Обобщение знаний о заглавных буквах
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Подробный  конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znanii_o_zaglavnyh_bukvah.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  • Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развить аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык; расширить кругозор учащихся; развить творческие способности учащихся, исследовательские умения.
  • Воспитать познавательный интерес к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Канакина - М.: Дрофа, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  • Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2. «Космос»
     http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75
  • Тест «Заглавная буква в именах собственных».
    http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
    http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/

План урока

  1. Оргмомент.
  2.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  3. Тема и цели урока
  4. Чистописание.
  5. Словарно-орфографическая работа.
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление знаний по теме.
  8. Физкультминутка для глаз
  9. Продолжение закрепления знаний по теме.
  10. Обобщение пройденного материала.
  11. Рефлексия
  12.  Домашнее задание.
  1. Организационный момент,

Цель учащихся: настроиться на  работу на уроке

Цель учителя: создать условия для  настроя учащихся на работу на уроке

Задачи: проверить наличие принадлежностей, настроить ребят на работу.

Методы: организация работы учащихся (внешняя мотивация через необычную форму проверки наличия необходимых принадлежностей к уроку с помощью четверостишия)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

(какие УУД формируются,

за счёт чего)

Презентация

(слайды)

Проверяют наличие принадлежностей

Читает четверостишие:

-Все ли на месте,
Всё ли в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!                                               
 

Регулятивные УУД

(за счет самоорганизации, настроя на работу при чтении учителем четверостишия)

Слайд 1

Слайд  2

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в чудесную страну, в сказочный город, а какой, попробуйте догадаться:

«Коротышками их называли потому, что они были очень  маленькие.  Любой  коротышка  был  ростом  с  небольшой огурец.  В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались  именами  цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.

- Кто узнал город, в который мы совершим путешествие?

- Да, это Цветочный город

-А кто автор   книги «Приключения Незнайки и его друзей»? (Николай Носов)(слаиды 3,4)

3.Тема и цели  урока

 - Попробуйте назвать тему нашего урока. (Тема урока «Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы»)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных, (слайд5)

Чистописание.

- Найдите одинаковый звук в словах: Незнайка, Николай Носов (Звук [н].)(слайд6)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, непарный, может быть твёрдым или мягким в зависимости от того, какая буква стоит рядом)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «эн».)

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием буквы Н н

- Напишите красиво и правильно заглавную букву Н и строчную н(по половине строки)

На следующей строке запишите :Николай Носов, Незнайка

-Составьте предложение

В, городе, жил, Цветочном, Незнайка.(слайд7)

Незнайка жил в Цветочном городе.

- Прочитайте предложение.

- Почему некоторые слова записаны с большой буквы? Повторите правило!

-Назовите другие орфограммы  и объясните их. Встретилось слово «город». Какое оно?(словарное)

5. Словарно–орфографическая работа.

а)   https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/03/24/plan-konspekt-uroka-obobshchenie-znaniy-o-zaglavnyh(слайд8)https://docs.google.com/drawings/image?id=syK53GAyLBz-ajcPX7uNxxQ&rev=1&h=150&w=624&ac=1

- Найдите в этой записи еще два слова из словаря (корова, собака). (Открываются рисунки)(слаид9).

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).

- Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске открываются таблички с этими словами.). (В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).

- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

б) – Дайте клички этим домашним животным.

- Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.

- Как пишутся клички животных.

- Запишите в тетрадь слова корова, собака и припишите к ним ту кличку, которая вам нравится. (один ученик на доске)

6. Физкультминутка «Хлопай, топай» музыкальная

7. Закрепление знаний по теме.

а) - К нам на урок зашла  Кнопочка  за помощью. (слаид 10). Ей нужно отправить письмо. (Конверт). Но Кнопочка никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (Запись на доске).

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.(слаид 12)

- Почему Кнопочка не может понять адрес? (Кнопочке непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запуталась Кнопочка? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.)

- Объясните отправителю, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

б) Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы Кнопочке было понятно, куда отправить письмо.

Сверка написанного с образцом.

-Как же пишутся города, улицы?(вывод делают дети)

8.Физкультминутка- гимнастика для глаз

9.Продолжение закрепления знаний по теме

в) Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. (На доске запись).(слаид 13)

Здравствуй, соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть шарик! Твой брат лев.

- Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).

- Чему рад автор письма? (Купил шарик?).

- Какой?

- А если я скажу, что это не воздушный шарик? Тогда что за шарик купили Леве? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Шарик звонко лает).(слаид 14)

- О ком идет речь?

Как надо писать слово Шарик? Почему?

Записали в тетрадь под диктовку: девочка Соня, брат Лев, собака Шарик.

- Отметить все орфограммы. Объяснить.

Почему важно знать правила написания слов с большой буквы? (Чтобы речь была понятной тем, кому она предназначена).

-Мы уже достигли первой цели на сегодняшнем уроке, а сеичас давайте выполним работу, чтобы постараться достичь второй.

г) Работа в парах

– На ваших столах лежат карточки (Задание для парной работы).

  1. Задание

Зачеркни в скобках лишнюю букву.
На границе служит (О,о)вчарка (П,п)альма.
Финиковая (П,п)альма растёт на юге.

Утренняя (З,з)орька осветила лес.
На зелёном лугу паслась (З,з)орька.

     2.Задание

Исправьте ошибки(всего7)

Летом мы решыли съездит к бабушке вале в деревню малиновка. Она стоит на берегу речьки Волги. У бабушки есть кот пушок и собака дымка.

Оцените свою работу. Поставьте 2 оценки около фамилий и сдайте листочки.

д)индивидуальная работа

 Составьте из слов  предложение. Запишите его в тетрадь(слаид 15)

В деревне Простоквашино жили дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин. Объясните все орфограммы и подчеркните соответствующие буквы.

Из какой книги эти герои?Кто автор?(Эдуард Успенскии «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

10.Обобщение пройденного материала.

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.(На доске выполненный картинный план урока)

11. Рефлексия.

Учитель: 

  • Наше путешествие подходит к концу.
  • Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

-Ребята, у вас на партах лежат цветы-оценки, прикрепите их на доску.Посмотрите, какой красивый город из цветов у нас получился!Вам нравится?Вы довольны?Это ваш Цветочный город, ребята, а вы его маленькие, и такие большие жители!

12. Домашнее задание.

Подписать конверт полностью с обратным адресом или сказочному герою или своему другу или родственнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему:"Обобщение знаний о большой букве"

План-конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о большой букве". 1 класс. УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"Конспект урока, презентация, приложения....

Конспект урока: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Цели деятельности учителя: углубить знания об именах собственных; совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Планируемые результатыЛичностные: учить положительному...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.Задачи:·         Углубление знаний об именах собственных, совершенс...

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы с применением современных игровых технологий

Создание условий для обобщения знаний учащихся об употреблении заглавной буквы...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом

Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....