Глагол - как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

проект урока по русскому языку в 3 классе .Темаа: " Глагол - как асть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx959.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение                                                                                                        Муравьихинская средняя школа

                       Открытый урок по русскому языку

                                 в 3 классе

                 по теме «Глагол как часть речи»

                                                                             Провела : учитель 1 категории

                                                                                                 Ковлягина Л.И.

2018г

 Цель:

 сформировать четкое грамматическое понятие «глагол», закрепить знания уч-ся о существенных признаках глагола и его лексическом значении, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать;

Задачи:

образовательные: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе, формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

развивающие: развитие устной и объяснительной речи уч-ся , умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные: создание условий для коммуникативных умений, воспитывать учебную активность, учить ставить цели своей деятельности.

УУД.

  1. Личностные:
  • смыслообразование;
  • знание нравственно-моральных норм поведения.

      2.  Регулятивные:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
  • самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

      3.  Познавательные:

  • Общеучебные:

              - самостоятельное выделение и формулирование познавательной                    цели;

              - поиск и выделение необходимой информации;

              - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

  • Постановка и решение проблемы:

              - формулирование проблемы;

              - самостоятельное создание способов решения проблемы поискового           характера.

      4. Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

                               Ход урока

    Формируемые  УУД

Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Прочитайте на доске девиз урока:

«Где труд, там и радость».

-что напоминает вам наш девиз?    (пословицу)

-как вы её понимаете?

Надеюсь, что наш урок тоже принесёт вам радость.

Посмотрите маршрут нашего урока:

1.Словарная работа.

2.Что мы знаем о глаголе?

3.Работа по картине

4.Работа с деформированным текстом

5.Новые знания о глаголе:

     Многозначные глаголы

     Глаголы- синонимы

     Глаголы- омонимы

6.Рефлексия

Итак мы начинаем. Открыли тетради, записали число, классная работа, №1.

Актуализация знаний

Внимание на доску. Запишите словом,  что вы видите на картинке.                                     СЛАЙД 1

ГОРОД, ЛИСА,АВТОБУС,ГОРОХ,ОДЕЖДА,ЛОПАТА.

-Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Проверьте.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа по парте.  

Сравните ваше написание с доской.                                                    

СЛАЙД 2                                                                                      

- что объединяет  все эти слова?  (слова словаря;  им. сущ., ед.ч.)

- какое слово лишнее?        (лиса- одушевлённое)

(город-ударение на 1 слог)

Теперь из каждого слова возьмите первую букву и составьте новое слово. Что получилось?

                                          - ГЛАГОЛ.

Тема нашего урока  «Глагол как часть речи».                                  СЛАЙД 3                                                          

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет, или забивает гол,

 Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам глагол.

Самоопределение к деятельности.

Фронтальная работа.

Что же вы уже знаете о глаголе? Выберите верные утверждения:

                                       ГЛАГОЛ- это                                                             СЛАЙД 4                                                                                                                                                          

Обозначает предмет

Обозначает действие предмета

 Обозначает признак предмета

Часть речи

Член предложения

Отвечает на вопросы кто? Что?

Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

(дети выбирают нужное, читают правило)

Что ещё вы знаете?

Глаголы бывают ед.ч, мн.ч.

Что означают  гл. ед.ч.         гл. мн.ч.?                                                     СЛАЙД 5                                                                            

 Приведите примеры.

Работаем в парах- один придумывает гл. ед.ч , другой этот же глагол ставит во мн.ч.

  (пишет- пишут). Работа устно.

Что нужно уметь, чтобы находить глаголы в ряду слов или в тексте?         (задавать вопросы)

Перед вами репродукция с картины  Алексея Рылова «В голубом просторе»                                                                                               СЛАЙД 6

Работа в парах.

Подберите к предметам, изображённым на картине глаголы. В этом вам поможет вопрос.

Запишите в тетради №2 , приведите 3 примера, над глаголами напишите число.     Проверка  (2-3 человека).

                                     

             

                           ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сегодня на уроке мы узнаем о лексическом значении глаголов .

ГЛАГОЛ произошёл от старославянского слова «глаголить» - говорить .С помощью глагола мы узнаём  как всё в мире движется, меняет краски, звучит. Глаголы как бы оживляют всё вокруг.

«Глагол придаёт речи жизнь- присутствием своим животворит отдельные слова»-                                                                                                      СЛАЙД 7

 сказал  Николай Греч- языковед.

Животворит- оживляет.

Мы тоже попробуем оживить картину.                                            СЛАЙД 8                                                                      

Дополните предложения глаголами. Работа в группах- рядах.

1 группа:

_________ осень. С деревьев ________ листья. Они _______ землю пёстрым ковром. По небу __________ серые облака. _______ тёплый ветерок. Он ______ листья с деревьев. ________ листопад.

2 группа:

В парке пусто и тихо. Кое- где _______листик с дерева. Он долго ________ в воздухе и плавно _______ на землю. Но вот озорной ветерок______ деревья. И на землю _______ золотой дождь.

Прочитайте ваши тексты.   Оцените , чей текст получился  краше.

Прочитайте текст в учебнике с.58 №102. Кто автор текста? Что вы представили ? Какие глаголы помогают услышать листопад? С этим  номером работать будете дома.

 

 А теперь послушайте стихотворение:

За столом сказала мать

- Хватит языком болтать.

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно?

Какие два одинаковых глагола вы заметили?

Что значит «болтать языком»,  «болтать ногами» ?

Сколько лексических значений у глагола «болтать»?

Как называются такие слова?

Многие глаголы входят в состав фразеологизмов.

На столе у вас лист с фразеологизмами. Напишите объяснение к ним (замените глаголом).

Работа в группах по 4 человека.

  Обвести вокруг пальца-

     Клевать носом-

      Ловить ворон-

Зарубить на носу-

     Гонять лодыря-

     Кот наплакал-

Вертеться под ногами-

Навострить уши-

     Куры не клюют-

Обвести вокруг пальца-

Сесть в калошу-

Сгореть от стыда-

     Бить баклуши-

Брать на буксир-

Намылить шею-

Как воды в рот набрал-

Зачем нужны фразеологизмы?          (чтобы речь была более образной, яркой)

Прочитайте предложение                                                                      СЛАЙД 9                                                                                                      

 Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

Назовите глаголы.   Какое состояние осинки все они выражают? (холодно)

Как называются такие слова?     (синонимы).

 Глаголы могут быть не только многозначными, но могут быть и синонимами.

Запишите это предложение в тетрадь.   Найдите основу предложения . Ученик разбирает предложение на доске.                   Индивид. работа.

Слова- синонимы каким членом предложения являются?

И снова внимание на доску. Фронтальная работа.                       СЛАЙД 10                                                                                                                                                                                                      

Затопили печь, чтобы пироги печь.

Корабль дал течь, и вода стала течь.

Объясните значения одинаковых слов. Как такие слова называются?     (омонимы)

Подведение итога урока.

 Какой части речи посвятили урок?

Что я знал о глаголе.

Что я узнал на уроке.

Дети по очереди заполняют таблицу карточками:

Часть речи;

Действие предмета;

Что делать? что сделать?

Ед.ч, мн.ч.

Многозначные;

Фразеологизмы;

Синонимы;

Омонимы;

Раскрасьте флажок кораблика.

Если ты легко справился со всеми заданиями, раскрась флажок зелёным цветом.

Если у тебя возникли трудности, раскрась флажок синим цветом.

       Если тебе нужна помощь учителя, раскрась флажок красным цветом.

 

Личностные УУД:

Нравственно- этическая ориентация

Личностные УУД:

Самоопределение.

Регулятивные УУД:

Планирование

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные УУД: анализ; синтез; , подведение под понятие, выведение следствий;

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнёра

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; анализ; синтез;  подведение под понятие, выведение следствий;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка;

 Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли;

 

Регулятивные УУД:целеполагание;

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; анализ; синтез;  подведение под понятие, выведение следствий;

Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование;

контроль, коррекция, оценка;

 Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; управление поведением партнера

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; анализ; синтез;

 Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка;

 Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; управление поведением партнера;

планирование учебного сотрудничества;

Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование;

контроль, коррекция, оценка;

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; анализ; синтез;  подведение под понятие, выведение следствий;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; управление поведением партнера;

планирование учебного сотрудничества

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов;

умение точно выражать свои мысли; управление поведением партнера;

планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД:

произвольное и осознанное построение речевого высказывания;

анализ объекта с выделение существенных и несущественных признаков; построение логической цепи рассуждения; Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция;

Познавательные УУД: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества

Регулятивные УУД:

целеполагание; контроль; коррекция; оценка; Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы; анализ; синтез;  подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества;

разрешение конфликтов; управление поведением партнера;

Регулятивные УУД: целеполагание;

ЛичностныеУУД: самопознание и самоопределение; смыслообразование;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать

свои мысли;

Познавательные УУД:

анализ объекта с выделение существенных и несущественных признаков; построение логической цепи рассуждения; синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества;

Личностные УУД:

смыслообразование;

Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование; контроль; коррекция; оценка;

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные УУД:

целеполагание; контроль; коррекция; оценка; Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы; анализ; синтез;  подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества;

разрешение конфликтов; управление поведением партнера;

Личностные УУД:

смыслообразование;

Регулятивные УУД:

прогнозирование; оценка; Познавательные УУД:

анализ; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы;

 Регулятивные УУД:

целеполагание; контроль; коррекция; оценка;


                                             

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...