Книжка - методичка "Занимательная орфография"
занимательные факты по русскому языку (1, 2 класс)

Геворгян Ангелина Сергеевна

"Хочется учиться, когда учиться интересно!"

Учебное пособие предназначено для учащихся начальной школы, обучающихся по предмету русский язык.

Данное пособие позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной орфографии” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Как отмечали психологи, «Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз»

Пособие содержит занимательный материал по орфографии: пословицы и поговорки, загадки на различные орфографические правила, правила в стихах и орфографические пятиминутки.

Предполагаемый практический материал учитель может использовать как для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, так и для контроля за усвоением ими грамматических тем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


 

СО


 


 


 


 


 




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивано – Лисичанская средняя общеобразовательная школа»

Грайворонского городского округа

Методическая разработка

Разработала:

Учитель начальных классов

Геворгян Ангелина Сергеевна

г. Грайворон

 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…...……………………………………………………………

4

Типы орфограмм и необходимые умения…………………………………

5

Раздел 1. Пословицы и поговорки

  1. Изучение парных звонких и глухих согласных……………………
  2. Изучение слов с непроверяемыми безударными гласными………
  3. Изучение слов с удвоенными согласными…………………………
  4. Изучение Ь знака, как знака мягкости и разделительного знака…

Раздел  2. Загадки

  1. Правописание безударных гласных в корне слова……..………….      
  2. Правописание парных согласных в корне слова…………………..        
  3. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ…………….
  4. Правописание разделительного мягкого и твердого знаков……...      
  5. Состав слова………………………………………………………….
  6. Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных…………………………………………………….
  7. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением…………………………………………………………….
  8. Правописание непроизносимых согласных в корне слова……….        
  9. Слова с удвоенными согласными…………………………………..
  10. Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука……………………………………………………..
  11. Правописание сочетаний ЧК-ЧН…………………………………...

Раздел 3. Правила в стихах

  1. Состав слова………………………………………………………….
  2. Орфография…………………………………………………………..

Раздел 4. Орфографические пятиминутки

6

6

6

6

8

9

10

11

11

12

13

14

14

15

16

18

18

  1. Гласные после шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ……………
  2. Буква Ь знак как знак мягкости согласного звука…………………
  3. Большая буква в названиях городов, деревень, сёл, рек, улиц…...
  4. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах…...
  5. Удвоенные согласные……………………………………………….
  6. Разделительный Ь знак……………………………………………...

20

20

21

21

22

22


Предисловие

Учебное пособие предназначено для учащихся начальной школы, обучающихся по предмету русский язык.

Данное пособие позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной орфографии” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Как отмечали психологи, «Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз»

Пособие содержит занимательный материал по орфографии: пословицы и поговорки, загадки на различные орфографические правила, правила в стихах и орфографические пятиминутки.

Предполагаемый практический материал учитель может использовать как для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, так и для контроля за усвоением ими грамматических тем.

Типы орфограмм и необходимые умения

Тип орфограммы

Необходимые орфографические умения

1.Безударные гласные в корне слова

  • умение быстро и  безошибочно определять место ударения в слове, различать ударяемые и безударные гласные;
  • умение быстро и безошибочно находить в слове корень;
  • умение подбирать родственные слова или образовывать формы проверяемого слова, выбирать из их числа проверочные слова;
  • умение пользоваться словарем

2. Звонкие и глухие согласные на конце слова

  • умение находить в слове корень, определять границы корня;
  • умение быстро подбирать родственные слова или формы проверяемого слова, выбирать из них проверочное слово;
  • умение на основе речевого слуха точно различать звонкий и парный ему глухой согласные;
  • умение пользоваться словарем, другими справочными пособиями

3. Сочетания жи-ши, ча-ща

  • умение находить в слове сочетания;
  • умение быстро вспоминать правило;

4. Смягчающий мягкий знак

  • умение находить мягкий согласный звук в конце слова;

5. Большая буква в именах собственных

  • умение определять имена собственные;
  • умение писать имена собственные с большой буквы

 

6. Раздельное написание предлогов, слитное – приставок

  • умение определить, что «предлог/приставка» не является началом корня;
  • умение обнаружить смысловую и синтаксическую связь предлога с именем существительным или местоимением

Пословицы и поговорки

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся. 

1. Изучение парных звонких и глухих согласных

1. Кошке игрушке,  да мышке слезки.

2. Каков рыбак,  такова и рыбка.

3. В зимний холод всякий молод.

4. Береги нос в сильный мороз.

5. Не тот хорош,  кто лицом пригож,

А тот хорош,  кто для дела гож.

6. Слаще всех плодов — плод честного труда.

7. Свой глаз — алмаз.

8. Дороже алмаза свои два глаза.

2. Изучение слов с непроверяемыми безударными гласными

1. У коровы молоко на языке.

2. Мороз да метели под февраль налетели.

3. Яблоко от яблони недалеко падает.

4. Человек без Родины, что соловей без песни.

5. Где трактор ходит, там золотая пшеница родит.

6. Трактором пахать, не лопатою копать.

3. Изучение слов с удвоенными согласными

1. Недаром говорится, что нужда коллектива боится.

2. Утренний дождь не долог.

3. Хороший лен — дохода миллион.

4. Русский солдат не знает преград.

5. Хороша нива у дружного коллектива.

6. Ссора до добра не доводит.

4. Изучение Ь как знака мягкости и как разделительного знака

1. Родину-мать умей защищать.

2. Отольются волку овечьи слезки.

3. Ученье — путь к уменью.

4. Маленькое дело лучше большого безделья.

5. От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Загадки

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, возбудить интерес к обучению, активизировать внимание, внести необходимое разнообразие в утомительную тренировочную работу по формированию навыков правописания. 

  1. Правописание безударных гласных в корне слова

1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (Коса)
2. Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (Сова)
3. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
4. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

5. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

6. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

7. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)

8. Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

9. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)

10. Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет… (коза)

2. Правописание парных согласных в корне слова

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (Зонт)
4.За тобою он плетется, 
Хоть на месте остается. (След)
5.Лежал, лежал, 
Да в реку побежал. (Снег)

6. Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками 
Лист с зелеными иголками. (Гриб)

7. Под соснами, под елками 
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
8. Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (Шапка)
9. Набитая пухом, лежит под ухом. (Подушка)

10. То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)

                          3. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки. (Лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (Свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (Часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (Чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)


          4. Правописание разделительного мягкого и твердого знаков                                       1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (Деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту. 
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (Подъемный кран)

                                                     5. Состав слова
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых. 
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (Пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги - 
Прохудились сапоги. 
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине. 
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (Самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (Теплоход)

6. Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных

1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (Ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш) 
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко. 
И работе круглый год 
Он сердечко отдает. (Карандаш)
7.Он от битья не плачет, 
А прыгает и скачет. (Мяч)
8. Человек в халате белом
Занят очень важным делом. 
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (Врач)
9. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. 
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)

    7. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением»
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (Автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (Трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (Сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (Береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос. 
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (Воробей)

          8. Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (Лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце)

                                 9. Слова с удвоенными согласными»
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
3.Движется большой вагон 
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (Троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)

10. Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука

1.В воде купался, сух остался. (Гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (Дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (Снегирь)
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (Гвоздь)
5. Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо)

6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (Пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (Коньки)
10. Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)

11. Правописание сочетаний ЧК, ЧН

1.Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)

3.Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке.
Палочка в руке,

А ниточка в воде. (Удочка)

4.А ну-ка, ребята,

Кто отгадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Рукавички)

5.Стальной конек

По белому свету бегает,

За собой черные следы оставляет. (Ручка)

6.Рос шар бел,

Ветер дунул –

Шар улетел. (Одуванчик)

7.Золотое решето

Черных домиков полно;

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнечник)

Правила в стихах

1. Состав слова

Приставка 

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

Корень        

Общая часть

Родственных слов

Корнем зовется –

Ответ наш готов.

Суффикс      

После корня он стоит,

Слово новое звучит.

Обозначу уголком –

Называю суффиксом.

Окончание  

На конце любого слова

Окончанье ищем снова.

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.

 

2. Орфография

Шомпол, чопорный и шоры,

шов, крыжовник и обжоры,

шорох, с куртки капюшон,

шоколад, шоссе, шофер –

вот и весь набор.

ЖИ - ШИ
Вот - коржи, а вот - гроши!
Пишем с «и» мы «жи» и «ши»!

ЧУ - ЩУ
Вот – чудак, а вот – вещун!
Пишем с «у» мы «чу» и «щу»!
ЧА - ЩА
Он, ворча, поймал леща –
Пишем с «а» мы «ча» и «ща»!

 

Орфографические пятиминутки

1. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

***

Мечут икру, ищут добычу, рыщут по лесу, тащат в норы. (10 слов)

***

Широкая река, хороший малыш, живем дружно, жилище людей. (8 слов)

***

Шиповник, шишки, ждут товарища, животные, ужин, чужие вещи.(8 слов)

***

Свежий щавель, новая чашка, душистый мед, чужое гнездо, сухие шишки, барсучий жир.(12 слов)

***

Щуплый котенок, живая рыба, рыжий лисенок, злая щука, колючий ерш, курчавый ягненок. (12 слов)

2. Буква Ь как знак мягкости согласного звука

***

Душистая...(лип...ка, сирен..., фасол…, крапив…ка)

Звонкая…(пляс…ка, капел…, оттепел…, пес…ня)

Красивый…(лос…, лес…,глухар…,звер…ёк)

Задание: К данным словам подберите нужное слово с орфограммой на мягкий знак – показатель мягкости согласных.

***

Срывать, терпеть, лизать, удить, шить, чудить, кроить.

Радость, лебедь, капельки, метель, рельсы, гвозди.

Маленький, умненький, сельский, песочный, контрольный. (18 слов)

Задание: запишите только те слова, в которых есть орфограмма на мягкий знак – показатель мягкости согласных.

***

Стальное кольцо, скользят коньки, гнилые пеньки, главная роль, боль отступила, новый гриль, быстрый конь, дельное предложение, синенькие васильки. (18 слов)

3. Большая буква в названиях городов, деревень, сёл, рек, улиц.

***

Поселок…,          Волга

Река…,                Мирный

Улица…,             Пушкина

Село… .              Жуково

Задание: допиши пропущенные слова.

***

…море,               Черное,

город…,              Орёл,

река…,                Белая,

…улица.              Речная.

Задание: допиши пропущенные слова.

4. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.

***

Кора, рога, снег, стена, ряды, цветы, гора. (7 слов)

***

Во дворе, на стволе, на столе, в лесу, от ноги, около сосны, с козой, бревно, мячи. (16 слов)

***

На мосту, толпа, к земле, моря, весна, конец, сосна, над селом. (11 слов)

***

У ствола, в ряду, в речушке, с узелком, на странице, с весной, на коне, у лосихи, со зверями. (18 слов)

5. Удвоенные согласные

***

Анна, Алла, Кирилл, Аннушка, Римма, класс. (6 слов)

***

Суббота, жужжит, зажужжит, касса, ссора. (5 слов)

***

Русский язык, осенний лист, Россия, длинный день. (7 слов)

***

Группа, рассказ, ранние цветы, классная работа. (6 слов)

6. Разделительный ь знак.

***

Полю грядки, полью цветы, в дальний полёт, зверь лют, дожди льют. ( 11 слов)

***

Хлопья снега, шьёт платье, машет крыльями, тёмной ночью, лисья нора. ( 10 слов)

***

Софья, Анисья, Илья, Дарья, Демьян, Марья, Ульяна. (7 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Состав слова. Орфография"

В данной разработке предлагаются разнообразные упражнения и задания на обобщение материала по изученным орфограммам с использованием активных методов обучения....

Орфография без правил

Петр Семёнович Тоцкий разработал оригинальную методику обучения грамотности – «Орфография без правил».  За основу взял теорию известного в свое время методиста Дмитрия Ивановича Тихомирова, ...

«Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы ...