Конспект занятия по развитию речи.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Аршанова Татьяна Александровна

Конспект занятия по развитию ричи. Тема: Автоматизация звука "Р" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

Тема: Автоматизация звука «Р».

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

Уточнить артикуляцию звука [Р];

Дать развернутую характеристику звука Р;

Развивать фонематическую базу;

Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

Закрепить зрительный образ буквы [Р];

Расширять словарный запас;

Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это щенок. Давай вместе с щенком поиграем.

Логопед достает картинку щенка. А у Барбоса есть язычок? (есть). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Основная часть.

- Кличка этого щенка Барбос. А какой звук я выделяю в слове – Барррбос? (звук [р])

- Барбос грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему?

-Давай вспомним, что делают губки когда произносят звук [р]? (губы растянуты в улыбке); что делает язык? (кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами); Какой воздух выходит? Теплый или холодный? Поднеси ладонь ко рту и скажи – р-р-р (воздух теплый).

Какой голос? Звонкий или глухой? Приложи руку к шее, скажи – р-р-р. (звонкий) Воздушная струя создает вибрацию.

-Давай расскажем Барбосу о звуке [р]?

Мы этот звук поем или произносим отрывисто? (Отрывисто). Значит он какой? (согласный).

Звонкий или глухой? (звонкий).

Твердый или мягкий? (твердый).

Выбери цвет, которым его будет обозначать. (синим)

А сейчас давайте отдохнем? Посмотри и запомни движения, а потом вместе выполним.

4. Физминутка

А у Барбоса есть язычок? ( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

-Молодец!

5. Игра «Отгадай-ка»

-Барбос предлагает поиграть в игру “Отгадай-ка”

Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

-Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

-Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

  Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)

-Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

-Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

-Какой звук слышится во всех словах (звук Р).

-Барбос просит помочь распределить картинки в разные группы так: в названиях, которых звук [р] в начале слова, в середине, в конце слова. Давай ему поможем? (рысь, морковь, повар, помидор)

-Попробуй составить предложение со словом – повар.

-Сколько слов в предложении? Прохлопай.

-Назови первое слово? (…) Второе? (…), Третье? (…)

-Поиграем в игру «Доскажи словечко»

-логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

 А зовут его ... (жираф).

 Удивленно смотрит Люда

 На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,

 мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод января

 Ёжика спасет …(нора).

На крылечке у ворот

 Замяукал рыжий…..(кот).

- Какой любимый звук щенка Барбоса? (р-р-р)

-Давай порадуем Барбоса и расскажем ему чистоговорку со звуком [р].

На праздничной рубашке

Розы и ромашки.

5. Подведение итогов занятия.

-О каком звуке мы сегодня говорили на занятии? (звук [р])

-Какой это звук? Давай дадим ему характеристику? (…)

-Теперь Барбос умеет рычать как взрослый пес. Он очень рад! Ты очень хорошо потрудилась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»

Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.Задачи:- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;- закреплять н...

Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру на тему "В гостях у Мойдодыра".

На занятии  формируются элементарные представления о предметах личной гигиены,закрепляются  представления детей о назначении предметов гигиены. .Дети учатся   называть (показывать) дейс...

Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Сходства и различия».

Урок обобщения и систематизации знаний на тему хвойных и лиственных деревьев....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...