Покажите мне красный карандаш, если вы  ничего не поняли.

Если вы чего-то не поняли или были недостаточно активны, покажите мне желтый карандаш.

 Если же вы активно работали на уроке и поняли все, о чем мы говорили, покажите зеленый.

Домашнее задание.

Повторить правило на странице 124. Упражнение 227, страница 125.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.

Записывают домашнее задание.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Правописание глаголов" в 4 классе

Тема урока"Правописание глаголов"Тип урока: обобщение знаний.Форма проведения: деловая игра.Цель урока: 1.     Создать условия для обобщения учащимися знаний правописания гла...

Конспект урока "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Данный материал даст возможность, как учителю проверить знания учащихся, так и ребенку показать свое умение пользоваться ими. В конспекте предоставлен материал, который поможет закрепить навыки правил...

Конспект урока: "Правописание приставок в глаголах"

Урок открытия нового знания. Начальная школа 21 века 4 класс...

Конспект урока "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глаголов." 4 класс (Школа России)

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. ". Данный конспект...

Конспект урока "Правописание Не с глаголами" 2 класс

Конспект открытого урока на тему "Правописание Не с глаголами" 2 класс. Урок выстроен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока "Правописание НЕ с глаголами"

Конспект урока "Правописание НЕ с глаголами"...